Самолет короткого взлета и посадки - Fi-156 Storch

Конструкторам небольшой фирмы «Физелер» в городе Кас­селе, созданной в 1930 году и специализировавшейся на выпус­ке легких спортивных самолетов, в 1935 году удалось создать уникальный в своем роде самолет Fi-156 «Шторх» (Storch — аист). Первый полет он совершил 24 мая 1936 года и по современной терминологии получил бы обозначение «SТОL» — самолет ко­роткого взлета и посадки. При очень слабом ветре ему был необ­ходим всего лишь 60-метровый разбег, а для приземления было достаточно примерно одной трети этой дистанции.
Эти результаты были достигнуты благодаря применению «сверхмеханизированного» крыла с предкрылками, закрыл­ками и так называемыми «зависающими» элеронами, также выполняющими роль закрылков.

Схема  Fi-156 «Storch»
Схема Fi-156 «Storch»

Кабина спроектирована таким об­разом, чтобы обеспечить хороший обзор по всем направлени­ям. Вся верхняя часть фюзеляжа остеклена, каркас ее из сталь­ных труб и дюралюминиевых профилей. Боковые части фонаря кабины выступают в виде балкончиков и обеспечивают обзор вертикально вниз. Потолок кабины также весь прозрачный. Вход в кабину через широкую дверь, расположенную с правой стороны. Три сиденья расположены друт за другом, при этом переднее сиденье предназначено для пилота. Заднее сиденье съемное, на его месте возможна установка фотоаппарата или приспособления для приемки донесений с земли («кошка») или другого оборудования в зависимости от использования само­лета.

Прототип Fieseler Fi 156 V 2
Прототип Fieseler Fi 156 V 2

Шасси было сконструировано в расчете на грубую посад­ку с парашютированием с вертикальной скоростью 5 м/с. Для этого шасси с колеей 3,4 м было выполнено трехстер­жневым с гидропневматической и пружинной амортизаци­ей. Колеса были снабжены гидравлическими тормозами.Расположенный в хвостовой части фюзеляжа костыль был также выполнен с большим запасом прочности и также имел гидропневматическую амортизацию.
Силовая установка состояла из одного двигателя Аргус различных модификаций, могли устанавливаться и другие дви­гатели такого же класса мощностью до 300 л.с. Наиболее часто использовавшийся двигатель Аргус Fh-104 Аs-10с имел 8 ци­линдров, расположенных по четыре в виде перевернутой бук­вы У. Он развивал мощ­ность 200 л.с. при числе оборотов 1800 об/мин и 240 л.с. при 2000 об/мин.

Fi 156 V 2
Fi 156 V 2

Fi 156 V 2 был публично представлен в марте 1939 года, в «День рождения вермахта», когда он приземлился в Берлине, на Унтер-ден-Линден, между Государственной оперой и Нойер-Вахом.

Fieseler Fi 156 C-2
Fieseler Fi 156 C-2

Самолет находился в серийном производстве с 1937 года вплоть до окончания войны. Кроме завода в немецком горо­де Касселе, с апреля 1942 года он выпускался на француз­ском предприятии «Моран-Сольнье» и с декабря 1943 года на чехословацком предприятии «Мраз». Общее число произ­веденных по заказам Люфтваффе самолетов Fi-156 оценива­лось в 2900 единиц. Имелись следующие модификации и ва­рианты Fi-156: Fi-156С-0 — предсерийный вариант модификации С, пред­назначенный в основном для поставок Люфтваффе. От А-1 отличался измененной формой остекления задней части ка­бины, где мог быть установлен 7,92-мм пулемет МО-15 для защиты от атак истребителей с задней полусферы. Fi-156С-1 — невооруженный трехместный самолет связи. Fi-156С-2 — двухместный разведывательный самолет с аэрофотоаппаратом. Вооружение — 1 х 7,92-мм пулемет МО-15.

ЛТХ  Fi-156С-2
ЛТХ Fi-156С-2

Fi-156С-3 — самолет связи и легкий транспортный самолет, часть самолетов этого варианта имела двигатели Аргус Аз-ЮР, имелось также тропическое исполнение Fi-156С-3/Тгор с до­полнительными воздушными фильтрами на двигателе. Fi-156С-5 — многоцелевой самолет с двигателем Аргус-ЮР, оборудован подфюзеляжным держателем для дополнительно­го топливного бака или сбрасываемого контейнера с аэрофо­тоаппаратом. Имелся тропический вариант Fi-156С-5/Тгор. Fi-156В — модификация с большим боковым грузовым люком и двигателем Аргус Аз-10Р. имелись варианты: FI-156В-1 — партия санитарных самолетов, предназначенных для перевозки одного носилочного раненого. Fi-156U — опытный противолодочный самолет с одной глубинной бомбой или тремя 50-кг бомбами.

Fi-156U  опытный противолодочный с тремя 50-кг бомбами
Fi-156U опытный противолодочный с тремя 50-кг бомбами

В качестве специального самолета для борьбы с партизанами Fi -156P был создан еще в 1942 году. Он отличался от всех других вариантов тем, что в него входили устройства для сбрасывания контейнеров с 24-мя осколочными бомбами. Это были толстостенные бомбы весом 2 кг диаметром 78 мм и длиной 303 мм, содержащие 0,225 кг взрывчатого вещества.

Штабной Fi-156 на лыжном шасси на восточном фронте
Штабной Fi-156 на лыжном шасси на восточном фронте

Роль, которую сыграл Fi-156 в качестве «штабного» у командующих корпусов, армий и групп армий, часто описывалась. Довольно часто «аистом» пользовался генерал Роммель в Африке. «Аист» сыграл весьма значительную военную роль 12 сентября 1941 года. Самолёт главнокомандующего 11-й армией генерала-полковника Риттера фон Шоберта вынужден был совершить посадку на советском минном поле, в результате чего высокопоставленный офицер погиб. Его преемником стал фельдмаршал фон Манштейн, захвативший этой армией Крым.

Fi-156 в Африке
Fi-156 в Африке

Следует помнить еще одно событие, в котором «аист» сыграл важную роль. 12 сентября 1943 года "Шторх" участвовал в одном из наиболее ярких эпизодов своей карьеры — в освобождении Бенито Муссолини. Гитлер возложил задачу поиска и освобождения "дуче" на гауптштурмфюрера СС Отто Скорцени, который вскоре нашел Муссолини в отеле на пике Гран Сассо Массив в Абруззи Молизе. Доступный только по подвесной дороге отель располагался на высоте 3000 м. Поэтому для освобождения "дуче" был выбран вертолет "Фокке-Ахгелис" Fa-223. В последний момент тот вышел из строя, и пришлось использовать "Шторх". Несмотря на высоту, малый размер площадки у отеля и перегрузку при взлете, "Шторх" прекрасно справился со своей задачей. Кроме Люфтваффе, Fi-156 также состоял на вооружении ВВС Финляндии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Румынии и Хорватии.

FI-156В-1 санитарный вариант
FI-156В-1 санитарный вариант

История самолета не может быть закончена без упоминания Fi-256, спроектированного "Физелером" в 1941 г, как гражданский, четырехместный "наследник" Fi-156В. Хотя Fi-256 и повторял компоновку "Шторха", это была совершенно новая машина, без какой-либо взаимозаменяемости узлов. Fi-256 был более аэродинамически чистым, с автоматическим предкрылком и имел более просторную кабину с креслом пилота по середине двух пар кресел пассажиров. Fi-256 предлагался "Физелером" Техническому департаменту РЛМ в качестве развития "Шторха", но не был принят. Правда, два опытных самолета в 1943-44 гг выпустил завод в Пюто.

ОКА-38 "Аист"
ОКА-38 "Аист"

Кроме того, здесь следует упомянуть и разработанный в СССР в 1940 году связной самолет ОКА-38 (конструктор — О.К.Антонов). Он представлял собой практически точную копию Fi-156С и предназначался для использования в каче­стве связного и санитарного самолетов. Внедрение самолета в серийное производство было прервано начавшейся войной.

MS 500 "Criquet" ("Саранча")
MS 500 "Criquet" ("Саранча")

После войны французская фирма «Моран-Сольнье» про­должала выпуск под обозначением MS 500 "Criquet" ("Саранча") , а в Чехос­ловакии выпускался его аналог Mráz K-65 Čáp . Сохранившихся до наших дней Fi-156 насчитывается около 20-ти экземпляров в музеях по всему миру.

Fi-156 в Немецком музее Flugwerft Schleissheim
Fi-156 в Немецком музее Flugwerft Schleissheim

В настоящее время выпускается сверхлегкая версия самолета, которая является 3/4 масштабной копией Fieseler Fi 156 и поставляется в виде комплекта для любительского строительства или как готовый к полету самолет. Slepcev Storch (так называется самолет-копия) является сербским сертифицированным комплектом и сверхлегким самолетом, разработанным Югославско-австралийским Нестором Слепцевым и в настоящее время выпускаемым Storch Aircraft Serbia в нескольких разных версиях.

Швейцарский зарегистрированный Slepcev Storch
Швейцарский зарегистрированный Slepcev Storch
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Шунков В.Н. - Авиация Люфтваффе
en.wikipedia.org/wiki/Slepcev_Storch