WTgame
1261 subscriber

Douglas XB-42 Mixmaster- «Летающая лягушка».

576 full reads

Попытки улучшений в летных данных бомбардировщика – в частности, в достижении большей дальности и скорости полета – во многих странах стал возможен только путем применения новой компоновочной схемы с уменьшенным вредным сопротивлением. Именно такой эскизный проект в 1943 году фирма «Дуглас» предложил вниманию ВВС США. Это был самолет с двумя двигателями, расположенными в фюзеляже и вращающими посредством длинных валов соосные винты, расположенные в хвостовой части фюзеляжа. Под отсеком двигателей располагался очень емкий бомбоотсек. Крестообразное оперение служило хорошей защитой для воздушных винтов на взлете и посадке. Экипаж состоял из трех человек: двух летчиков и штурмана.

Схема Douglas XB-42 Mixmaster
Схема Douglas XB-42 Mixmaster

Оснащенный рядными двигателями жидкостного охлаждения «Аллисон» V-1710-125 мощностью по 1725 л. с., самолет должен был поднимать до 3600 кг бомб – столько же, сколько несла первая «летающая крепость» В-17А. Максимальная скорость оценивалась в 690 – 700 км/ч – для 1943 года фантастическая цифра. А расчетная дальность полета превосходила дальность В-17 последних серий.
Основная проблема, стоявшая перед проектировщиками, заключалась в передаче вращательного момента от двигателей к винтам. Специалисты фирмы «Дуглас» нашли решение: двигатели соединялись с пропеллерами длинным валом, состоявшим из пяти секций, – валов от самолета Р-39 фирмы "Белл". Вращающий момент передавался на большой планетарный редуктор, располагавшийся в районе хвостового оперения. Из редуктора выходили два концентрических вала противоположного вращения, приводивших в движение два трехлопастных пропеллера. Для безопасного покидания самолета винты можно было отстрелить.

Douglas XB-42 Mixmaster в разрезе
Douglas XB-42 Mixmaster в разрезе

В мае 1943 года фирмой «Дуглас» заключила контракт на изготовление двух прототипов, получивших наименование ХА-42 «Миксмастер» («Смешивающий коктейли») – из за винтами противоположного вращения, напоминавшими миксер. Первоначально самолёт классифицировался как штурмовик. В таком варианте он мог вооружаться 16 пулемётами калибром 12,7 мм или же одной 75-мм пушкой и двумя пулемётами, размещёнными в носовой части. 26 ноября 1943 года самолёту было изменено штурмовое обозначение ХА на бомбардировочное ХВ (экспериментальный бомбардировщик).

Douglas XB-42 Mixmaste перед испытаниями
Douglas XB-42 Mixmaste перед испытаниями

Первый прототип был готов к летным испытаниям в мае 1944 года. Самолет был очень красив и изящен. Кабина летчиков была скомпонована весьма оригинально: командир и второй пилот имели два каплевидных индивидуальных фонаря, расположенных симметрично. Фонари производили впечатление лягушачьих глаз, поэтому ХВ-42 живо получил прозвище «Летающая лягушка».
Первый испытательный полёт прототип совершил 6 мая 1944 года. Во время испытаний он показал высокие лётные характеристики. Новый самолет имел весьма высокую скорость полета, и лишь немногие истребители могли его догнать. По дальности полета он превосходил дальность последних серийных В-17. Прототип налетал более 150 часов в процессе летных испытаний, после чего был передан заказчику. Выявились недостатки, связанные с перегревом двигателей из за малой эффективности системы охлаждения, и неудобством кабины пилотов.

Douglas XB-42 Mixmaste в полете
Douglas XB-42 Mixmaste в полете

Специалисты-вооруженцы не решились полностью отказаться от защиты задней полусферы. А так как оборонительные турели разместить в фюзеляже не представлялось возможным(винты перекрывали сектор обстрела), разместить спаренные пулеметные установки в крыле. Пулеметы почти целиком скрытые в тонком крыле между элероном и закрылком, в походном положении практически не создавали сопротивления. Прицеливание осуществлялось дистанционно, стрельбу мог вести любой из летчиков, развернув свое кресло на 180°.

Крыльевые пулеметы на  дистанционно-управляемой турели
Крыльевые пулеметы на дистанционно-управляемой турели

В июле 1944 года был готов и второй прототип, отличавшийся от первого общим фонарем кабины вместо двух «лягушачьих глаз». Кроме этого он получил новые двигатели V-1710-129. 8 декабря 1945 года он совершил рекордный трансконтинентальный перелет из Лонг-Бич, штат Калифорния, в Боллинг-Филд, округ Колумбия. Расстояние в 3790 км было преодолено за 5 часов 17 минут со средней скоростью 717,8 км/ч, что улучшило более чем на час значение предыдущего рекорда. К сожалению, несколькими днями позже у самолета вскоре после взлета из Боллинг- Филд отказал один из двигателей и экипаж был вынужден спасаться на парашютах, предварительно отстрелив винты. Самолет разбился возле города Оксен-Хилл, штат Мэриленд.

Второй прототип Douglas XB-42 Mixmaste
Второй прототип Douglas XB-42 Mixmaste

Несмотря на высокие лётно-технические показатели, было решено не пускать самолёт в серийное производство. Программа скоростного поршневого бомбардировщика была закрыта в расчёте на скорое появление реактивных бомбардировщиков. Первый прототип переделали в летающую лабораторию для испытаний новых реактивных двигателей «Вестингауз» Х19В-2, получивших в серии наименование J30. Два этих небольших двигателя с тягой по 530 кгс были смонтированы под крылом «Миксмастера».

Douglas XB-42А Mixmaste с реактивными двигателями «Вестингауз» Х19В-2
Douglas XB-42А Mixmaste с реактивными двигателями «Вестингауз» Х19В-2

Самолёт получил новое обозначение ХВ-42А и совершил первый полёт 27 мая 1947 года. Всего было проведено 22 испытательных полёта общей продолжительностью 17 часов. Во время одного из них ХВ-42А достиг максимальной скорости в 785 км/ч (при этом работали и поршневые, и турбореактивные двигатели). 15 августа 1947 года ХВ-42А был повреждён во время посадки. После ремонта он в воздух больше не поднимался, а с закрытием программы 30 июня 1949 года, самолёт был передан в Национальный музей авиации и космонавтики в Райт-Паттерсон.

Douglas XB-42A Mixmaster на складе в Park Ridge, Иллинойс, 9 марта 1951 года.
Douglas XB-42A Mixmaster на складе в Park Ridge, Иллинойс, 9 марта 1951 года.

Но на этом история ХВ-42 не закончилась. Его линию продолжил уже самолет с реактивными двигателями. Эта машина получила индекс ХВ-43, на ней установили два двигателя «Дженерал Электрик» TG-180, впоследствии выпускавшиеся серийно фирмой «Аллисон» под названием J35 (2000 кгс). В отличие от предшественника ХВ-43 имел герметизированную кабину и значительно усовершенствованное бортовое оборудование.
Первый прототип ХВ-43, поднявшийся в воздух в мае 1946 года на базе Мюрок Драй-Лейк, был оснащен недоведенными двигателями, разрешенная тяга которых составляла всего 1520 кгс. Несмотря на это, его скорость в горизонтальном полете составила 840 км/ч. Это был первый американский реактивный бомбардировщик, и если ХВ-42 можно было назвать первым бомбардировщиком, развившим скорость 400 миль в час (661 км/ч), то ХВ-43 стал первым бомбардировщиком, давшим 500 миль в час (826 км/ч).

ХВ-43 первый прототип на испытаниях
ХВ-43 первый прототип на испытаниях

ХВ-43 несколько запоздал появиться на свет, да и был откровенно «сыроват». Второй прототип, YB-43, прибыл в Мюрок из Лонг- Бич в мае 1947 году. Он отличался непрозрачной носовой частью фюзеляжа, по бокам которого имелось два небольших прямоугольных окна.

     YB-43 на взлете
YB-43 на взлете

В течение шести лет два этих самолета использовались для различных испытаний: первый прототип сбрасывал новейшие бомбы и другие грузы на полигоне, а второй был летающим стендом для реактивных двигателей, причем зачастую летал с двумя разными двигателями. В 1953 году он был списан и отправлен в Смитсонианский музей, где в настоящее время занимает достойное место в коллекции знаменитых самолетов, ведь за годы своей службы YB-43 принял участие в большем количестве испытаний, чем какой-либо другой американский самолет.

Фото YB-43 в музее с сайта www.aerialvisuals.ca
Фото YB-43 в музее с сайта www.aerialvisuals.ca
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Книга"Раритеты американской авиации" Автор: Кудишин И. В.