Французский тандем. Arsenal Delanne 10

28 March 2019
3,6k full reads
2 min.
4,2k story viewsUnique page visitors
3,6k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

История авиации знает множество примеров, когда нетрадиционный подход к проектированию приносил свои положительные и порою неожиданные плоды. Разные концепции в разное время были на пике моды, но не все из них оказывались удачными. Своей большей частью к таким относились самолеты схемы тандемного крыла.

Схема AD.10
Схема AD.10
Схема AD.10

Данная концепция представляла собой следующее. Самолёт должен был иметь две несущие поверхности, практически равные по площади и разнесенные на некоторое расстояние вдоль фюзеляжа. Французские инженеры Морис Деланнэ и Ролан Пайен долгое время разрабатывали теоретическую базу и только в 1934 году им удалось заручиться поддержкой французского авиационного общества SAFRA.
С первым опытным самолетом Delanne 20T, построенном в 1938 году, произошла катастрофа. При расследовании установили, что произошла из-за того, что пилот почувствовал резкое недомогание и не смог далее управлять самолётом. Как пришли к этому выводу история умалчивает.
Не смотря на неудачу, началась работа над вторым прототипом.

AD.10C2 в процессе сборки
AD.10C2 в процессе сборки
AD.10C2 в процессе сборки

Опыты с тандемным крылом вызвали интерес у министерства авиации Франции. Оценив потенциальные возможности Delanne 20T как боевой машины МА издало соответствующее распоряжение о создании полноценного двухместного истребителя по спецификации С2. А чтобы работы продвигались быстрее к сотрудничеству с фирмой Delanne подключили фирму Arsenal. Работы по истребителю Arsenal-Delanne 10C2 начались во второй половине 1939 года. Экипаж разместили в одной общей кабине в хвостовой части фюзеляжа. Задний стрелок получал при этом отличные углы обстрела, зато у пилота видимость вперед по полету резко сокращалась. Трехстоечное шасси было выполнено неубираемым, но на последующих самолётах предполагалось заменить его на убираемое. В проекте вооружение истребителя было достаточно стандартным для того времени: в развале цилиндров двигателя устанавливалась 20-мм мотор-пушка HS-404, в крыле находились два 7,5-мм пулемета МАС М39, а у стрелка имелись ещё два подвижных пулемета той же марки.

Arsenal-Delanne 10C2 в сборочном цеху
Arsenal-Delanne 10C2 в сборочном цеху
Arsenal-Delanne 10C2 в сборочном цеху

Немецкие войска захватили испытательный центр в Виллакубли в июне 1940 года. Самолет в это время находился на стадии сборки. Вся экспериментальная техника прошла оценку германскими техническими службами, в том числе и недостроенный прототип. Вначале немецкие специалисты не придали большого значения этому странному на вид самолёту, но под давлением сверху прототип истребителя был достроен силами самих французов. Летом 1941 года AD.10C2 начал наземные испытания.

Наземные испытания AD.10C2
Наземные испытания AD.10C2
Наземные испытания AD.10C2

Первый полет он совершил в октябре 1941 года, будучи окрашенным в немецкий камуфляж и с немецкими опознавательными знаками. Расчеты Пайена и Деланнэ практически полностью подтвердились, и во втором полете можно было приступать к взлёту и посадке с убираемым шасси. Однако к этому времени интерес к AD 10C2 резко пошел на убыль и к концу 1941 года все работы по нему были прекращены.

 AD.10C2 в в Виллакубли в 1943 году
AD.10C2 в в Виллакубли в 1943 году
AD.10C2 в в Виллакубли в 1943 году

В итоге полный испытательный цикл так и не был пройден, в сумме AD 10C2 выполнил всего 15 полетов с полным временем 6 часов. Для того чтобы довести его до серийного истребителя, пришлось бы много чего изменить. Это и компоновка кабины пилота, и установка более мощного двигателя, а также произвести изменения в вооружении. По сути надо было создать новый самолет. Денег на это Деланнэ тогдашнее правительство решило не выделять. Дальнейшая судьба AD.10C2 неизвестна. Есть только снимки датированные 1943 годом.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: http://www.airwar.ru/enc/fww2/ad10.html