Первая работа конструктора А.С.Москалева — МУ-3.

573 full reads
932 story viewsUnique page visitors
573 read the story to the endThat's 61% of the total page views
1 minute — average reading time

Первым проектом молодого конструктора А. С. Москалева стала эскизная разработка истребителя-перехватчика с мотором Никулина М-34. Наравне с ним в конкурсе приняли участие проекты Н. Г Михельсона и О. Н. Розанова. Заседавшая комиссия в заключении отметила, как наиболее удачный, проект Москалева. По схеме это был истребитель-полутораплан типа "Чайка" с высокими летно-техническими данными. Но вот до строительства дело не дошло из-за задержек с выпуском двигателя. К сожалению каких то других материалов по этому проекту не сохранилось.

Схема МУ -2 Григоровича
Схема МУ -2 Григоровича
Схема МУ -2 Григоровича

В 1929 г. после неудачи с летающей лодкой Григоровича МУ-2(морской учебный) и при отсутствии других учебных лодок Москалеву неожиданно предложили разработать и построить морской учебный самолет МУ-3 под мотор М-11 100 л. с. По схеме лодка полностью повторяла предшественницу, но имела значительно уменьшенное нижнее крыло, что приближало её больше к схеме полутораплана. Двигатель с толкающим винтом имел каплевидный дюралевый обтекатель.

Единственное фото МУ-3 Москалева
Единственное фото МУ-3 Москалева
Единственное фото МУ-3 Москалева

И ещё одно значительное отличие от МУ-2 — материал из которого они строились. Если лодка Григоровича была металлической, то Москалев свою построил из дерева. Деревянной была не только конструкция лодки, но и крыльев с оперением. Они были обшиты переклейкой и оклеены перкалем на эмалите.

На заводе “Красный летчик” в 1930-1931 гг. одновременно с МУ-3 в одном цехе строилась и летающая лодка Ш-2 Шаврова. Москалев постоянно наблюдал за её строительством и сравнивал результаты. Его лодка обладала достаточным запасом прочности и могла обеспечить довольно жесткую посадку на метровые волны не подвергая опасности экипаж. Да и кабина для инструктора и курсанта была довольно просторной. Но все это привело к перетяжелению конструкции - 653 кг пустого самолета. Это было заметно на фоне амфибии Шаврова.

Ш-2 на испытания вышла раньше. И когда она уже пошла на государственные, на заводские вышла и МУ-3. Лодка Москалева сочетала в себе удачные обводы с малым брызгообразованием и плавным ходом. И несмотря на большой взлетный вес легко совершала взлет. Летчик-испытатель Садовский отмечал, что самолет был прост в управлении и удовлетворял требованиям к учебному самолету. Это же подтвердили на Госиспытаниях. Вот только летные характеристики оказались ниже расчётных, и как выяснилось из-за низкого КПД винта. Было рекомендовано до запуска в серию подобрать лучший винт.

Вот только внезапная болезнь Москалева не дала возможности доработать МУ-3. В серию пошла лодка Ш-2 Шаврова. Хотя в серию она пошла бы при всех раскладах. А вот учебная лодка была просто необходима. После выздоровления Александр Сергеевич на завод "Красный летчик" не вернулся. Врачи порекомендовали сменить сырой климат Ленинграда и он переехал в Воронеж, где с 1932 года работает заместитель начальника ОКБ Воронежского авиационного завода.

Сравнение ЛТХ Ш-2 и МУ-3
Сравнение ЛТХ Ш-2 и МУ-3
Сравнение ЛТХ Ш-2 и МУ-3

Читайте о летающих лодках-бипланах

Летающая лодка доказавшая, что устаревшее не значит бесполезное.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Москалев А. С."Голубая спираль."
В. В. Гагин "Авиаконструктор А. С. Москалёв."