WTgame
1225 subscribers

Последний боевой биплан, произведенный в США. "Адский ныряльщик" от Curtiss.

556 full reads
777 story viewsUnique page visitors
556 read the story to the endThat's 72% of the total page views
3 minutes — average reading time

30 июня 1932 BuAer(Бюро Аэронавтики ВМФ США) подписал контракт с Curtiss о проектировании двухместного моноплана с крылом типа парасоль, с убирающимся шасси и мотором Райт Р-1510-92 мощностью 625 л. с. (466 кВт). Этот истребитель получил обозначение XF12C-1.
Из-за растущих военно-морских требований обозначение истребителя было кратко изменено на XS4C-1, а в начале 1934 года - на XSBC-1.

XF12C-1 он же XSBC-1 с мотором Wright R-1820-80
XF12C-1 он же XSBC-1 с мотором Wright R-1820-80

Свой первый полет новый истребитель совершил в октябре 1933 года. В ходе заводских испытаний двигатель показал неудовлетворительные результаты. Сначала его заменили на Райт R-1670 мощностью 775 л. с. (578 кВт) - опытный и не пошедший в серию, а за тем установили Wright R-1820-80 - девятицилиндровый однорядный радиальный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 700 л. с. (522 кВт). В феврале 1934 года, уже как истребитель-бомбардировщик, XSBC-1 запустили в небольшую серию из 27 самолетов. Машина вооружалась двумя 7,62-мм пулеметами Browning, четырьмя 52,7-кг бомбами или одной бомбой калибра 215 кг.

XSBC-1
XSBC-1

Во время очередного испытательного полета машина продемонстрировала довольно высокую для своего времени скорость 350 км/ч на высоте 2440 м. Максимальная высота полета составила 7315 м. Для проверки самолета в пикировании решено было произвести бомбометание по наземным целям. В первых вылетах были показаны хорошие результаты. Достигнув скорости 470 км/час при пикировании, максимальная перегрузка при выводе достигла 4g. Пилот при этом заметил небольшой бафтинг хвостового оперения, но этому никто не придал серьезного внимания. При следующем взлете над аэродромом усилилась облачность и набирающий высоту самолет быстро скрылся от наземных наблюдателей. Был только слышен ровный звук двигателя. Внезапно его прервал резкий хлопок, больше похожий на взрыв. При наступившей тишине, ни кто не видел ни самолета, ни пилота. немедленно начались поиски. Спустя какое то время XSBC-1 был обнаружен в 10 км от аэродрома. Его фюзеляж и крыло не получили больших повреждений, если не считать нескольких вмятин от падения, но лежали отдельно. Удивительным было и то, что подвешенная бомба не сдетонировала. У местных жителей узнали о судьбе пилота. Он был доставлен в ближайшую больницу с переломами руки и ноги. Подробности аварии узнали уже от пилота. При вводе самолета в пикирование, на небольшой ещё скорости, произошёл отрыв одной лопасти пропеллера. Последовала сильная вибрация и в результате не выдержал стабилизатор, его просто сложило. Следом началось беспорядочное падение. Летчику с трудом удалось покинуть самолет и спуститься с высоты более 3000 метров на парашюте.

Curtiss SBC-4
Curtiss SBC-4

После проведенных анализов недостатков конструкции приведших к аварии 6 июля 1934 года фирма представила в Бюро авиации флота новый, существенно переработанный проект самолета. Было переработаны и усилены буквально все узлы и компоненты конструкции. Изменили фюзеляж и кабину, добавили еще одно крыло, превратив тем самым машину в биплан, а винт заменили на более прочный - трехлопастной. В таком виде самолет был принят военными под обозначением XSBC-2. 9-го декабря 1935 года самолет поднялся в воздух.

Прототип XSBC-2
Прототип XSBC-2

После успешных испытаний в августе 1936 года Кертисс получает контракт на производство 83 самолетов в качестве SBC-3 для поставки их флоту в середина 1937. Первой получила новые самолеты эскадрилья VS-5 с авианосца «Йорктаун». Следующей—эскадрилья VS-6 с авианосца «Энтерпрайз».

SBC-3 в полете
SBC-3 в полете

Основным недостатком самолетов SBC-3 считалась небольшая бомбовая нагрузка. Для ее увеличения до 454 кг фирма предложила установить на машину двигатель R1820-22 Cyclone мощностью 950 л.с. Новый мотор имел больший диаметр, поэтому под него пришлось менять форму и размеры капота, а также переделывать всю носовую часть SBC-3. Было усилено и встроенное вооружение самолета— вместо носового 7,62-мм пулемета установили 12,7-мм. Бомбовая нагрузка составляла на центральном подфюзеляжном узле бомба 454-кг , а на крыльевых держателях — две 227-кг бомбы. Первый переделанный самолет получил обозначение SBC-4.

Curtiss SBC - 4 Helldiver
Curtiss SBC - 4 Helldiver

Заказ на серийное производство 58 самолетов SBC-4 был оформлен 5 января 1938 года. Начавшие поступать в войска самолеты высоко оценивались пилотами, летавшие на них во время тренировок. Helldiver(адский ныряльщик) был надежным и хорошо управляемым летательным аппаратом.

Curtiss SBC-4 Helldiver на учениях
Curtiss SBC-4 Helldiver на учениях

В начале 1939 года Франция заказывает 90 самолетов для своей морской авиации. Французская модификация получает название Curtiss 77, а так же французские 7,7-мм пулеметы Дарне и протектированные топливные баки. Но до 1940 года с выполнением заказа не спешили, пока Франция не обратилась с просьбой о немедленной поставке заказанных самолетов. По распоряжению американского правительства 50 SBC-4 были подготовлены для передачи французам из действующих частей.

Французские Curtiss 77 готовые к отправке в камуфляже
Французские Curtiss 77 готовые к отправке в камуфляже

На тот момент США еще не вступила в войну и соблюдала нейтралитет. Самолеты для передачи перегоняли в Канаду, где в Галифаксе их ждал французский авианосец «Беарн». 16 июня 1940 года он с загруженными SBC-4 в сопровождении крейсера «Жанна Д’Арк» вышел в море. Но до капитуляции Франции они не успели. 22 июня, узнав о захвате Франции, SBC-4 поспешно выгрузили. Французский посол в США, ссылаясь на условия капитуляции, отказался от самолетов.

Последний боевой биплан, произведенный в США. "Адский ныряльщик" от Curtiss.

К моменту нападения Японии на США машины SBC-3/4 находились на вооружении семи эскадрилий палубной авиации. Дольше всего SBC использовались на авианосце «Хорнет», списали их только в марте 1942 года. В авиации морской пехоты SBC HELLDIVER летали до июля 1943 года: на разведку, на корректировку артиллерийских стрельб и на противолодочные операции.

Последний боевой биплан, произведенный в США. "Адский ныряльщик" от Curtiss.

После активной службы ряд SBC впоследствии использовался в качестве учебно - тренировочных.

ЛТХ  SBC-4 HELLDIVER
ЛТХ SBC-4 HELLDIVER
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: UNITED STATES NAVAL AVIATION, 1919-1941 Моделист-Конструктор. Н.Околелов, А.Чечин. Последний биплан фирмы Curtiss