WTgame
1225 subscribers

Скоростная "рыбка гуппи". "Мартин" B-10

870 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
870 read the story to the endThat's 72% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Истребители-бипланы начала 30-ых годов не имели шансов перехватить этот бомбардировщик. За его создание фирма "Мартин" была удостоена Кубка Колльер "За достижения в авиации" в 1932 году. К середине 1930-х годов В-10 и В-12 стали основными типами бомбардировщиков США. И тот и другой являлись модификациями базового самолета "Мартин 139".

Скоростная "рыбка гуппи". "Мартин" B-10

Двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик моноплан с убирающимся шасси, разрабатывавшийся с конца 1929 г. Руководство фирмы построило опытный образец за свой счет, так как заказчика проект не устроил. Прототип «Модель 123» с моторами «Райт» SR-1820E (600 л.с.) был облетан 16 февраля 1932 г. В машине были воплощены все самые передовые достижения самолетостроения того времени, что положительным образом сказалось на её летных данных. В доработанном виде машина , получившая фирменное обозначение «модель 139», показала скорость 333 км/ч и была принята на вооружение Авиакорпуса Армии США, и в январе 1933 г. фирма получила заказ на первую партию из 48 самолетов. Общий объем производства, продолжавшегося до 1939 г., составил 342 маши н ы , из них 189 - на экспорт.

Испытания первого "Мартина 123" на базе Райт-филд под обозначением ХВ-907
Испытания первого "Мартина 123" на базе Райт-филд под обозначением ХВ-907

Перед запуском в серию в прототип внесли ряд изменений: кабины закрыли прозрачными колпаками, двигатели заменили на более мощные R-1820-19(675 л.с.), смонтировали вращающуюся носовую турель. Экипаж увеличился и теперь состоял из пилота, переднего стрелка-бомбардира, заднего стрелка и стрелка-радиста,для которого был смонтирован люковой пулемет. Эталон самолета для серии переименовали в ХВ-10. На войсковые испытания он поступил под обозначением YB-10.

 YB-10 на войсковых испытаниях
YB-10 на войсковых испытаниях

Самыми скоростными из всего семейства были два опытных самолета YB-10А с моторами R-1820-31 снабженными турбонагнетателями. Они развивали скорость 380 км/ч на высоте 7625 м. В 1934 году началось крупносерийное производство модификации В-10В. Некоторое количество серийных В-10 и В-12 были оборудованы поплавками для патрулирования прибрежных районов, при этом самолеты не получили новых обозначений. В августе 1935 года на одном из поплавковых "Мартине" был совершён перелет из Лэнгли в Нью-Йорк, в результате поставив сразу три рекорда скорости полета с грузом.

Поплавковый В-10
Поплавковый В-10

В 1936 году начались экспортные поставки "модели 139". Один из них был куплен Советским Союзом. Разобранным его доставили в Ленинград осенью, а в конце года приступили к испытанию машины. Было уже ясно, что спроектированный в 1931 году к 1937-му самолет уже устарел. Хотя пилот А.П.Чернявский и отметил хороший обзор,устойчивость и приятность пилотирования. "Мартин 139WR"(экспортное обозначение В-10) по летным данным уступал самолетам СБ и ДБ-3. Невысокую оценку получило вооружение: разброс пуль из за недостаточно жесткого крепления пулеметов, отсутствие гильзоотводов.
В том же году 5 "Мартинов" приобрел Китай. 25 августа 1937 года бомбардировщики впервые вступили в бой, выполнив налет на японские корабли.

Мартин 139WH-2   ВВС Китая
Мартин 139WH-2 ВВС Китая

22 самолета "Мартин 139WАА" заказали аргентинские ВВС, 20 бомбардировщиков - Турция и 6- Таиланд.

«Мартин» 139WТ ВВС Турции
«Мартин» 139WТ ВВС Турции

Но самым крупным экспортным заказом стал голландский. Всего в Голландскую Ост-Индию поступило 120 американских бомбардировщика.

Бомбардировщик Мартин 139WH голландских ВВС, 1 937 г.
Бомбардировщик Мартин 139WH голландских ВВС, 1 937 г.

В ВВС Голландской Ост- И ндии самолетам «Мартин» 139WH укомплектовали три авиагруппы . К моменту нападения Японии в декабре 1941 г. в строю насчитывалось примерно 80 таких бомбардировщиков, ещё около 20 числилось в школе. Первые боевые вылеты были совершены 17 декабря 1941 г., когда "Мартины" бомбили японское десантное соединение у берегов Борнео. Они добились некоторых успехов (например, 18 декабря потопили эсминец "Синономе") , но помешать высадке не смогли. К концу января 1942 г. все уцелевшие бомбардировщики (около 45 единиц) сосредоточили на о. Ява. Потери быстро росли . На 1 5 февраля оставалось 20 боеспособных самолетов, на 1 марта - 1 6 (еще столько же нуждались в ремонте ) . 7 марта налет японцев уничтожил последние бомбардировщики, подготовленные к эвакуации в Австралию.

Скоростная "рыбка гуппи". "Мартин" B-10

Сейчас в мире сохранился только один самолет семейства "Мартинов". Он был доставлен в США из Аргентины, где он до середины 60-х стоял в качестве учебного пособия в училище морских летчиков.

YB-10  в музее  американских ВВС в Дэйтоне штат Огайо.
YB-10 в музее американских ВВС в Дэйтоне штат Огайо.

В 1970 году аргентинские адмиралы подарили "Мартин" ВВС США. Отреставрированный на базе ВВС в Техасе, в 1976 году он занял почетное место в музее американских ВВС.

В-10B в War Thunder
В-10B в War Thunder

В War Thunder он занял свое место на первом ранге с БР 1.7 в премиумной ветке. В качестве оборонительного вооружения имеет 3 турели, имеющие по одному пулемету 7.62-мм Браунинг. Так же доступно 4 варианта бомбовой нагрузки: 6х 250 фунтов; 2х 500 фунтов; 2х 1000 фунтов; 1х 2000 фунтов, что составляет чуть больше 900 кг. Для своего ранга B-10B обладает отличной скоростью и действительно способен удрать от истребителей... но только от некоторых.

Скоростная "рыбка гуппи". "Мартин" B-10
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Журнал "Крылья Родины" 1998 №5

Удачи в случайных боях на полях, в небесах и на море War Thunder!

Играть в War Тhunder