Прерванный полёт "Черноморской чайки" | WTgame | Яндекс Дзен
WTgame
1229 subscribers

Прерванный полёт "Черноморской чайки"

821 full read
993 story viewsUnique page visitors
821 read the story to the endThat's 83% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Не вошедшая в серию, при этом входила в состав 80-й отдельной авиаэскадрильи, совершившая более 80 боевых вылета и до сих пор является самой совершенной и мощной советской летающей лодкой довоенных лет. "Черноморская чайка" более известная как АНТ-44, но в то время МТБ-2 (Морской Тяжёлый Бомбардировщик) — советский тяжёлый морской бомбардировщик, разрабатывавшийся в 1930-е годы.

Первый экземпляр МТБ-2(вверху) и МТБ-2Д Черноморского флота.
Первый экземпляр МТБ-2(вверху) и МТБ-2Д Черноморского флота.
Первый экземпляр МТБ-2(вверху) и МТБ-2Д Черноморского флота.

История создания этого гидросамолета началась с предложения английской фирмы "Short Brothers" спроектировать и построить для Советского Союза крупную 4-моторную летающую лодку. Конструкторский коллектив, возглавляемый А.Н. Туполевым из Центрального аэрогидродинамического институт(ЦАГИ) обратилось с обращением в Управление ВВС, что такой самолет можно создать и у нас. Инициатива была принята и в 1934 началось проектирование.

Прерванный полёт "Черноморской чайки"

Эскизный проект АНТ-44, который определили как морской тяжелый бомбардировщик МТБ-2, разрабатывался в течение года. Рабочее проектирование и практическое изготовление четырехмоторного морского бомбардировщика затягивалось вплоть до августа 1936 года. Это было связано с завершением работ по другим проектам: МДР-4(АНТ-27) и МТБ-1(АНТ-27бис).

Все задержки сказались положительно на развитие проекта. Был более тщательно определен внешний облик нового самолета, его назначения и основных летных характеристик. Использовали опыт зарубежных разработок, и в частности новый аэродинамический профиль. В тактико-технических требованиях Управления ВВС к МТБ-2 указывалось: 1)  бомбардировка баз и боевых судов противника; 2) дальняя дневная и ночная разведка в открытом море и на побережье
противника 3) транспортировка людей, боеприпасов и горючего в съемных баках. 4) максимальная скорость 300 км/ч на высоте 4000 метров 5) максимальная дальность полета до 1600–1800 км 6) конструкция лодки цельнометаллическая со стойким защитным
антикоррозионным покрытием и максимально возможную
непотопляемость при аварийных случаях, связанных с повреждением.

29 марта 1936 г. состоялась государственная макетная комиссия под председательством заместителя наркома обороны маршала Тухачевского. На ней указали на недостаточную бомбовую нагрузку. Соглашение было достигнуто с оговоркой, 2500 кг бомб, но в перегрузочном варианте.

Прерванный полёт "Черноморской чайки"

Постройку первого опытного экземпляра закончили в апреле 1937 г. Первый полет с колесным шасси состоялся 19 апреля, а в пятом испытательном полете 28 апреля в воздух на АНТ-44 поднялись М.М. Громов и А.Ю. Юмашев. В ходе полетов отметили низкую эффективность руля поворотов, что успешно исправили увеличением его задней кромки. А 4 мая 1937 г. был произведён демонстрационный полет АНТ-44 в зоне Центрального аэродрома им. Фрунзе г. Москвы.

Прерванный полёт "Черноморской чайки"

16 ноября 1937 г. МТБ-2 передали на объединенные заводские и военные испытания, которые предстояло продолжить в Севастополе. Они начались первых числах декабря и серьезных неприятностей не происходило. Шла планомерная и напряженная доводка большого и сложного самолета. В итоге 29 декабря 1937 г. было организовано совещание с участием представителей НИИ морской авиации ВВС РККА. На нем было отмечено, что требования к самолету выполнены, а так же указано на отсутствие мощных гидросамолетов на вооружении советской морской авиации. Здесь же, на совещании, было высказано предложение о немедленном открытии заказа на изготовление пяти летающих лодок войсковой серии.

В начале 1938 г. на МТБ-2 установили двигатели М-87. 4 мая 1938 г. заместитель наркома ВМФ СССР утвердил акт военных испытаний опытного гидросамолета МТБ-2. Испытания проводились до 4 октября 1938 в роли летающей лодки, и в целом полетные и мореходные качества самолета оценивались благоприятно, поэтому далее испытания решили продолжить на дублере – АНТ-44Д(дублёр).

Прерванный полёт "Черноморской чайки"

В ноябре 1938 г. первый опытный экземпляр, после перекраски, в ночь с 27 на 28 февраля 1939 г. продолжал испытания – велись ночные полеты. При совершении посадки получил повреждения от сильного удара об воду, и затонул. Экипаж спасся, а днем самолет подняли из воды. При осмотре повреждений, хотя и была возможность выполнить ремонт, его признали нецелесообразным. На этом история первый опытный МТБ-2, успевшего налетал 216 часов 26 минут и совершить 194 посадки, закончилась.

Второй, доработанный экземпляр МТБ-2Д (дублер) был выпущен в июне 1938 г. На ноябрь 1938 г. «дублер» окончательно довели, оснастили вооружением и оборудованием, бомбовая нагрузка определялась в 4000 кг. После прохождения госиспытаний 16 мая 1939 г. МТБ-2Д был принят на вооружение морской авиации в качестве тяжелого бомбардировщика и дальнего разведчика.

МТБ-2Д (дублер)
МТБ-2Д (дублер)
МТБ-2Д (дублер)

Но запуск в серию большого и затратного гидросамолета не вполне соответствовал возможностям, которыми располагала тогда советская авиапромышленность. В январе 1940 г. на основании решения КО при СНК СССР работы по подготовке серии МТБ-2 были прекращены. Хотя сам самолет в 1940 году продолжал бить мировые рекорды: 1) Высоты – 7134 м с грузом 1000 кг 2) Высоты – 6284 м с грузом 2000 кг 3) Высоты – 5219 м с грузом 5000 кг 4) Скорости на дистанции 1000 км – 277,4 км/ч с грузом 1000 кг 5) Скорости на дистанции 1000 км – 241,9 км/ч с грузом 2000 кг

Летом 1941 года летающая лодка МТБ-2Д входила в состав 80-й отдельной авиаэскадрильи, базирующейся в Севастополе. Известно о некоторых боевых вылетах МТБ-2Д (а всего их было около 80) * в ночь на 13 сентября 1941 г. МТБ-2 бомбил вражеские войска в районе
Одессы * в ночь на 9 октября атаковал немецкие аэродромы в пунктах
Кульбакино и Сливны

Осенью 1941 г. базу для гидросамолетов Черноморского флота организовали в бухте Геленджика. Сюда и перебазировалась 82-я эскадрилья вместе с МТБ-2. Отсюда он вылетал для бомбардировок Ялты, Гурзуфа, Алушты. 10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету – подвесили 12 ФАБ-250кг. Перегруженный самолет лишь с третьего захода смог оторваться от поверхности моря, когда его атаковали немецкие истребители и он врезался в воду.

На этом прервался полет "Чайки". Более 40 лет пролежал её корпус на дне моря у выхода из Геленджикской бухты. В 1988–1989 гг. группой "Поиск" было обследовано место падения на возможность подъема самолета. Но осуществить подъем не удалось из-за риска взрыва бомб находившихся в обломках. Позже, вызванные саперы подорвали их на дне.

На этом всё. Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось, то тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Удачи в случайных боях на полях, в небесах и на море War Thunder!

Играть в War thunder

Источники: http://www.airwar.ru/enc/sww2/mtb2.html

http://alternathistory.com/chernomorskaya-chajka-istoriya-
gidrosamoleta-ant-44-sssr/