Складной самолет Четверикова | WTgame | Яндекс Дзен
WTgame
1228 subscribers

Складной самолет Четверикова

752 full reads
957 story viewsUnique page visitors
752 read the story to the endThat's 79% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Идею складного самолета Четверикова поддержали два авторитетных руководителя: В. А. Гартвиг — начальник Отдела строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА) НИИ ГВФ и М. И. Шевелев — начальник Главсевморпути. Последний предложил создать такой же самолет и для строящегося ледокола «Челюскин». Таким образом, И. В. Четвериков практически одновременно приступил к строительству двух машин — ОСГА-101 и СПЛ(самолет для подводных лодок). Работа велась в ОСГА НИИ ГВФ.

Складной самолет Четверикова

Строительство ОСГА-101 было завершено к весне 1934 года, к этому времени в свое первое и последнее плавание ледокольный пароход «Челюскин» ушел с амфибией другого конструктора. А ОСГА-101, управляемая летчиком Н. Кастанаевым, поднялась с Москвы-реки и совершила первый, удачный полет. Теперь на очереди встала доводка СПЛ. После государственных испытаний эту машину для доработок сначала передали в НИИ ГВФ, а затем в 1936 году под маркой «Гидро-1» отправили на выставку в Милан. В том же году на СПЛ установлено несколько мировых рекордов — скорости, дальности и максимальной высоты полета.

ОСГА во время испытаний на Москве-реке
ОСГА во время испытаний на Москве-реке
ОСГА во время испытаний на Москве-реке

Разработка СПЛ была сложной, но интересной задачей. За основу была взята амфибия ОСГА-101. Пришлось несколько уменьшить габариты, поскольку предполагалось разместить его на подводной лодке в герметичном ангаре диаметром всего лишь 2,5 м и длиной 7,5 м. Были разработаны приспособления, позволяющие трансформировать крыло, силовую установку, подкрыльные поплавки и консоли стабилизатора. При этом для стыковки узлов использовались не традиционные болты с гайками, а быстросъемные пальцы-фиксаторы. Стремление к минимализа́ции привело к уменьшению обзора с места пилота, отсутствию вооружения и приспособлений для взлета с корабельной катапульты.

СПЛ со сложенными крылом и мотоустановкой
СПЛ со сложенными крылом и мотоустановкой
СПЛ со сложенными крылом и мотоустановкой

Лодка самолета СПЛ цельнодеревянная, с каркасом из набора шпангоутов, лонжеронов и стрингеров и фанерной обшивкой. Гидродинамические характеристики лодки были весьма высокими, поскольку самолеты предназначались для работы в открытом море. Большой угол килеватости существенно снижал перегрузки в момент «приводнения» на волну, а высокий борт обеспечивал безопасные взлет и посадку в штормовую погоду. Хвостовая ферма фюзеляжа из стальных труб. Ее жесткость обеспечивалась лентами-расчалками. Тросы управления рулем высоты и рулем поворота проходили внутри труб фермы.

СПЛ основные размеры
СПЛ основные размеры
СПЛ основные размеры

Силовая установка обеих машин состояла из авиадвигателя М-11 мощностью 100 л. с. Винт от самолета У-2, деревянный, с фиксированным шагом, его диаметр 2,3 м. На СПЛ стойка мотогондолы складывалась назад, при этом нижний конец заднего подкоса, опираясь на скользящую муфту, двигался по трубе хвостовой фермы.

И. В. Четвериков и летчик А. В. Кржижевский около самолета СПЛ в Севастополе на площадке завода № 45
И. В. Четвериков и летчик А. В. Кржижевский около самолета СПЛ в Севастополе на площадке завода № 45
И. В. Четвериков и летчик А. В. Кржижевский около самолета СПЛ в Севастополе на площадке завода № 45

К сожалению, в серию СПЛ не пошла: моряки так и не смогли сделать хороший ангар на подводной лодке.

Складной самолет Четверикова

На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Журнал "Моделист-конструктор" 1981, №12
http://zonwar.ru/news6/news_1022_SPL.html