"Сохатый" из Польши в НИИ ВВС СССР.

9 July 2019
712 full reads
3 min.
774 story viewsUnique page visitors
712 read the story to the endThat's 92% of the total page views
3 minutes — average reading time

Читайте о создании PZL P-37 "Łoś".

Первой машиной, открывшей новые пути развития самолетов класса скоростной бомбардировщик, стал знаменитый СБ, построенный в 1934 г. под руководством А.Н. Туполева. По совокупности боевых качеств польский "Лось" относился к наиболее совершенным бомбардировщикам начального периода второй мировой войны. Отсюда понятен интерес, проявленный советскими авиационными специалистами, когда в 1939 г. после нападения Германии на Польшу два Р-37 приземлились на территории СССР.

"Сохатый" из Польши в НИИ ВВС СССР.

Посадивших "Лосей" на картофельном поле летчиков тут же арестовали советские пограничники. Для перегонки бомбардировщиков НИИ ВВС выделил лучших летчиков-испытателей и инженеров. К месту приземления поляков отбыли летчики К. А. Калилец, М. А. Нюхтиков и П. М. Стефановский. Самолеты оказались исправными, и вскоре удалось запустить двигатели. Боясь отказов в гидросистеме, летчики планировали достичь Бобруйска с выпущенным шасси. Первым вырулил с картофельного поля на твердую площадку и взлетел Стефановский, а за ним поднялся в воздух на второй машине Нюхтиков. При подлете к Бобруйску самолеты с незнакомыми силуэтами и чужими опознавательными знаками обстреляли зенитчики, которых никто не догадался предупредить о перегоне. К счастью, артиллерийская подготовка стрелков противовоздушной обороны города оказалась слабой, и самолеты благополучно приземлились.

PZL P-37В"Łoś"
PZL P-37В"Łoś"

На следующий день уже без приключений "Лосей" перегнали на аэродром НИИ ВВС. Чтобы детально ознакомиться с возможностями польского самолета, в НИИ ВВС решили провести подробные летные испытания. С этой целью выбрали "Лося" с заводским № 7258, выпущенного в 1938 г. Вторую машину постройки 1939 г. предполагалось передать на московский завод № 156 для изучения конструкции и возможного заимствования с последующим внедрением в промышленность отдельных агрегатов и части оборудования.

PZL P-37В "Łoś"
PZL P-37В "Łoś"

К началу летных испытаний (13 октября 1939 г.) машина имела общий налет 97,8 часа. Винто-моторная группа оказалась сильно изношенной и часто возникали неисправности. Для повышения безопасности экипажа взлетный вес пришлось уменьшить до 6516 кг вместо нормальных 8570 кг. Вооружение было демонтировано.

PZL P-37А "Łoś" в румынских ВВС
PZL P-37А "Łoś" в румынских ВВС

Испытывали "Лось" летчики П.М. Стефановский, М.А. Нюхтиков и A.M. Хрипков, штурман П.И. Перевалов. С 10 октября по 23 декабря 1939 г. на бомбардировщике совершено 39 полетов общей продолжительностью 10 часов 35 минут. Летчики отмечал, что Р-37 "… отличается хорошей устойчивостью на всех режимах полета и допускает полет с полностью брошенным ручным управлением на режимах крейсерской скорости 270-280 км/ч. Техника пилотирования… проще, чем у самолета ДБ-3 и немного хуже, чем у СБ".

PZL P-37А "Łoś"
PZL P-37А "Łoś"

Главным достоинством Р-37 признавалась его хорошая аэродинамика. Вывод сделали на основании того, что несмотря на меньшую мощность моторов, самолет у земли развивал скорость почти равную скорости СБ и ДБ-3. Сравнительно небольшая скорость Р-37 на расчетной высоте списывалась на малую высотность моторов, составлявшую всего 1200 м против 4000 метров у М-103 (на СБ) и 4700 метров у М-87А (на ДБ-3). По той же причине потолок и скороподъемность "Лося" оказались невысоки и считались нашими исследователями "значительно ниже уровня требований, предъявляемых к современным двухмоторным бомбардировщикам".

Компоновочная схема PZL P-37В "Łoś"
Компоновочная схема PZL P-37В "Łoś"

Изучая технологии, конструкции и компоновки, советские специалисты обратили внимание еще на целый ряд достоинств "Лося". Очень большой интерес вызвала схема и кинематика уборки шасси. Отмечалось, что из-за малого диаметра колес шасси полностью убираются (на многих современных "Лосю" двухмоторных бомбардировщиках колеса в убранном положении частично выступали в поток), и при этом "благодаря применению двухбаллонных колес самолет обладает хорошей проходимостью". Так же указывалось исключительно удачное расположение приборов; высокая эффективность предкрылков.

PZL P-37В "Łoś"PZL P-37В "Łoś"
PZL P-37В "Łoś"PZL P-37В "Łoś"

Испытательная программа была довольно насыщенной, но, к сожалению, не обошлось без человеческих жертв. В обычный летный день на аэродроме один за другим взлетали различные самолеты. Летчик-инженер Б. Кощавцев выруливал на старт на истребителе И-15, оснащенном гермокабиной Щербакова. Обзор из нее ограниченный и пилот не заметил рулящий "Лось", за штурвалом которого находился испытатель Лисицын. Польский бомбардировщик рубанул винтом по кабине истребителя - в одном мгновение Кощавцева не стало…

И-15ГК с гермокабиной Щербакова
И-15ГК с гермокабиной Щербакова

Испытания бомбардировщика "Лось" в НИИ ВВС закончились в декабре 1939 г. и его дальнейшая судьба в СССР неизвестна. И все же следует признать, что Р-37 "Лось" оказался удачной боевой машиной и обладал очевидными перспективами дальнейшего развития.

Таблица ЛТХ бомбардировщиков
Таблица ЛТХ бомбардировщиков
На этом всё. Пока ждете новых статей подписывайтесь на канал. Ставьте лайки если понравилось, а если не понравилось до тоже ставьте. Ведь именно так я смогу понять что вам интересна данная тема. Надеюсь на Вашу поддержку.

Источник: Самолеты мира 1997/03-04