Ещё не "Мрия", но уже "Маша". Истребитель Антонова "М"

1,2k full reads
2k story viewUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 59% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Ещё не "Мрия", но уже "Маша". Истребитель Антонова "М"

По окончанию войны, в 1946-47 гг, многие советские ОКБ занимались разработками самолетов опираясь на опыт немецких конструкторов. В ход пошли их разработки и проекты, ставшие доступными в качестве трофеев. Не отставало от других и ОКБ-153 под непосредственным

руководством О.К.Антонова. Несмотря на гражданскую и транспортную направленность бюро, в 1947 году в инициативном порядке разработало

проект легкого истребителя-перехватчика. Впоследствии он получил обозначение "М" или ласкательно "Маша".

Первый вариант схемы истребителя "М". 1947 г.
Первый вариант схемы истребителя "М". 1947 г.
Первый вариант схемы истребителя "М". 1947 г.

Начало работ

Нельзя сказать, что в ОКБ подражали иностранным образцам. Конструкторский коллектив Антонова лишь использовал опыт, а весь облик самолета стал только их достоянием.

Самолет-истребитель «М» проектировали по схеме бесхвостка с двумя турбореактивными двигателями РД-10 тягой по 900 кг и шасси с носовой опорой. Среднерасположенное трапециевидное

крыло со стреловидностью 60° по передней кромке имело предкрылки по всему размаху и плавающие концевые элероны. Путевую устойчивость и управляемость обеспечивало вертикальное оперение разнесенное по концам крыла. Четыре 23-мм пушки (или две 23-мм и две 37-мм), установленные в носовой и подкрыльевых частях фюзеляжа, обеспечивали высокую огневую мощь истребителя.

Последний вариант схемы истребителя "М". 1948 г
Последний вариант схемы истребителя "М". 1948 г
Последний вариант схемы истребителя "М". 1948 г

Завершающий проект

Однако, с появлением нового мощного двигателя с центробежным

компрессором РД-45 с тягой 2275 кгс (лицензионный вариант «Роллс-Ройс» RB.41 "Нин") проект пришлось переработать. Ведь такой большой двигатель мог расположиться только в фюзеляже. При этом изменилась схема крыла, а размах и площадь крыла увеличились. Уже в таком виде аэродинамическая модель истребителя "М" продувалась в ЦАГИ. Именно после этого в Новосибирск (именно там находилось ОКБ-153) из Москвы ушла зашифрованная телеграмма: "Маша ходит нормально"…

Планер-макет Э-153
Планер-макет Э-153
Планер-макет Э-153

Для большей убедительности в летных возможностях будущего истребителя авиамоделисты Ю.Захаров и Н.Трунченков построили его летающий планер-модель в масштабе 1:10. Полеты признали вполне удовлетворительными. Но антоновцев это не успокоило. Они решили построить планер-макет в натуральную величину. Он получил обозначение Э-153 (по номеру завода в Новосибирске).

Схема Э-153
Схема Э-153
Схема Э-153

И хотя материалом планера являлось дерево, он оснащался необходимым приборным оборудованием и имел сбрасываемую после взлета за буксировщиком тележку шасси. Для посадки использовали выполненную заодно с фюзеляжем лыжу.

В июле 1948 года планер готовили к полетам. Летчиком-испытателем был назначен Марк Галлай. Вот только взлететь ему было не суждено. В это же время, согласно приказу МАП, все работы по Э-153 были прекращены.

Модель-планер Э-153. Рисунок
Модель-планер Э-153. Рисунок
Модель-планер Э-153. Рисунок

Итоги работ

Понятно, что большую роль в закрытии проекта сыграли уже появившиеся реактивные МиГи, Яки и Лавочкины. И конечно, бороться с такими конкурентами, заработавшими славу в строительстве боевой авиации, Антонову было не по силам. Хотя расчетные данные его "Маши" были неплохими. Максимальная скорость самолета могла достигнуть 950 км/ч, для подъема на высоту 5000 метров уходило 5 минут. При этом дальность его полета на высоте 8000 метров получалась не меньше 620 км, а практический потолок — 10 000 метров.

Как говорится: - Все необычное внушает недоверие. К сожалению, как случалось не раз, интересный проект, явно опередивший свое время, так и остался на бумаге.

Теперь и на сайте: archivetechburo.ru

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось, то тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Ссылки на статьи по темам: Летающие лодки и гидросамолеты

Самолеты СССР-Россия

Самолеты США и Великобритании

Самолеты Франции и Италии

Самолеты Германии

Источник: В.Заярин, К.Удалов "Перехватчики О.К.Антонова

С уважением WTgame