1,5K подписчиков

Гр-1(ДИС-135) - несостоявшийся ответ авиации Красной Армии на Bf 110 Люфтваффе

1,3K прочитали

Летом 1940 г. под руководством Петра Дмитриевича Грушина, работавшего в 1934–1940 гг. главным конструктором КБ МАИ, А в 1940–1941 гг. главным конструктором КБ Харьковского авиационного завода, началась разработка проекта дальнего истребителя сопровождения с разнесенным вертикальным оперением и двумя двигателями АМ-37.

Схема Гр-1
Схема Гр-1

По своей аэродинамической схеме самолет довольно сильно напоминал хорошо известный в то время немецкий многоцелевой истребитель Мессершмитт Bf 110 и имел близкие к нему габаритные размеры. Даже внешне, особенно при виде в плане, обе машины были очень похожи. Но по конструкции грушинский истребитель заметно отличался. Лонжероны крыла имели коробчатое поперечное сечение. Их стенки и полки были выполнены из сужающихся стальных полос, сваренных в замкнутый контур. Узлы разъема лонжеронов имели оригинальную конструкцию с поперечными гребенками.

Схема Bf 110 для сравнения
Схема Bf 110 для сравнения

Еще одним отличием служило то, что Гр-1 был одноместным, а радиаторы системы охлаждения двигателя размещались под центропланом крыла и были выполнены выдвигающимися. Выхлопные коллекторы двигателей были выведены на верхнюю поверхность крыла. Кабина летчика была бронированной. Во время проектных работ просчитывались варианты бронекоробки для экипажа из двух человек, хотя сам Грушин остановился на одноместном. Однако необходимость наличия второго члена экипажа на машинах подобного класса впоследствии была подтверждена войной.

Макет истребителя Гр-1
Макет истребителя Гр-1

По вооружению истребитель Грушина не уступал Bf 110. В носовой части фюзеляжа были расположены два пулемета ШКАС, а над ними две 20-мм пушки ШВАК. Еще два ШКАСа были установлены в зализах крыла, на месте стыка его с фюзеляжем. Предусматривалась еще одна нижняя подфюзеляжная установка с двумя 37-мм орудиями с боезапасом по 200 снарядов на пушку.
Предполагалось и подвесное вооружение, дающее возможность использовать самолет как штурмовик. Под крылом самолета можно было установить четыре балочных держателя для подвески восьми 100-кг авиабомб или четырех ракетных снаряда РС-82 или PC-132. А вместо подфюзеляжного пушечного контейнера на внутренней подвеске можно было разместить до 500 кг бомб.

Основные лтх самолета Гр-1 (данные расчетные)
Основные лтх самолета Гр-1 (данные расчетные)

Самолет был спроектирован и построен всего за девять месяцев. После проведения статических испытаний на прочность ранней весне 1941 года самолет был выведен на полеты. Но тут вспоминают. что самолет не проходил натурных продувок в ЦАГИ. Машину пришлось разобрать и отправить в Москву. После продувок самолет вернулся на завод №135 для устранения замечаний и доработки. 15 июня 1941 г. летчик-испытатель А.П. Деев совершил на ДИС-135 подлет. Однако при посадке сломался амортизатор хвостового колеса шасси и хвостовая часть фюзеляжа получила повреждения. К 1 июля 1941 г. машину подготовили к полетам по программе заводских испытаний. В справке ОКО-135 начальнику 7-го ГУ НКАП от 1 августа 1941 г. отмечалось, что ДИС-135 проходит заводские летные испытания, к концу года предполагалось полностью завершить доводку и передать его в НИИ ВВС.

Дальнейшие сведения имеют некоторые расхождения. По одному источнику во время эвакуации завода на Восток эшелон попал под бомбежку. Самолет при этом был сильно поврежден, а вся проектная документация сгорела.

Второй утверждает, что 23 августа самолет был отправлен по железной дороге в Москву для прохождения совместных заводских испытаний в ЛИИ НКАП. Там самолет собрали, но полеты не проводились. При запуске одного из моторов он загорелся. Пожар удалось быстро потушить, но самолет получил повреждения. Его отправили в Пермь, куда к тому времени уже был эвакуирован завод №135, но ДИС-135 по ошибке попал в г. Котлас, где его никто не ждал. Когда разобрались и переправили машину в Пермь, то оказалось, что самолет довольно прилично «разукомплектован». Отсутствовал плексиглас фонаря кабины летчика, исчезла резина колес шасси, сняты некоторые приборы, во многих местах срезан дюраль и т.д. Естественно, для восстановления самолета требовалось время. К тому же решением ГКО от 24 января 1942 г. завод №135 расформировали. Что стало с самолетом в дальнейшем пока сведений нет.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Авиационный сборник № 18. Тяжелые истребители Второй
Мировой войны.
Авиация и космонавтика 2015 01