WTgame
1223 subscribers

Bristol "Blenheim" Мк.I — рожденный для скорости

994 full reads
1,7k story viewsUnique page visitors
994 read the story to the endThat's 57% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Bristol "Blenheim" Мк.I фото модели с airfix.com
Bristol "Blenheim" Мк.I фото модели с airfix.com

Разрабатывая гражданский прототип скоростного пассажирского самолета руководитель проекта Ф. Барнуэлл даже и не думал, что ему предречена судьба быть бомбардировщиком. Опытная машина с обозначением "тип 142" уже с первых полетов в апреле 1935 года показала превосходные летные качества, обогнав на 80 км/ч новейший истребитель "Гладиатор".

Известный газетный магнат лорд Ротермир был причастен к созданию этого самолета. Он вынашивал идею о налаживании в Европе сети скоростных авиалиний для деловых людей. Увидев предварительный макет самолета в начале 1934 года, согласился частично финансировать создание машины Барнуэлла.
Схема Bristol "Blenheim" Мк.I
Схема Bristol "Blenheim" Мк.I

Самолет являлся свободнонесущим среднепланом цельнометаллической конструкции, обтянутой полотном. Крыло оснащалось эле­ронами типа Фрайз и щелевыми закрылками. Носовая часть фюзеляжа лишь немного выступала вперед за гондолы двигателей, а весь фюзеляж и его хвостовая часть представляли собой обычную конструкцию из легкого сплава. Шасси было убираемым, как и хвостовое колесо. Два двигателя размещались в мотогон­долах на передней кромке крыла и оснащались трехлопастными винтами изменяемого шага.

Компоновочная схема Bristol "Blenheim" Мк.I
Компоновочная схема Bristol "Blenheim" Мк.I

Барнуэлл собирался использовать новейший звездообразный мотор Бристоль "Аквила" 500 л. с., но на варианте самолета "тип 142" использовались более мощные и хорошо доведенные двигатели Бристоль "Меркьюри" VI по 640 л. с. Прототип свой первый полет совершил с гражданским обозначением G-ADCZ и с названием "Бритн ферст". На официальных испытаниях в Мартлшем-Хис самолетом заинтересовались военные.

Прототип "тип 142" с бортовым номером R-12
Прототип "тип 142" с бортовым номером R-12

Но возникли некоторые препятствия.

По соглашению с Ротермиром, первый опытный экземпляр переходил в его собственность для личного использования. Его попросили временно передать самолет в аренду ВВС для более подробных испытаний. В ответ на это лорд сделал широкий жест и подарил машину правительству.

Конечно военных он интересовал ни как пассажирский самолет, а как возможность превращения его в скоростной бомбардировщик. На этот момент он опережал по скорости все известные бомбардировщики в мире, включая и наш СБ. Теперь уже бывший G-ADCZ летал с бортовым номером R-12, а с июля стал нести трехцветные кокарды ВВС и военный номер К7557.

Прототип "тип 142" с бортовым номером К7557 в полете
Прототип "тип 142" с бортовым номером К7557 в полете

Первый опытный "Бленхейм" с номером К7933 взлетел 25 июня 1936 года. На нем крыло сдвинули в среднее положение, Сверху за крылом установили полуубирающуюся турель Бристоль ВЛ Mk.I с одним пулеметом "Льюис". В левом крыле смонтировали пулемет "Виккерс К". Оборудовали бомбоотсек под две 500-фунтовые бомбы.

Первый опытный "Бленхейм" на взлете
Первый опытный "Бленхейм" на взлете

Еще до первого полета опытного "Бленхейма" фирма Бристоль получила заказ на 150 бомбардировщиков. И это было не случайно, английские ВВС срочно нуждались в подобном самолете. После обширных испытаний первых серийных образцов, которые закончились к декабрю 1936 года, заказы на "Бленхеймы" резко увеличились и в конце 1936 года достигли 1568 экземпляров.

Серийные Bristol "Blenheim" Мк.I в составе ВВС
Серийные Bristol "Blenheim" Мк.I в составе ВВС

С начала 1937 года первые серийные "Бленхеймы" начали поступать в 114-ю эскадрилью. Они были оснащены моторами Бристоль "Меркьюри" VIII мощностью по 850 л. с. К концу года на новые машины переходят ещё четыре эскадрильи. Уже в 1938 году темп выпуска достигает 24 самолета в месяц. Но и этого для перевооружения становится не достаточно. Производство "Бленхеймов" разворачивают на заводах фирм "Руте секьюритиз", "Остин" и "А.В.Роу". Итогом упорной работы на конец 1938 года стали 16 бомбардировочных эскадрилий состоящих из "Бленхеймов".

Сборка "Blenheim" Мк.I  в цехе завода Bristol 1938 г
Сборка "Blenheim" Мк.I в цехе завода Bristol 1938 г

Самолетами заинтересовались и за границей. Финляндия первой начала вести переговоры о поставке девяти машин ещё в 1935 году, а позже увеличила заказ до 18 самолетов и выявила желание на приобретение лицензию на их производство.

"Blenheim" Мк.I  в финских ВВС
"Blenheim" Мк.I в финских ВВС

Югославия не осталась в стороне и переговоры о лицензии на производство "Бленхеймов" начала чуть раньше финнов. В июле 1936 года контракт о передаче двух самолетов-образцов и необходимой документации был заключен.

Турция заказала в апреле 1936 года 12 "Бленхеймов" которые поступили весной 1938 в Стамбул. Судя по тому, что последовал второй заказ на 12 самолетов, увеличенный позже до 18, туркам машины понравились.

"Blenheim" Мк.I  в Турции
"Blenheim" Мк.I в Турции

В ноябре 1939 г. заключили соглашение с Румынией о продаже 40 машин. На этот раз поставку осуществляли "А.В.Роу" и "Руте". По некоторым данным, реально отправили только 37 самолетов. В 1941 г. румынские "Бленхеймы" участвовали в боевых операциях в Молдавии и на Украине. Но судя по срокам поставок это были уже "Blenheim" Мк.VI.

"Blenheim" Мк.I в северной Африке
"Blenheim" Мк.I в северной Африке

В начале войны в Великобритании на первых "Бленхеймах" летали только две эскадрильи, с началом боевых действий превращенные в учебные. Однако, в колониях их оставалось немало: пять эскадрилий в Египте, три – в Адене и одна – в Ираке. "Бленхеймы" участвовали в наступлении англичан в Киренаике, с октября 1940 г. воевали в Греции, в мае 1941 г. защищали о.Крит. Опыт боевых действий выявил уже недостаточную к тому времени скорость, что привело к большим потерям в воздухе. Большую роль в этом сыграло и не достаточное оборонительное вооружение.

"Blenheim" Мк.I  готовится к боевому вылету. Африка 1940 г
"Blenheim" Мк.I готовится к боевому вылету. Африка 1940 г

К середине 1941 года "первые" "Бленхеймы" остались лишь на Дальнем Востоке, в Малайе и Бирме. Большая их часть, базировавшаяся в Северной Малайе, сгорели на земле после первых же налетов японцев в декабре 1941 года.

Тогда, в 60-й эскадрилье уцелел самолет лейтенант Скарфа. Он вылетел на нем бомбить пляж у Сингоры, где выгружался японский десант. Бомбардировщик прорвался сквозь зенитный огонь и поразил выгруженную на берег технику. На обратном пути его атаковали истребители. Смертельно раненый Скарф привел самолет на базу и умер в кабине.
"Blenheim" Мк.I в Малайе переживший пожар двигателя
"Blenheim" Мк.I в Малайе переживший пожар двигателя

Оставшиеся машины от разгромленных эскадрилий в Малайе позже участвовали в операциях на Суматре, где были утеряны почти все. В Бирме все развивалось по аналогии. Там "Бленхеймов" Мк.I к апрелю 1942 года практически не осталось.

"Blenheim" Мк.IF зима 1939-40 гг
"Blenheim" Мк.IF зима 1939-40 гг

Но карьера "единичек" на этом не закончилась. В Англии они нашли новое применение — как тяжелые истребители. Вместе с этим у них появилось и новое обозначение — "Бленхейм" IF. На серийный самолет устанавливали подфюзеляжный контейнер с четырьмя 7,69-мм пулеметами "Браунинг". В начальный период войны модифицированные самолеты обеспечивали воздушную оборону Лондона и других крупных городов Англии. Позже "Бленхеймы" IF сопровождали конвои, а с ноября 1939 года их применяли как штурмовики во время ударов по целям в Германии. Но от такой практики быстро отказались ввиду больших потерь от истребителей противника.

ЛТХ "Blenheim" Мк.I
ЛТХ "Blenheim" Мк.I

Когда начались массовые налеты на Англию в 1940 году "Бленхейм" IF стал барражирующим перехватчиком, оснащенный PЛC AI Mk.III. Но вот опыт применения радаров не принес ожидаемого эффекта. Возникали сложности с определением цели, частые помехи и блики. Лишь к зиме 1940/41 годов в ходе совершенствованием радара AI основная часть проблем была решена. Правда ими уже оборудовали новый истребитель Бристоль «Бофайтер».

Первый успешный ночной перехват, осуществленный «Бленхейм» Mк.lF, произошел 2/3 июля 1940 года, когда самолет из подразделения истребителей-перехватчиков (Fighter Interception Unit, FIU) в Форде обнаружил и сбил немецкий бомбардировщик Дорнье Do 17Z.
"Blenheim" Мк.IF во время битвы за Британию
"Blenheim" Мк.IF во время битвы за Британию

Как минимум ещё девять эскадрилий Королевских ВВС летали на «Бленхеймах» Mк.IF в 1939-1940 годах, большинство из них с середины 1940 года перевооружили на более современные машины. Исключение составила 219-я эскадрилья, продолжавшая долгое время эксплуатировать Mk IF.

"Бленхейм" был типичным представителем нового поколения скоростных бомбардировщиков - монопланов середины 30-х годов. Однако к началу 40-х годов их преимущество как скорость было утрачено, и на смену им начали приходить более совершенные машины. Но именно конструкция "Бленхейма" стала основой для разработки "Бофорта" и "Бофайтера", провоевавших до конца войны .

Bristol "Blenheim" Мк.I — рожденный для скорости

Ссылки на статьи по темам: Летающие лодки и гидросамолеты

Самолеты СССР-Россия

Самолеты США и Великобритании

Самолеты Франции и Италии

Самолеты Германии

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось, то тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Харук А.И. "Ударная авиация Второй Мировой - штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы"

С уважением WTgame