WTgame
1270 subscribers

Bell ХP-77 - попытка создания цельнодеревянного легкого истребителя США

1,6k full reads

Во время войны, при постоянно растущем производстве военной технике, может появится нехватка сырья и в первую очередь металлов и сплавов. В 1941 году начались поиски альтернативных материалов для авиационной промышленности. После обсуждения в октябре 1941 года сложившейся ситуации между специалистами ВВС США и представителями авиастроителей в апреле 1942 года авиационная корпорация Белл получает контракт на разработку легкого истребителя обозначенного Р-77.

Схема Bell ХР-77
Схема Bell ХР-77

По проекту машина представляла собой одномоторный моноплан с низкорасположенным крылом ламинарного профиля и трехопорным колесным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран оснащенный турбокомпрессором 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Ranger XV-770-9 мощностью 500 л.с. Конструкция самолета была полностью цельнодеревянной.

Bell ХР-77
Bell ХР-77

Вооружение предполагалось из 20-мм пушки, стреляющей через вал винта, и двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа. Позже пушку удалили в угоду подвески 300 фунтовой бомбы.
После рассмотрения проекта 10 октября 1942 г., ВВС США заказали шесть прототипов XP-77 плюс два планер для статических испытаний. На фирме Белл возникли некоторые задержки с выпуском прототипа связанные с производством Р-39 и разработкой нового самолета Р-63. К тому времени недостатка в легких сплавах так и не возникло, и соответственно интерес к легкому цельнодеревянному истребителю у ВВС уменьшился. Контракт заказа был пересмотрен в сторону уменьшения до двух прототипов со сроком поставки в январе 1944 года.

Прототип Bell ХР-77 апреля 1944 г.
Прототип Bell ХР-77 апреля 1944 г.

Но первый прототип увидел взлетное поле лишь 1 апреля 1944 года. Возникшие трудности с поставкой комплектующих к самолету подрядчиками задержали график сборки машины. Первый полет продлился 25 минут и был признан в целом удовлетворительным. Дальнейшие испытательные полеты показали, что установленные на прототипах двигатели Ranger XV-770-7 мощностью 520 л.с. позволяли достичь лишь скорости 530 км/ч против заявленных 660.

Второй прототип Bell ХР-77 в полете
Второй прототип Bell ХР-77 в полете

По всем остальным летным характеристикам ХР-77 также заметно уступал практически всем основным американским истребителям. Короче говоря, легкий истребитель Белл был медленнее, чем тяжелые истребители обычной конструкции.

ЛТХ Bell ХР-77
ЛТХ Bell ХР-77

В дополнение к этому второй прототип потерпел крупную аварию 2 октября 1944 года, когда он вошел в перевернутый штопор при попытке пилота выполнить иммельман. Летчик вынужден был покинуть машину.

Сохранившийся XP-77 октябрь 1946 г.
Сохранившийся XP-77 октябрь 1946 г.

Через два месяца была официально закрыта программа ХР-77. По результатам испытаний самолет к производству рекомендован не был. Первый прототип пережил войну, но его окончательная судьба остается неизвестной.

Bell ХР-77. Рисунок
Bell ХР-77. Рисунок

К тому времени, когда армейские ВВС обратились к концепции легкого истребителя в 1941 году у них уже был самолет обладавший такими характеристиками и вооружением. Им являлся Curtiss-Wright CW-21 Demon. Конечно, это был цельнометаллический самолет, но принятие его на вооружение взамен более тяжелых машин, также довало возможность экономии алюминия и его сплавов.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: A. J. Pelleetier. Bell Aircraft since 1935.