WTgame
1223 subscribers

ИЛ-20? Да нет — SHORT SEAMEW SB.6

932 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
932 read the story to the endThat's 75% of the total page views
2 minutes — average reading time
Short SB.6 Seamen Рисунок
Short SB.6 Seamen Рисунок

Случайно попалась на глаза фотография самолета, ну просто вылитый Ил-20 только с британскими опознавательными знаками. Появилось желание познакомиться поближе с так сказать, "родственником" ильюшинским. И вот то, что удалось найти.

В 1951 году Военно-Морской Штаб Великобритании пришёл к выводу, что на конец войны был крайне необходим простой и легкий противолодочный самолет, оборудованный радаром для обнаружения подлодок противника. К тому же он должен иметь возможность: использования практически в любую погоду, размещаться на малых авианосцах водоизмещением до 13000 тонн и нести одну торпеду и до четырех глубинных бомб. Все условия были сведены в спецификацию M.123D и объявлен конкурс.

Схема Short SB.6 Seamen
Схема Short SB.6 Seamen

Проект фирмы Short Brothers под обозначением SB.6 в итоге получил поддержку и финансирование. В первую очередь для самолета был выбран турбовинтовой двигатель Armstrong Siddeley Mamba мощностью 1590 л.с. как не имеющий систему зажигания, а значит не создающий помех работе поискового оборудования. К тому же такой двигатель имел минимальную вибрацию, что создавало более комфортные условия для работы экипажа расположенным в кабине над силовой установкой. Кабина же была максимально сдвинута на нос машины для создания лучшего обзора пилоту при взлете и, особенно, при посадке на палубу.

Первый прототип S.B.6 (XA209)
Первый прототип S.B.6 (XA209)

Самолет был создан по схеме моноплана со средне расположенным складывающимся крылом. Стойки шасси были не убирающимися, но могли быть сброшены в случае аварийной посадки на воду. Хвостовое оперение имело довольно высокий киль и большой стабилизатор. В апреле 1952 года было заказано три прототипа: XA209, XA213 и XA21.

Первый прототип S.B.6 (XA209) в полете
Первый прототип S.B.6 (XA209) в полете

Проектирование и изготовление опытного образца S.B.6 было завершено за очень небольшие сроки - всего за 17| месяцев. Первый прототип, XA 209, впервые поднялся в воздух 23 августа 1953 года. В ходе испытаний были добавлены предкрылки крыла. По отзывам пилотов самолет был достаточно сложен в управлении хотя и обладал хорошим обзором и низкой взлетной и посадочной скоростью.

 Прототип S.B.6 со сложенным крылом
Прототип S.B.6 со сложенным крылом

В серию планировали запустить S.B.6, получивший наименование Seamew, в двух вариантах: AS Mk 1 - палубный вариант и MR Mk 2 - берегового базирования. Наземный самолет отличался от собрата негабаритными шинами низкого давления и мог нести более высокую боевую нагрузку. В феврале 1955 года был размещен заказ на 60 машин(поровну AS и MR).

Прототип SB.6 (ХА 213) на борту авианосца
Прототип SB.6 (ХА 213) на борту авианосца

Отзывы военных не вселяли оптимизма. Были сделаны заявления, что это слишком медленная и не совсем удачная в управлении машина. В итоге заказ был сокращен да 30 экземпляров, а строительство закончили на 24. Кампания пробовала провести показательный тур по странам Европы дабы найти потенциальных покупателей. На SB.6 (XE175) Уолтер Ранкиман, пилот проводивший испытания самолета, погиб в ходе выставки Sydenham Air Display 9 июня 1956 года в Белфасте.

Seamew AS Mk.1 на выставке в Фарнборо
Seamew AS Mk.1 на выставке в Фарнборо

Не завидная участь ждала Seamew в частях. Уже в 1957 году противолодочные эскадроны были ликвидированы, а самолеты передали в резерв и в конечном итоге утилизированы. Дольше всех находился в эксплуатации Seamew(XE180) который был куплен Shorts 31 августа 1959 года для наземного обучения в своей школе подготовки пилотов, и был утилизирован в 1967 году.

ЛТХ Seamew AS Mk.1
ЛТХ Seamew AS Mk.1

Вот такая грустная 😔 история. Хотя Seamew, в отличие от Ил-20, дошёл до серийного производства, участь ждала одна - невостребованность и впоследствии утилизация.

Seamew AS Mk.1 Рисунок
Seamew AS Mk.1 Рисунок
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Keith-Lucas, David. "Short Seamew." Flight, 20 January 1956
Jim_Winchester "The_Worlds_Worst_Aircraft"