PZL Р-37 «Łoś » - лучший средний бомбардировщик Польши второй мировой войны.

7 July 2019
500 full reads
3 min.
627 story viewsUnique page visitors
500 read the story to the endThat's 80% of the total page views
3 minutes — average reading time

В начале 30-х годов польская бомбардировочная авиация использовала устаревшие самолеты Fokker F-VIIB / 3m - военный вариант пассажирского. Необходимость модернизации летного состава Государственных ВВС признавало их руководство и в 1934 году PZL (Panstwowe Zaklady Lotnicze - Национальное авиационное предприятие) выдаётся задание на подготовку проекта современного бомбардировщика. Руководитель группы конструкторов, Иржи Добровский , представил концепцию скоростного двухдвигательного среднего бомбардировщика.

PZL Р-37
PZL Р-37

Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Фюзеляж типа полумонокок состоял из набора шпангоутов, Z-образных стрингеров и дюралевой обшивки. Крыло имело довольно сложную механизацию из автоматических предкрылков и закрылков. Хвостовое оперение однокилевое. В качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровую "звезду" Bristol Pegasus ХIIВ мощностью 875 л. с. В апреле 1935 года департамент аэронавтики закупил прототип нового самолета, которому было присвоено заводское обозначение Р-37. Готовый прототип (P-37/1) был облетан 13 декабря 1936 г. и, несмотря на обнаружение нескольких дефектов, самолет считался удачной конструкцией.

Прототип P-37/1
Прототип P-37/1

Тем временем началось строительство второго прототипа (P-37 / II), отличавшегося новым двухкилевым оперением и переработанной кабиной пилота и радиста. Ещё одним отличием было шасси с двойными колесами, шарнирно соединенные с гидроамортизатором. Позже такая схема была принята во всем мире. Двигатели были тоже заменены на более мощные Bristol Pegasus XX 925 л.с. Второй прототип стал моделью второй серии заказанных машин для польской бомбардировочной авиации получившей обозначение Р-37В.

Шасси P-37 / II и схема его работы
Шасси P-37 / II и схема его работы

Впервые P-37 / II вылетел осенью 1936 года, и испытания показали, что изменения достигли своей цели. Между тем, предварительный контракт на производство 10 бомбардировщиков P-37A с двигателями Pegasus XIIB был принят на заводе. В то же время новый самолет был официально назван «Łoś »(Лось). Этот заказ был вскоре пересмотрен, чтобы включить дополнительный (третий) прототип, P-37 / III, который должен был стать моделью для предлагаемых экспортных версий, P-37C и P-37D. А так же количество строящихся самолетов было увеличено еще на 20 экземпляров.

P-37A bis в полете
P-37A bis в полете

Дополнительные 20 изготовленных машин (P-37A bis) уже получили двойное вертикальное хвостовое оперение. Новый самолет впервые был представлен за пределами Польши на международной авиационной выставке в Белграде (май-июнь 1938 года), а затем на авиасалоне в Париже (декабрь 1938 года), где он был признан одним из лучших.

Демонстрационный самолет "Р-37 Аbis" в парижском салоне "Аэронавтик" 1938 года.
Демонстрационный самолет "Р-37 Аbis" в парижском салоне "Аэронавтик" 1938 года.

В 1937 году предварительные заказы польского правительства были увеличены до 180 самолетов, чтобы удовлетворить требования программы расширения ВВС Польши. За первыми 30 бомбардировщиками серии A / Abis должны были последовать 150 P.Z.L. P-37B с двигателем Pegasus XX, 50 из которых должны быть завершены к 31 декабря 1938 года, а следующие 44 (или 124 в целом) - 31 марта 1939 года.

ЛТХ P.Z.L. P-37B
ЛТХ P.Z.L. P-37B

Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов Vickers F или польского KM Wz 37 7,7 мм., на подвижных креплениях в носовой, верхней и нижней фюзеляжных турелях, причем последние два пулемета прикрывавшие заднюю полусферу могли быть убраны когда не используются. Максимальная бомбовая нагрузка, размещаемая внутри фюзеляжа, составляла 2,580 кг., но в состоянии перегрузки четыре лишних бомбы можно было подвесить снаружи центроплана, увеличив максимальную нагрузку до 3,020 кг.

Бомбардировщик PZL Р-37В ВВС Польши
Бомбардировщик PZL Р-37В ВВС Польши

В августе 1938 года были завершены первые " Łoś " P-37B из заказанных 50. В начале следующего 1939 года было начато строительство второй серии P-37B, насчитывающей 45 слегка модифицированных машин. На равне с этим шли переговоры по экспортным заказам на 1939 год. Предложение включало две версии, P-37C, с 970 л.с. Гном-Рона 14N07s и максимальной скоростью 460 км/ч. на 4 000 метров, и P-37D, с 1030/1050 л.с. Гном-Рона 14N20 / 21s и максимальной скоростью 490 км / ч. на 5,100 м. Летом 1939 года Югославия заказала 20 бомбардировщиков P-37C, а Болгария - 15. Румыния купила 30 P-37D.. Турция приобрела 10 P-37D, а также сырье и полуфабрикаты для дополнительных 25 и лицензию на производство.

Р-37С Июль 1938 г.
Р-37С Июль 1938 г.

Но с программой экспортных поставок было покончено, как только части вермахта перешли польскую границу 1 сентября 1939 г., начав вторую мировую войну. Общий выпуск «сохатых» был закончен тиражом в 124 экземпляра, из которых последние 32 машины были завершены накануне войны .

Эскадрилья из "Лосей" перед вылетом
Эскадрилья из "Лосей" перед вылетом

Первый боевой вылет "Лосей" совершен 4 сентября, когда все 17 исправных бомбардировщиков, каждый с 1200 кг. бомб, вылетели для поражения немецкой бронетехники. Несмотря на сильную противовоздушную оборону, XVI танковому корпусу противника, был нанесен сокрушительный урон. Но восемь польских бомбардировщиков (из них пять уничтожили истребители Bf-109) и пять экипажей были потеряны.

Р-37В Рисунок
Р-37В Рисунок

В последующие дни бомбардировщики продолжали концентрированную бомбардировку немецких сил, главным образом в районе Радомско-Пётркув на центральном фронте и в районе Пултуск на севере. Но из-за больших потерь и нехватки снабжения бомбардировщики не смогли удержать наступление. Боевые вылеты осуществлялись до 16 сентября, но из-за небольшого числа задействованных бомбардировщиков они не имели большого значения. На следующий день бомбардировочной бригаде было приказано уйти в Румынию.

PZL Р-37 «Łoś » - лучший средний бомбардировщик Польши второй мировой войны.

В ходе сентябрьской кампании, помимо 30 разведывательных миссий, более 100 вылетов совершили самолеты P-37. Ими было сброшено в общей сложности около 150 000 кг. бомб, и им приписывают шесть сбитых Bf-109. Было потеряно 26 самолетов, а девятнадцать бомбардировщиков достигли Румынии, где они позже были введены в строй румынских ВВС. Три бомбардировщика "Лось" по ошибке приземлились в России. В октябре 1939 года один из P-37, захваченный немцами, был капитально отремонтирован на заводе Brandenburgische Werkе и доставлен в один из испытательных центров Люфтваффе для испытаний.

PZL Р-37 «Łoś » - лучший средний бомбардировщик Польши второй мировой войны.

"Лось" в Люфтваффе

Бывшие польские P.37 в Румынии были сформированы в три бомбардировщика.эскадрильи, которые составляли четверть румынских бомбардировщиков, развернутых под командованием немецкого воздушного флота Luftflotte 4 против России, и сыграли важную роль в захвате Бессарабии и румынском наступлении на Украину летом и осенью 1941. Некоторые из P.37 пережили войну, и румынское правительство предложило вернуть их в Польшу, но польские власти проявили полное равнодушие, и P-37 остались в Румынии. По крайней мере, один "Лось" все еще летал в румынских ВВС в середине 1950-х годов, выступая в качестве буксира-мишени.

P-37 в Румынии
P-37 в Румынии

На сегодняшний день сохранившихся Р-37 "Лось" нет. Нелетающая модель PZL Р-37 "Лось" была собрана на заводе PZL Mielec и представлена общественности в сентябре 2012 года.

Реплика PZL Р-37 "Лось"
Реплика PZL Р-37 "Лось"

Читайте продолжение: "Сохатый" из Польши в НИИ ВВС СССР.

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Aircraft Profile №258 "Pzl P-37 Los"