WTgame
1223 subscribers

CW-21 Demon - самолет опережавший «Зеро»

5,3k full reads
7,1k story viewsUnique page visitors
5,3k read the story to the endThat's 75% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Большинство самолетов Второй мировой войны, носящих имя Curtiss были продуктами Корпорация Кертисс-Райт, но очень немногие несли Curtiss-Wright в названии. Одним из исключений был CW-21 Demon, легкий истребитель на базе своего предшественника CW-19R. Прототип (NX 19431) этот новый дизайн был построен как частное предприятие и полетел впервые в январе 1939 года. В 1938 году, конструкторская бригада Кертисс-Райт, во главе с Уиллисом Уэллсом, по своей инициативе начала разработку проекта, руководствуясь модной в то время концепцией ''Легкого истребителя''.

Схема CW-21 Demon
Схема CW-21 Demon

CW-21 являлся монопланом с ярко выраженной стреловидностью передней кромки крыла . Самолет имел цельнометаллическую конструкцию, а основные шасси сделали убирающимися назад по полету, в специальные объемистые гондолы под крылом. Хвостовое колесо не убиралось. Силовая установка состояла из радиального двигателя Райт R-1820-G5 ''Циклон'', мощностью 1000 л.с. с трехлопастным металлическим пропеллером изменяемого шага. Самолет был одноместный, фонарь кабины пилота сдвигался назад по направляющим. Не смотря на цельнометаллическую конструкцию, истребитель на удивление мало весил - всего 1400 кг - за это пришлось заплатить отсутствием брони и протектированных бензобаков. Вооружение было стандартным для американских истребителей того времени и состояло из двух синхронных пулеметов — одного 12,7-мм и одного 7,62-мм.

Прототип  CW-21 Demon во время испытаний
Прототип CW-21 Demon во время испытаний

Первый прототип CW-21 (серийный номер 21-1, гражданский номер NX19431) поднял в воздух летчик - испытатель Нед Уоррен 22 сентября 1938 года. Во время испытаний самолёт показал впечатляющую скороподъёмность 24,4 м\с и скорость порядка 500 км\ч. Кроме этого самолет показал хорошую управляемость. Но не смотря на все достоинства американские военные интереса к нему не проявили.

Прототип  CW-21 Demon
Прототип CW-21 Demon

Для привлечения зарубежных покупателей решили обратиться к Китаю, где фирма Кертисс уже довольно долго строила бипланы ''Хаук'' II и III, и являлась совладельцем авиазавода САМСО в г. Нанкин. В конце 1938 года, когда летные испытания первого CW-21 завершились, самолет разобрали и упаковали в ящики. 28 февраля 1939 года самолет прибыл на место и после сборки получил китайские опознавательные знаки. Летчик-испытатель Роберт Фаусел 2 марта в Куньмине провел несколько показательных боев с истребителями И-15, И-16 и «Девуатин» D.510, продемонстрировав свое полное превосходство в бою на вертикалях. В итоге китайские власти решили наладить выпуск CW-21 на авиасборочном заводе «Сентрал Эйркрафт Мэньюфэкчюринг Компани» (САМСО) и в апреле 1939 г. было подписано предварительное соглашение о поставке трёх CW-21 и машинокомплектов для сборки 27 самолетов. Одновременно был куплен и прототип, уже находящийся в Китае.

CW-21 рядом с Н-75 в Куньмине на аэродроме
CW-21 рядом с Н-75 в Куньмине на аэродроме

Пока шли переговоры прототип участвовал в боевых вылетах. В ходе одного из них 2 апреля 1939 г. Фаусел атаковал группу японских бомбардировщиков «Фиат» BR.20 и подбил одного из них. Дымящаяся машина ушла со снижением и вскоре упала на контролируемой китайскими властями территории, а ее экипаж попал в плен. За это достижение Фаусел получил от Чан Кай-Ши денежную премию в размере 1000 долларов.

Упакованный CW-21 для Китая
Упакованный CW-21 для Китая

Три заказанных Китаем самолета CW-21 были готовы в третьей декаде марта 1940 г. От прототипа они отличались усиленным вооружением — два 12,7-мм пулемета (боекомплект по 400 патронов) и два 7,62-мм пулемета (по 1000 патронов). В мае 1940 г. три CW-21 отправили заказчику. Вплоть до начала 1941 г, они оставались в Рангуне, а весной самолеты перебазировали на аэродром Тунгу. Там под командованием полковника Клэра Чэннолта формировалась американская добровольческоя группа (AVG) — ставшая впоследствии знаменитым подразделением «Летающие тигры». Чэннолт «прибрал к рукам» все «Демоны». Со сборкой CW-21 на месте у китайцев ничего не вышло. 26 октября 1940 г. японская авиация разбомбила завод САМСО.

 CW-21B «Интерцептор» («Перехватчик») в составе голландских ВВС колониальных войск в Индокитае
CW-21B «Интерцептор» («Перехватчик») в составе голландских ВВС колониальных войск в Индокитае

Самолетом новой версии CW-21B заинтересовались Нидерланды. Машина отличалась новой конструкцией шасси: основные опоры убирались теперь в крыло, направлением к осевой линии фюзеляжа. Вооружение состояло из четырех синхронных пулеметов, причем один или два из них могли быть крупнокалиберными. Еще одним новшеством стал гидропривод закрылков. Первоначально эта страна собиралась приобрести 36 самолетов, но из-за бюджетных ограничений пришлось уменьшить это количество до 24 единиц. Ввиду оккупации в мае 1940 г. территории Нидерландов, 3 июня заказ на «Интерцепторы» был передан правительству Голландской Ост-Индии. Все 24 машины были отправлены заказчику в период с конца Октября до середины декабря 1940 г.

CW-21B «Интерцептор»  Голландской Ост-Индии
CW-21B «Интерцептор» Голландской Ост-Индии

Впервые CW-21B, после начала войны на Тихом океане, столкнулись с противником 3 февраля 1942 года на подходах к военно-морской базе Сурабае. Японская воздушная армада в составе 53 бомбардировщика G4M и 19 G3M, в сопровождении 44-х истребителей А6М2 и двух разведчиков С5М приближалась к базе. На её перехват были подняты 25 истребителей — 12 «Интерцепторов», а также семь Н-75А-7 и шесть Р-40Е из американской 17-й ИАЭ. Перевес был явно на стороне противника. В течении 30 минут было потеряно девять CW-21, 5 Н-75А «Хоук» и один американский Р-40Е. Японцы же отделались потерей трех "Зеро"(два из них, вероятно, сбили пилоты «Интерцепторов») и одного С5М. А их бомбардировщики ни только не понесли потерь, но и удачно отбомбились, уничтожив четыре «Летающие крепости» В-17 и 13 гидросамолетов на гидроавиабазе.

CW-21B «Интерцептор»  Голландской Ост-Индии в полете. Рисунок
CW-21B «Интерцептор» Голландской Ост-Индии в полете. Рисунок

8 марта 1942 года, части голландской армии на Яве капитулировали. Это поставило точку в короткой и несчастливой карьере истребителя CW-21. Причины того, что «Кертисс-Райты» все же проиграли сражение на Яве, следует искать не в технике, а в самой военной ситуации, сложившейся не в пользу союзников; в многократном численном превосходстве противника; в недостаточной летной подготовке голландских летчиков, безусловно, отважных, но недооценивших выучку и боевой опыт своего противника.

ЛТХ CW-21B
ЛТХ CW-21B

В конце хочется привести слова Эрика Шиллинга — летчика из авиагруппы «Летающие Тигры»: «Я летал на CW-21, самолете, разработанном фирмой «Кертисс-Райт» в 1938 году; его вес равнялся 3150 фунтов (1429 кг). Самолет опережал «Зеро» на 10 миль в час по скорости, на 2500 футов в минуту по скороподъемности, на 100 футов в минуту в пике, и радиус виража также был меньше, чем у «Зеро». Почему военные его не купили? Просто дурь какая-то».

CW-21B Голландской Ост-Индии. Рисунок
CW-21B Голландской Ост-Индии. Рисунок

Здесь уместно привести слова Эрика Шиллинга — летчика из авиагруппы '' Летучие Тигры'': '' Я летал на CW-21, самолете, разработанном фирмой '' Кертисс-Райт'' в 1938 году; его вес равнялся 3150 фунтов (1429 кг). Самолет опережал '' Зеро'' на 10 миль в час по скорости, на 2500 футов в минуту по скороподъемности, на 100 футов в минуту в пике, и радиус виража также был меньше, чем у '' Зеро''. Почему военные его не купили? Просто дурь какая-то''.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: "Американские вариации на тему легкого истребителя"
Андрей Харук