ВМВ
12 934 subscribers

А топливо кончилось ! Стратегические бомбардировки и топливный баланс Германии.

564 full reads

А топливо кончилось ! Стратегические бомбардировки и топливный баланс Германии.

Одним из главных последствий стратегических ударов стало разрушение промышленности производства синтетического топлива в Германии в 1944 г.

Но удары по местам добычи нефти и нефтеперерабатывающей промышленности начались еще в 1942 г., продолжились в 1943 г., а в 1944 г. началось разрушение предприятий по производству синтетического топлива в Германиии и на оккупированных территориях.

Основные заводы находились в области Рура, Саксонии и Силезии, в последнем случае возможность их уничтожения появилась только во второй половине 1944 г. с насыщением ВВС союзников эскортными истребителями способными достигать целей в глубине Германии.

Здесь нужно представить топливный баланс Германии во Второй мировой войне. Обратимся к нему .

А топливо кончилось ! Стратегические бомбардировки и топливный баланс Германии.

Производство синтетического топлива росло многократно, достигнув 50 % потребления уже в 1942 г.

Очевидно также, что сокращение импорта нефти в 1942 г. - это последствие первых ударов по румынским месторождениям, да, снижение незначительное.

К началу второй мировой войны в Германии действовало 7 заводов работающих по методу гидрогенизации, 7 заводов работающих по методу Фишера Тропша и еще несколько заводов работающих по методу получения бензина из каменноугольной смолы, остающейся после коксования угля. В последующем, мощности этих предприятий расширялись.

Всего для производства синтетического топлива немцами было использовано 10 млн. т каменного угля (или 4 % от общей добычи каменного угля) и 50 млн. т бурого угля (20 % от общей добычи). В среднем на производство 1 тонны топлива расходовалось 4 тонны каменного угля или от 8 до 10 тонн бурого угля.
Производство было не трудоемким, в июле 1943 года в этой отрасли работало 95 тыс. человек. Производство было не только энергоемким, но "капиталоемким" и достаточно технологически сложным для того времени. Увеличение производства происходило не так быстро, как хотелось бы "фюрерам экономики". И после 1941 г. стало отставать от потребностей Германии и армии. Дефицита топлива еще не было, но проблемы в нормировании и ресурсные ограничения, уже начали сказываться на экономической деятельности. Армия таких проблем еще не испытывала.

После начала летом 1944 г. стратегических ударов по 12 -ти основным заводам по производству синтетического горючего, которые неоднократно подвергались бомбовым ударам и разрушениям. При этом , объем производства сократились до 107 тыс. т, с 316 тыс. т в месяц в начале года. В сентябре 1944 г. эта цифра составила всего лишь 17 тыс.т. Производство высокооктанового бензина, этой «крови, снабжающей сердце люфтваффе», упало с 175 тысяч тонн в апреле до 30 тысяч тонн в июле и до 5 тысяч тонн в сентябре.

Удары эти имели катастрофические последствия, дело тут в том, что восстановить разрушенные мощности можно было только за время от полугода до года !

Как менялось потребления топлива по видам видно в следующей таблице.

А топливо кончилось ! Стратегические бомбардировки и топливный баланс Германии.

Уже в 1944 г., по году в целом, произошло значительное снижение производства топлива на 30-40 % по году, а потребления топлива на 14-23 % -это в условиях, когда 1944 г. считается самым "активным" во второй мировой войне.

К концу 1944 г., потребление сократилось более чем в 3 раза в авиации и в 2 раза по обычному топливу. Даже при таком уровне потребления, запасов топлива хватало лишь на 2-3 месяца.

Вот тут становится понятными и брошенная техника, как и снижение активности авиации. И даже такие абсурдные и не вызывающие очевидного доверия, свидетельства, что в последнем наступлении на Западном фронте зимой 45 г. немцы рассчитывали захватить запасы топлива союзников. Во многом -это так.

Надо еще помнить, что в августе 1944 г. Германия полностью лишилась возможности импорта нефти из Румынии, в связи с выходом из войны на стороне Германии, обусловлено это поражением на восточном фронте .

Еще одной характерной чертой потребления топлива является миф- о "бензиновой" Германии, это не находит подтверждения. От 30 до 33 % топлива в Германии в войну - дизельное, как и такие двигатели, которые имели широчайшее распространение не только на флоте, но и в армии и в народном хозяйстве.

Выводы :

1. Синтетическое топливо было "кровью войны" для нацистской Германии.

2. Стратегические бомбардировки, во второй половине 1944 г., привели к катастрофическим последствиям для обеспечения вермахта топливом.

Данные взяты : The United States Strategic Bombing Survey : The Effects of Strategic Bombing on the German War Economy . Overall Economic Effects Division, 1945.

Richard Overy THE BOMBING WAR Europe 1939–1945.Огненный шторм. Стратегические бомбардировки Германии. 1941-1945