Гант-1(Г-1), Гант-2(Г-2)- первые глиссеры Туполева

315 full reads
359 story viewsUnique page visitors
315 read the story to the endThat's 88% of the total page views
1 minute — average reading time

Свой москитный флот Советская Россия начала создавать практически с нуля. После революции у Советской власти осталось 11 катеров истребителей с укомплектованными экипажами. Было очевидно, что интересы безопасности страны требуют создания как отечественных торпедных катеров, так и заводов по их серийному выпуску.

Миноноска Никсона Россия 1905 г.
Миноноска Никсона Россия 1905 г.
Миноноска Никсона Россия 1905 г.

ГАНТ-1 (Г-1)

11 июня 1918 года студент Туполев защитил дипломный проект: «Опыт разработки гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах». Н. Е. Жуковскому пришла мысль о применении теории в практике. Поэтому студенту было предложено проверить параметры глиссирования для гидросамолетов построив "живой" глиссер. После окончания расчетных работ, которые полностью легли на А. Н. Туполева, в РИБ приступили к разработке конструкции опытного глиссера ГАНТ-1, которая была закончена в 1918 году. Но из за организации ЦАГИ, его создания и оформления, постройку отложили.
Вернулись к работам над ГАНТ-1 лишь в октябре 1920 года. А уже через год, 31 октября, четырехместный речной глиссер ГАНТ-1 водоизмещением около 1 т проходил испытания на Москва-реке. На нем стоял мотор фирмы «Изотто Фраскини» мощностью 160 л.с, что позволяло развивать скорость до 40 узлов.

Испытание Гант-1 (Г-1) в ноябре 1921 г. на Москве-реке. За рулем В.М.Петляков
Испытание Гант-1 (Г-1) в ноябре 1921 г. на Москве-реке. За рулем В.М.Петляков
Испытание Гант-1 (Г-1) в ноябре 1921 г. на Москве-реке. За рулем В.М.Петляков

Глиссер был устойчив, хорошо слушался руля как при плавании, так и при скольжении на редане. Испытания показали, что при поворотах глиссер, как и самолет, дает внутренний крен. Это свойство было конструктивной особенностью глиссера и обеспечивали ему безопасность плавания на больших скоростях. Правильность теории была подтверждена.

Первые испытания глиссера ГАНТ-1 с мотором «Изотто-Фраскини» в 160л.с. на Москва-реке. Ноябрь 1921 г.
Первые испытания глиссера ГАНТ-1 с мотором «Изотто-Фраскини» в 160л.с. на Москва-реке. Ноябрь 1921 г.
Первые испытания глиссера ГАНТ-1 с мотором «Изотто-Фраскини» в 160л.с. на Москва-реке. Ноябрь 1921 г.

ГАНТ-2 (Г-2)

Строительство второго глиссера началось в июне 1923 года, а в ноябре А.Н.Туполев уже испытывал его на реке Яузе. Это был первый в стране цельнометаллический глиссер, построенный из отечественного дюраля (кольчугалюминия), с мотором фирмы «Анзани» мощностью 30 л. с. С воздушным винтом он показал скорость 21,5 узла. В 1927 года глиссер был доработан: изменили обводы днища, установили мотор фирмы «Сименс» мощностью 75 л. с. Некоторое время ГАНТ-2 эксплуатировался в Чувашии на линии Чебоксары — Васильсурск, беря на борт 3—4 человека.
Глиссер ГАНТ-2 участвовал в двух пробегах. Первый проходил с 27 июля по 18 августа 1927 года по маршруту Москва — Рязань — Нижний Новгород — Рыбинск — Лодейное Поле — Шлиссельбург—Ленинград. За 80 ходовых часов было пройдено без аварий около 3000 км.

Глиссер Г-2 готов к походу по маршруту Москва — Ленинград. 1927 г.
Глиссер Г-2 готов к походу по маршруту Москва — Ленинград. 1927 г.
Глиссер Г-2 готов к походу по маршруту Москва — Ленинград. 1927 г.

Второй старт был дан 6 июля 1929 ода у водной станции «Динамо» около Крымского моста. Предстояло пройти часть прошлогоднего маршрута до Нижнего Новгорода и обратно. 28 июля 1929 года глиссер, оставив за кормой около 2200 км, благополучно вернулся в Москву.
В следующем году ГАНТ-2 был передан ЦИК Чувашской АССР для служебных поездок членов правительства по Волге и Суре. К этому времени он прошел уже около 12000 км. 8 мае 1931 года глиссеры ГАНТ-1 и ГАНТ-2 экспонировались на московской выставке глиссеров и глиссерных моторов, организованной Автодором.

Продолжение следует.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Книга "Неизвестный Туполев" Автор Саукке М.Б.