WTgame
1257 subscribers

"Морской Дракон" по прозвищу "Летающий деревянный башмак"

10k full reads

С первого же своего полета летом 1937г. летающая лодка получила прозвище " Der Fliegende Holzschuh " - "Летающий деревянный башмак", за сходство корпуса лодки с датским деревянным башмаком.

"Морской Дракон" по прозвищу "Летающий деревянный башмак"

После тщательного исследования мирового опыта Фогт предложил Техническому департаменту на выбор три проекта, каждый с "фирменным" однолонжеронным крылом. Первый проект имел короткую лодку и оперение на двух трубчатых балках, крыло несло два двигателя ВМW-XV. Второй имел клаccический корпус, крыло с тремя двигателями - дизелями "Юнкерса" Jumо-205. Третий был с таким же крылом, но с двумя корпусами и четырьмя Jumo-205.

Из всех проектов департаменту больше пришелся по вкусу первый. После некоторых доработок был получен заказ на гидросамолет На.138. Предложение Фогта о создании сразу трех опытных экземпляра было принято, и работа началась.

Прототип Ha.138V-1
Прототип Ha.138V-1

Макет первого прототипа был закончен в марте 1935 года, но работа над опытными машинами продвигалась медленно из-за низкого преимущества программы. К тому же пришлось переделывать самолёт под три Jumo 205 в виду прекращения разработки Jumo-206. Со всеми задержками первый полёт Hа.138 V1 совершил в июле 1937 года.

Второй опытный образец V2 отличался прямым крылом(у V1-тип "чайка"). Первый полёт в августе 1937 выявил неустойчивость самолёта после взлета, что удалось решить с помощью увеличения оперения до начала официальных испытаний.

Ha.138V-2 на испытаниях в Травемюнде
Ha.138V-2 на испытаниях в Травемюнде

После испытаний двух первых образцов работы с третьим были прекращены. После морских испытаний в различных условиях, были выявлены ряд недоработок связанных с недостаточной прочностью корпуса лодки при взлете при волнении. Компоновку кабины экипажа посчитали неудобной для совершения дальних перелетов. В предсерийных машинах все недочеты были устранены. Самолет получил цельнометаллический корпус с наклоненными бортами, разделенный на 10 водонепроницаемых отсеков. Кабина пилотов имела: двойное управление, радиоотсек в центральной секции, кухня, комната отдыха с тремя койками. Были оборудованы три позиции для стрелков, каждая с хорошим сектором обстрела.

Новый самолет поднялся в воздух в феврале 1939 года. К тому времени фирма, выпускавшая его, сменила название на Blohm & Voss, и образец получил индекс BV.138. Летные и морские испытания прошли без сучка и задоринки. Уже началась сборка 5-ти предсерийных ВV.138a-0, когда Министерство авиации выдало заказ на 25 ВV.138а-1 .

ВV.138А-1
ВV.138А-1

Дальнейшее развитие гидросамолёта привело к увеличению взлетного веса с 13760 до 14500кг, ещё большего укрепления корпуса и конечно же к изменению индекса - ВV.138b-0. Blohm & Voss получила заказ на 10 предсерийных машин. Из-за больших потребностей в летающих лодках береговой авиации производство ВV.138b-0 шло параллельно с ВV.138а-1. В 1940 году самолеты начали поступать в подразделения. В процессе эксплуатации ВV.138a-1 часто возникали проблемы с двигателем, возникли трудности с башенной установкой. А возросший вес ВV.138b-0 принудил устанавливать на серийные ВV.138b-1 более мощного двигателя Jumo-205D.

ВV.138b-1
ВV.138b-1

Вместе с новыми двигателями первый серийный получил 20мм пушки МG-151 в носовой башне и в хвостовой части лодки, а пулемет МG-15 монтировался за двигателем в центральной гондоле. Бомбовая нагрузка не изменилась 3 по 50 кг. А вариант ВV.138b-1/U1 мог увеличить число бомб до 6-ти 50 кг или 3-х 150 кг глубинных

Следующей модификацией стал ВV.138C-1. Его отличало усиление корпуса, MG-15 заменён на MG- 131, а трехлопастные винты заменены на четырёх. C января 1941 года на заводе Blohm & Voss в Финкенвердере началось производство FW.200 , из-за чего производство BV.138 пришлось передать фирме Weser Flugzeugbau. До декабря 1943 года, когда производство было остановлено, всего было произведено 227 ВV.138C-1. А всего летающих лодок ВV.138 построено 297 единиц.

"Морской Дракон" по прозвищу "Летающий деревянный башмак"

Впервые ВV.138 были применены во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года, где в составе группы осуществляли транспортные перевозки. В конце 1941 года группа гидросамолетов разместилась в Констанце на Чёрном море и действовала там до лета 1944 года, ведя разведку и проводя бомбардировки кораблей. Широко применялись в операциях против северных конвоев. В 1943 году ВV.138 появились и на Средиземном море, в частности на Крите. ВV.138 был очень эффективным патрульным самолётом. Наличие трёх огневых точек с хорошими зонами обстрела позволяло ВV.138 не только успешно защищать себя, но даже атаковать гидросамолёты противника. Есть сведения о сбитой "Каталине" над Северным морем.

Последнее применение зафиксировано 1 мая 1945 года, когда один из ВV.138 из Копенгагена, совершил ночью посадку на одном из озёр возле Берлина. Он должен был вывести двух курьеров (по некоторым данным с завещанием Гитлера). Но, из-за того что курьеры не смогли предоставить удостоверяющие их документы, вместо них пилот, обер-лейтенант Вольфганг Клемуш, вывез в Копенгаген 10 раненых.

BV 138 на выставке в Национальном музее науки и техники (Danmarks Tekniske Museum) в Elsinore, Дания.
BV 138 на выставке в Национальном музее науки и техники (Danmarks Tekniske Museum) в Elsinore, Дания.

Blohm & Voss BV.138 «Seedrache» (рус. Морской Дракон) в настоящее время не существует. Однако корпус одного самолета, затонувшего после войны, был поднят с морского дна Эресуннского пролива в 2000 году и экспонируется в датском Техническом музее в Хельсингёр.

На этом всё. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось, то тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Удачи в случайных боях на полях, в небесах и на море War Thunder!

Играть в War thunder

Источники: en.wikipedia.org/wiki/Blohm_%26_Voss_BV_138

www.airwar.ru/enc/sww2/bv138c.html