WTgame
1225 subscribers

P-67 Bat — летучая мышь Макдоннелла

743 full reads
973 story viewsUnique page visitors
743 read the story to the endThat's 76% of the total page views
3 minutes — average reading time
Р-67 модель фото с сайта gmretardation.com
Р-67 модель фото с сайта gmretardation.com

В 1939 году в г. Сент-Луис, штаг Миссури, появилась новая авиационная фирма - Макдоннелл Эйркрафт. Джеймс Макдоннелл - сын хлопкового фермера из Литтл Рока, собрал небольшую группу инженеров и конструкторов, которая в сентябре приступила к работе. Первые два проекта названные McDonnell Model 1 и McDonnell Model 2 представленные на конкурс в ВВС США в марте и июле 1940 года были отклонены. Фирма смогла встать на ноги благодаря крупного субподряда от фирмы Дуглас на производство деталей для самолета.

Схема McDonnell ХР-67
Схема McDonnell ХР-67

Но 22 мая 1941 года настойчивость владельца фирмы была вознаграждена. Переработанный проект Model 2 под обозначением Model 2 -А получил одобрение и был выдан официальный заказ на разработку истребителя с обозначением МХ-127, а 29 октября 1941 года был подписан договор на постройку двух экспериментальных самолетов под названием ХР-67.

Модель ХР-67 для продувки
Модель ХР-67 для продувки

Полноразмерный макет предстал перед комиссией в апреле 1942 года. В результате её работы были внесены ряд изменений в конструкцию. Лишь после этого были проведены испытания на прочность и испытания в аэродинамической трубе. Наконец в ноябре 1943 года, после ряда изменений, испытания были завершены. Как видно, работы по самолету шли не спешно, и необходимость его создания вызывает вопросы.

Полноразмерный макет ХР-67
Полноразмерный макет ХР-67

Несмотря на задержки в испытании макета, параллельно шло строительство опытного образца. ХР-67 являлся двухмоторным цельнометаллическим среднепланом с трехстоечным шасси. Но больше всего в глаза бросается внешний вид самолета и его аэродинамические формы. Его фюзеляжу и мотогондолам был придан профиль крыла. Носовая часть фюзеляжа вмещала нишу под переднюю стойку шасси и следующую за ней просторную кабину пилота. Гермокабину, предусмотренную проектом, на прототип не устанавливали.

Прототип ХР-67 декабрь 1943г.
Прототип ХР-67 декабрь 1943г.

Два двенадцатицилиндровых двигателя водяного охлаждения Континенталь XI-1430-17 (правый) и -19 (левый) с четырехлопастными винтами, вращающимися в противоположных направлениях, оснащались турбонагнетателями Дженерал Электрик D-23 и имели мощность по 1350 л.с. Мотогондолы имели удлиненную форму, а выхлопные сопла использовались для создания дополнительной тяги.

Прототип ХР-67
Прототип ХР-67

Расчетная проектная скорость была многообещающей - 759 км/ч при взлетном весе 8425 кг. Но это по проекту. В ходе строительства и изменений вес прототипа рос как снежный ком. Ещё и военные решили заменить проектное вооружение из четырех 20-мм пушек и шести 12,7-мм пулеметов на шесть 37-мм пушек М-4 (рассматривался вариант и с 75-мм орудием). В итоге проектный вес составил 9060 кг, а в конечном итоге нормальный взлетный вес прототипа вылился в 10 тонн (без вооружения и гермокабины). При этом вместо вооружения были установлены баки с углекислым газом для системы пожаротушения. Так, на всякий случай.

 Прототип ХР-67
Прототип ХР-67

3 декабря 1944 года прототип ХР-67 покинул сборочный цех. Испытания не стали откладывать, и сразу приступили к наземным пробежкам. Но из-за воспламенения масляных баков, уже 8 декабря, эксперименты пришлось прервать. Виной стала система выхлопа. До января 1944 года провели устранение неисправности, дополнительно обезопасили емкости с маслом, и 6 января пилот Е.Эллиот поднял ХР-67 в воздух - на год позже запланированного.

 Прототип ХР-67 в полете
Прототип ХР-67 в полете

Первый полет длился всего шесть минут. Неисправность силовой установки привела к его скорому завершению. Перегрев трубопроводов привел к отказу моторов. Доработали, установив дополнительную перегородку. Четвертый вылет 1 февраля 1944 г. - и опять двигатели. Рассыпаются подшипники на валах. Для замены двигателей и доработок машину отправили на завод.

 Прототип ХР-67 в полете
Прототип ХР-67 в полете

Полеты продолжились 24 марта. В целом они шли без проблем, но вот двигатели вызывали жалобы. Фирма пыталась добиться у военных разрешения для замены их более надежными, но согласия так и не получили. В 10-ых числах мая ХР-67 облетали три летчика ВВС США. Отзывы по летным характеристикам машины были нормальные, хотя и отметили недостаточную мощность двигателей и склонность в полете к боковым колебаниям типа «голландский шаг».

 Прототип ХР-67 в полете
Прототип ХР-67 в полете

Испытания двигались своим чередом и к осени 1944 года планировалась передача прототипа заказчику. Но 6-го сентября, пожар правого двигателя во время обычного полета, сорвал все замыслы. Эллиот с трудом смог посадить поврежденный самолет, вот только восстановлению он не подлежал. Здесь сразу вспоминается предусмотрительность команды инженеров, установивших систему пожаротушения. Смог бы без неё пилот посадить машину? ХР-67 подлежал списанию налетав всего 43 часа.

 ХР-67 в полете Рисунок
ХР-67 в полете Рисунок

К тому моменту второй образец ХР-67 был не готов даже на половину. К тому же во всю шла многообещающая работа над реактивными самолетами, ставку на которые уже сделали военные. 24 октября 1944 г. ВВС расторгнули контракт с " McDonnell ". Так закончилась история первенца этой авиафирмы.

ЛТХ ХР-67
ЛТХ ХР-67

За свой необычный внешний вид истребитель получил неофициальное название "Мун-бэт" - разновидность ночной летучей мыши-вампира. Возможно его появление послужило началом династии "нечисти" в названиях последующих самолетов фирмы - "Фантом", "Банши", "Демон"…

Р-67 Фото с форума игры World of Warships
Р-67 Фото с форума игры World of Warships
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Rene J. Francillon. McDonnell Douglas Aircraft since 1920