WTgame
1223 subscribers

P-59A Airacomet — первый реактивный самолет США.

368 full reads
577 story viewsUnique page visitors
368 read the story to the endThat's 64% of the total page views
3 minutes — average reading time

ХР-59А
ХР-59А

28 августа 1941 года было принято решение о создании в США первого реактивного самолета. Для его разработки выбор пал на фирму Белл, которая к тому времени приобрела оправданную репутацию в создании нетрадиционных самолетов. 3 октября был подписан контракт на проектирование и постройку летательного аппарата под обозначением ХР-59А.

Р-59 А1
Р-59 А1

По обозначению завода модель Bell 27-1, созданная командой инженеров Э. П. Родса, имела очень традиционные формы и представляла собой консольный моноплан цельнометаллическим крылом. Фюзеляж полумонококовый с большим капотом для размещения переднего колеса шасси и вооружения. Хвостовое оперение было поднято по отношению к продольной оси, чтобы избежать реактивной струи двигателей. Сами ТРД были размещены в центре тяжести, по обе стороны от фюзеляжа, под корнем крыльев.

Компоновочная схема Р-59
Компоновочная схема Р-59

Строительство прототипа XP-59A началось 9 января 1942 года на заводе, сданном в аренду Ford Motor Company в Буффало. 26 марта 1942 года ВВС США подписали контракт на тринадцать самолетов YP-59A в дополнение к трем прототипам первоначального контракта.

12 сентября 1942 г. первый опытный самолет XP-59, оснащенный двумя ТРД General Electric I-A (американский аналог английского ТРД W2B), был доставлен на авиабазу на сухом озере Мюрок в Калифорнии для летных испытаний, куда он прибыл 19 сентября. Все это происходило в строжайшем секрете. Стремясь сохранить секрет до конца, самолет был снабжен ложным четырехлопастным винтом, установленным на носу, и обернута брезентом большая часть фюзеляжа.

1 октября 1942 года летчик-испытатель Роберт Стэнли поднялся на борт. Первый полет проходил на высоте 8 м и шасси не убирались. Пилот воодушевленный первыми удачными результатами совершил в этот день ещё три полета, но при этом не превышал высоту 30 м. 2 октября подполковник Лоуренс К. Крейги, начальник отдела экспериментальных аппаратов, взялся сам управлять ХР-59А. В тот день он совершил четыре полета и в одном из них поднялся на высоту 3050 метров.

Самолет летал, но проблемы стали приносить турбореактивные двигатели. С одной стороны, их тяга оказалась недостаточной, а с другой стороны, их использование требовало частого обслуживания. Кроме того они обладали невероятно коротким сроком службы и становились источником неприятных сюрпризов. То непонятные отказы в работе, то впечатляющие вспышки испускающие длинные языки пламени. Именно эти непредсказуемые выходки двигателей привели к тому, что аппарату дали неофициальное прозвище «Мисс огонь».

YP-59A
YP-59A

В соответствии с условиями контракта, Bell начала строительство тринадцати самолетов серии YP-59A. Единственное видимое отличие модели YP-59A состояло в увеличении объема фонаря кабины. Из-за задержки General Electric в поставке новых двигателей первые два YP-59A получили GE.I-A, как и их предшественники. Тем не менее с этими двигателями второй YP-59A во время эксплуатационных испытаниях при весе 4035 кг показал скорость 563 км/ч на уровне земли и 626 км/ч на высоте 10,720 м.

YP-59A
YP-59A

Новый контракт подписанный 11 марта 1944 года принес фирме Белл заказ на сто самолетов P-59A. Но новые двигатели General Electric GE.1-16 (впоследствии переименованные в J.31) YP-59A получили только в феврале 1945 года. В ходе тестовых полетов с поршневыми самолетами выявились недостатки реактива Белла в скорости и маневренности.

Тестовые полеты YP-59A и Р-63
Тестовые полеты YP-59A и Р-63

Официальный заключительный отчет об эксперименте YP-59A привел к расторжению контракта на заказ, подписанного 11 марта 1944 года. В связи с этим ВВС США решили прекратить производство YP-59A. На тот момент на заводе было достаточно деталей и компонентов, чтобы построить пятьдесят самолетов. Кроме того, технические службы армии согласились принять все "остаточные" самолеты, двадцать первый были поставлены под обозначением P-59A.1 с ТРД J.31 GE.3 750 кг с центробежным компрессором. Эта модель имела стандартное вооружение, состоящее из 37-мм пушки и трех 12,7-мм пулеметов.

 P-59A.1
P-59A.1

Последний из 50 P-59 "Айракомет" был поставлен в мае 1945 года, а все остальные контракты были естественным образом аннулированы. Пятьдесят пять P-59 были приписаны к 412-й истребительной группе 4-го воздушного флота и служили как для специальных испытаний, так и для обучения новому режиму полета пилотов.

P-59A.1 в полете
P-59A.1 в полете

Однако эксперименты с P-59 и особенно его использование в форме учебно-тренировочных самолетов позволили накопить богатый опыт, который послужил ускорению разработки и ввода в эксплуатацию модели Lockheed. Р-80 "Shooting Star". С его появлением, несколько сотен пилотов и техников уже имели опыт эксплуатации реактивного самолета и Lockheed P-80 очень быстро стал первым американским реактивным истребителем.

ЛТХ  Р-59А1
ЛТХ Р-59А1

Шесть "Airacomets" существуют до сих пор. Прототип XP-59A (42-108784) Находится в Национальном музее авиации и космонавтике в Вашингтоне, округ Колумбия. Остальные Р-59 А экспонируются в разных исторических музеях США.

XP-59A в Национальном музее авиации и космонавтике в Вашингтоне
XP-59A в Национальном музее авиации и космонавтике в Вашингтоне

Ну и конечно же P-59A Airacomet появился в War Thunder. Самолет стал доступен тем игрокам, которые в период со 2 августа до 26 августа выполнили задачи операции "Жара".

P-59A в War Thunder
P-59A в War Thunder

Он стал первым серийным реактивным самолётом США и первым в игре реактивным самолётом IV ранга. И в то же время он является самым медленным реактивом War Thunder.

P-59A в War Thunder
P-59A в War Thunder
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Alain J.Pelletier "Bell Aircraft since 1935"

Удачи в случайных боях на полях, в небесах и на море War Thunder!

Играть в War Thunder