Ме 264 - «потерянный» трансатлантический бомбардировщик люфтваффе

11k full reads
14k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 79% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

"Америка-Бомбер"- программа по разработке стратегического бомбардировщика дальнего радиуса действия для люфтваффе, способного нанести удар по Соединенным Штатам из Германии на расстоянии около 5800 км (3600 миль). Эта концепция была выдвинута еще в 1938 году, но планы создания появлялись в офисах Германа Геринга весной 1941 года.

Схема Ме 264 V1
Схема Ме 264 V1
Схема Ме 264 V1

5 марта 1941 года RLM(Министерство авиации Германии), находившийся под руководством Удета,заключило с Мессершмиттом контракт на 30 «четырехмоторных самолетов с двухтонной полезной нагрузкой для бомбардировки США». Для немедленной постройки первых шести машин под официальным обозначением «Me 264» было выделены средства.

Модель Me 264 в аэродинамической трубе оснащена свободно движущимися пропеллерами.
Модель Me 264 в аэродинамической трубе оснащена свободно движущимися пропеллерами.
Модель Me 264 в аэродинамической трубе оснащена свободно движущимися пропеллерами.

В апреле 1941 года в аэродинамической трубе проводилось испытание модели Me 264. А к августу 1941 года строительные работы на Мессершмитте Ме 264 V 1 в Аугсбурге достигли завершающей стадии.

Кабина Me 264 с корпусом носового колеса
Кабина Me 264 с корпусом носового колеса
Кабина Me 264 с корпусом носового колеса

В передней части самолета располагалась обширная остекленная кабина, которая должна была обеспечить максимальную видимость экипажа. Крылья имели трапециевидную форму, и их прочность исходила от одного главного лонжерона и двух опорных лонжеронов, встроенных в фюзеляж. В каждом крыле было девять топливных баков, шесть из которых были бронированными. Топливо перекачивалось с помощью нагнетательного насоса. Каждый двигатель был оснащен огнетушителем.

Обложка рекламной брошюры выпущенной Мессершмиттом в декабре 1941г.
Обложка рекламной брошюры выпущенной Мессершмиттом в декабре 1941г.
Обложка рекламной брошюры выпущенной Мессершмиттом в декабре 1941г.

Ходовая часть состояла из четырех главных колес попарно, из которых одно колесо из каждой пары должно было сбрасываться после взлета. Колеса поворачивались вокруг своей оси и втягивались электрогидравликой. Носовое колесо, удерживаемое раздвоенными подвесными стойками, поворачиваясь назад складывалось в отсек под кабиной.

Правое крыло Me 264 V1, вид с задней кромки, без топливных баков и поверхностей управления.
Правое крыло Me 264 V1, вид с задней кромки, без топливных баков и поверхностей управления.
Правое крыло Me 264 V1, вид с задней кромки, без топливных баков и поверхностей управления.

Me 264 V1 был оснащен четырьмя двигателями "Юнкерса" Jumo 211 J-1 жидкостного охлаждения в гондолах и с лобовыми радиаторами от Ju 88А-4. Двигатели развивали на взлете 1340 л.с и 1060 л.с на высоте 6000 м. Фюзеляж был типа монокок овального сечения и делился на три секции. Носовая секция имела полетную палубу и большую площадь остекления. Центральная секция включала бомбоотсек, с проходом сверху, отсек с четырьмя отапливаемыми койками экипажа и зоной отдыха в задней части, где также было оборудование для фотокамеры и туалет. Дальше был проход в хвостовую часть, которая имела в конце место для наблюдателя.

Два инженера обращаются к рисунку в мастерской в ​​Аугсбурге под полуустановленным капотом одного из двигателей Jumo 211 Me 264.
Два инженера обращаются к рисунку в мастерской в ​​Аугсбурге под полуустановленным капотом одного из двигателей Jumo 211 Me 264.
Два инженера обращаются к рисунку в мастерской в ​​Аугсбурге под полуустановленным капотом одного из двигателей Jumo 211 Me 264.

В холодный зимний день 23 декабря 1942 года Messerschmitt Me 264 V 1, выкатили из своего ангара в Аугсбурге, готовясь к первому полету. Самолет весом 21 175 кг не имел вооружение или орудийных башен.

Messerschmitt Me 264 V1 на аэродроме, декабрь 1942 г.
Messerschmitt Me 264 V1 на аэродроме, декабрь 1942 г.
Messerschmitt Me 264 V1 на аэродроме, декабрь 1942 г.

В кабине пилота был Карл Баур, один из самых опытных летчиков-испытателей Мессершмитта, который был тесно связан с Me 264, с начала строительства прототипа V1.На первом этапе самолет прошел обширную проверку на рулении и пробежках, прежде чем выйти к стартовой линии на ВПП. Взлет прошел без проблем, хотя как мера безопасности шасси было оставлено не убранным на время полета. Из-за непогоды Баур через 22 минуты досрочно завершил полет. Однако при посадке самолет не хватило всей длинны взлетно-посадочной полосы из-за отказа тормозной системы и он скатился в конце на вспаханное поле. В своем отчете о полете Баур зафиксировал следующие: Красивый самолет.

Messerschmitt Me 264 V1 в ходе испытаний
Messerschmitt Me 264 V1 в ходе испытаний
Messerschmitt Me 264 V1 в ходе испытаний

По мере проведения летных испытаний в течение следующих одиннадцати полетов вплоть до 6 марта 1943 года Баур сообщал о ряде повторяющихся проблем. Например, усилия на органах управления были слишком высоки, особенно на те, которые связаны с хвостовым оперением. А также жаловался на выхлопные газы, проникающие в кабину пилота.

Messerschmitt Me 264 V1 в ходе испытаний
Messerschmitt Me 264 V1 в ходе испытаний
Messerschmitt Me 264 V1 в ходе испытаний

Me 264 V1, теперь под кодовым названием Sudeten, был передан в Лехфельд 22 января 1943 г. Летные испытания продолжались в течение февраля и марта. 23 марта 1943 года после 17-го полета левая стойка шасси Me 264 V1 de Sudeten сломалась во время приземления в Лехфельде. Карл Баур вспоминал: "Посадка произошла при боковом ветре примерно 6 м/с. При приземлении сломалось левое шасси. Самолет развернуло. Правое шасси в результате этого не выдержало, и следом срезало переднее колесо. Пропеллеры были повреждены на всех четырех двигателях. Хвост самолета сложило, а вертикальный киль и левый стабилизатор оторваны."

Messerschmitt Me 264 V1 после аварии
Messerschmitt Me 264 V1 после аварии
Messerschmitt Me 264 V1 после аварии

Это был удар по и без того сомнительной репутации Me 264, и авария значительно задержала дальнейшие испытания. Однако во время проведения ремонта было сделано много модификаций, а так же установка четырех новых двигателей Jumo 211 J.29. 22 мая в Лехфельде завершался ремонт. В это же время в Аугсбурге от RLM пришло неожиданная телеграмма, в котором указывалось, что от дальнейшей работы над Me 264 следует отказаться. Это было тем более удивительно, что уже занимались подготовкой подробных характеристик и технических сравнений между нормальной конфигурацией Me 264 с четырьмя двигателями BMW 801 E и предложенным шестимоторным Me 264, также оснащенный BMW 801 E. Но уже в июле 1943 г. Фюрер заверил Дёница в своей поддержке продолжения производства Me 264. Компании Мессершмитт дали согласие продолжить строительство трех прототипов Me 264 только для «изучения» в роли дальних морских разведчиков.

 Me 264 с шестью двигателями
Me 264 с шестью двигателями
Me 264 с шестью двигателями

В марте 1944 года воздушные силы союзников нанесли ущерб программе Me 264, а также получили важную информацию о самом существовании Судетен. 18-го числа летающие крепости B-17 ВВС США атаковали заснеженный Лехфельд. Me 264 V1 был слегка поврежден в результате рейда, но его быстро восстановили. Насколько известно, незавершенные планеры V 2 и V 3 не были повреждены.

Ме 264 - «потерянный» трансатлантический бомбардировщик люфтваффе

18 июля 1944 года утром американцы нанесли решающий удар по программе Me 264, когда более 500 B-17 и B-24 ВВС США, действовавших в непогоду со своих итальянских баз, предприняли попытку бомбардировки авиационного завода в Манселле и аэродрома Мемминген. Восемьдесят процентов аэродромных зданий пострадали в результате разрушительной атаки; три ангара были разрушены, и еще два сильно повреждены, как и мастерская, столовая и жилые помещения. Сто семьдесят человек были убиты и еще 140 ранены. По оценкам, 35 ​​самолетов были уничтожены или повреждены на земле, в том числе Messerschmitt Me 264V1.
Когда Карл Баур пробился к тлеющим останкам ангара «Судетен» после рейда, он понял, что степень ущерба, нанесенного планеру самолета, была слишком серьезной. Me 264V1 летал всего 38 часов 22 минуты в 52 вылетах, а теперь должен был быть списан.

Атака на аэродром Мемминген и уничтожение Messerschmitt Me 264V1
Атака на аэродром Мемминген и уничтожение Messerschmitt Me 264V1
Атака на аэродром Мемминген и уничтожение Messerschmitt Me 264V1

Для Вилли Мессершмитта и его мечты о создании самолета большой дальности потеря единственного полностью собранного прототипа Me 264 должна была стать ударом. Тем не менее, как и во многих других военных и технических проектах, разработанных в Третьем рейхе в 1944 году, несмотря на сложившуюся неблагоприятную военную ситуацию и ухудшение условий на внутреннем фронте, физическое уничтожение V1 пока не стало окончанием программы Me 264.

Me 264 с четырьмя BMW 801TG и двумя турбореактивными BMW 018 в корне крыла
Me 264 с четырьмя BMW 801TG и двумя турбореактивными BMW 018 в корне крыла
Me 264 с четырьмя BMW 801TG и двумя турбореактивными BMW 018 в корне крыла

Проводились проработки и по другим вариантам самолета, включая проекты с шестью двигателями DB 603; четырьмя Jumo 213; четырьмя BMW 801Е или G плюс двумя турбореактивными Jumo 004; четырьмя BMW 801TG и двумя турбореактивными BMW 018; а на фирме БМВ был даже просчитан вариант с двумя турбовальными BMW 02. Но ситуация в начале 1945 г с поставками стратегического сырья не позволила надеяться на запуск Me 264 в серийное производство. Программа была завершена еще до окончания постройки Me 264 V3.

 Messerschmitt Me 264  четыре рядных поршневых двигателя Daimler-Benz и два турбореактивных двигателя Heinkel HeS 011. Рисунок
Messerschmitt Me 264 четыре рядных поршневых двигателя Daimler-Benz и два турбореактивных двигателя Heinkel HeS 011. Рисунок
Messerschmitt Me 264 четыре рядных поршневых двигателя Daimler-Benz и два турбореактивных двигателя Heinkel HeS 011. Рисунок

Мe 264 V2 был передан на "Озермашинен Г.м.б.Х." для испытания на нем паровой турбины. Паровая турбина должна была развивать мощность 6000 л.с. при 6000 оборотах в минуту и приводить 5,3-м винт с частотой вращения 400-500 оборотов или 2-м винт при 6000 оборотах. Двигатель должен был работать на смеси угля и бензина (65% угольной пыли и 35% бензина). Me 264 V2 разбомбили еще до начала летных испытаний двигателя.

Ме 264 - «потерянный» трансатлантический бомбардировщик люфтваффе

Судя по немногим сохранившимся отчетам, те, кто работал в тесном контакте с проектом Me 264, оценивали его высоко. В августе 1945 года представители Британского королевского авиационного завода в Фарнборо имели возможность взять интервью у Карла Баура во Франции; В ходе обсуждений летчик-испытатель сказал: «...говоря беспристрастно, а не как человек из "Мессершмитта", Me 264 оказался бы самолетом абсолютно первого класса! ».

Me 264 в War Thunder c патчем 1.89
Me 264 в War Thunder c патчем 1.89
Me 264 в War Thunder c патчем 1.89

В заключении стоит отметить о возрождении этого самолета в игровых реалиях. В War Thunder новый тяжёлый бомбардировщик Me 264 появится на четвёртом ранге немецкого дерева развития авиации с выходом обновления 1.89.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Книга"MESSERSCHMITT Me 264 AMERIKA BOMBER"

Удачи в случайных боях на полях, в небесах и на море War Thunder!

Играть в War Тhunder