ВМВ
12 932 subscribers

Хороший истребитель -P-40

2,2k full reads

CURTISS P-40B / C "ТОМАГАВК" и P-40E KITTYHAWK / WARHAWK

Всегда в тени, более успешных типов американских истребителей Второй Мировой войны, таких как P38 Lightning, P-47 Thunderbolt и P-51 Mustang, Curtiss P-40, тем не менее, был основным американским истребителем в начале войны с Японией. Впоследствии самолет отвечал за «удержание рубежа» на Тихом океане на протяжении большей части 1942-43 гг., когда армейский авиационный корпус США (USAAC) и Королевские военно-воздушные силы Австралии (RAAF) изо всех сил пытались противостоять воздушному натиску японцев.

Прототип XP-40 (первоначально известный как Hawk 81), разработанный просто путем замены радиального двигателя Twin Wasp P-36 на рядный двигатель Allison V-1710 с наддувом, произвел такое впечатление на USAAC, что в начале 1939 года был размещен заказ на 524 самолета. Это был самый крупный контракт на поставку самолетов, выданный производителю самолетов со времен Первой мировой войны, и первый серийный образец поднялся в воздух в апреле 1940 года. 7 декабря 1941 года они первые приняли бой с японцами, несмотря на то, что бои быстро показали, что они уступают вражеским истребителям, таким как A6M Zero-sen и Ki-43 Hayabusa в маневренности, что тогда считалось важным, но превосходя их в скоростных характеристиках.

Помимо использования USAAC, самолеты фирмы Curtiss также широко использовались Королевскими ВВС, которые окрестили ее Tomahawk, американцы таких названий своему самолету еще не давали ! Действительно, не менее 1180 истребителей были получены по ленд-лизу британцами, которые, в свою очередь, использовались RAF (ВВС Британии), RAAF (ВВС Австралии), Королевскими военно-воздушными силами Канады и южноафриканскими военно-воздушными силами, главным образом в Северной Африке и на Ближнем Востоке в 1941–1942 годах. Около 100 бывших британских самолетов были переданы американской добровольческой группе AVG (получившей название «Летающие тигры») в Китае и Бирме примерно в то же время, в то время как «Томагавки» также поставлялись в Советский Союз с конца 1941 года.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (P-40C):

Длина: 31 фут 8,5 дюйма (9,66 м) Размах крыла: 37 футов 3,5 дюйма (11,37 м) Высота: 10 футов 7 дюймов (3,22 м) Пустой: 5 812 фунтов (2636 кг) Макс. скорость: 345 миль в час (555 км / ч) Дальность: 1230 миль (1979 км) с внешним подвесным баком. Силовая установка: Allison V-1710-33 Мощность: 1040 л.с. (775 кВт). Вооружение: два 0,50-дюймовых (12.7мм) пулемета в носовой части и два или четыре 0,30-дюймовых (7,62 мм) пулемета в крыльях. Дата первого полета: 14 октября 1938 г.

Tomahawk IIB AN413 из Plt Off Jack Bartle, No 112 Sqn, Landing Ground 102, Египет, октябрь 1941 г.
Tomahawk IIB AN413 из Plt Off Jack Bartle, No 112 Sqn, Landing Ground 102, Египет, октябрь 1941 г.

Австралийскому асу Джеку Бартлу был назначен самолет AN413 вскоре после того, как он присоединился к 112-й эскадрилье в сентябре 1941 года. Несмотря на то, что он был украшен знаменитый акульей пастью, на нем отсутствовали кодовые буквы подразделения GA. Бартл персонализировал свой самолет контуром кенгуру и названием NAN под кабиной. Несмотря на то, что он часто летал на AN413, побед он на нем не заявлял. Действительно, истребитель был списан с боевыми повреждениями после боя с Bf 109 20 ноября, за два дня до первой победы Бартла.

Имея временную зимнюю схему поверх камуфляжа RAF, этот самолет был использован лейтенантом Алексеем Хлобыстовым, чтобы 8 апреля 1942 года одержать две победы (Bf 109 и Bf 110), по некоторым данным тараном. В следующем месяце Хлобыстов сбил третий вражеский самолет, и на момент своей гибели 13 декабря 1943 года ему было засчитано семь индивидуальных и 24 победы в группе.

P-40E KITTYHAWK / WARHAWK

С дальнейшим развитием Allison V-1710 компания Curtiss выпустила модификации P-40D/E в 1941 году. Основные различия между этими моделями и более ранними P-40B/C заключались в радикально измененной форме носа из-за "подбородка", радиатор перемещался вперед, что, в свою очередь, позволяло поднять линию тяги винта, укоротить носовую часть с двигателем, опустить и перенастроить верхнюю часть фюзеляжа. Модификации передней части фюзеляжа также означали, что носовые пулеметы были перенесены на крылья, изменив калибр при этом с 0,30 дюйма до 0,50 дюйма . E-модель армейского авиакорпуса США отличалась от экспортного P40D наличием шести 0,50-дюймовых пулеметов, а не четырех. Как и в случае с «Томагавком», ВВС Великобритании были основным экспортным заказчиком самолета, получившего название «Киттихаук». Несмотря на невысокие характеристики на высоте более 15000 футов (4500 м), самолет оказался очень успешным в роли истребителя-бомбардировщика, и в этом качестве он использовался в Королевских ВВС Канады, Королевских ВВС Австралии и ВВС Южной Африки.

На вооружении США самолет получил наименование Warhawk, а последующие варианты истребителя были установлены двигатели Packard Merlin, как и Allison V-1710. Большинство P-40F с двигателем Merlin (построено 1311 машин) имели удлиненный фюзеляж, принятый с более поздней маркой Warhawks, это удлинение на 20-дюймов улучшило курсовую устойчивость на низких скоростях. Практически вместе с моделями F было построено не менее 1300 P-40K с двигателем V-1710-73, за которыми последовали 600 P-40M, в которых использовалась версия V1710-81 легендарного рядного двигателя Allison. P-40L (построено 700 экземпляров) представлял собой урезанный Warhawk с улучшенными характеристиками за счет снижения веса за счет удаления двух крыльевых пулеметов и избыточного запаса топлива. Последним вариантом, в производстве, стал P-40N, 1 977 из которых были построены в 1943–44 гг. - более 11 600 Warhawk было построено к тому времени, когда последний P-40N был поставлен в декабре 1944 г. Использовался USAAF на Тихоокеанском театре, Китай-Бирма-Индия, Северная Африка и Средиземноморье, Warhawk был быстро списан после окончания войны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (P-40E)

Длина: 33 фута 4 дюйма (10,16 м) Размах крыла: 37 футов 4 дюйма (11,38 м) Высота: 12 футов 4 дюйма (3,76 м) Пустой: 6300 фунтов (2858 кг) Макс.вход: 9100 фунтов (4128 кг) Максимальная скорость: 335 миль в час (539 км / ч) Дальность: 900 миль (1448 км) с внешним подвесным баком Силовая установка: Allison V-1710-39 Мощность: 1150 л.с. (857 кВт) Вооружение: шесть 0,50-дюймовых пулеметов в крыльях; одна бомба 500 фунтов (227 кг) под фюзеляжем или две бомбы 100 фунтов (45 кг)бомбы под крыльями Дата первого полета: 22 мая 1941 г.

P-40M Kittyhawk III NZ3072 из Flg Off Джеффа Фискена, № 14 Sqn RNZAF, Хендерсон-Филд, Гуадалканал, июль 1943 г.
P-40M Kittyhawk III NZ3072 из Flg Off Джеффа Фискена, № 14 Sqn RNZAF, Хендерсон-Филд, Гуадалканал, июль 1943 г.

Ведущий ас Содружества в войне против Японии, Фискен присоединился к недавно сформированной 14-й эскадрилье после отступления из Малайи в 1942 году. В середине 1943 года 14-я эскадрилья перебралась на Гуадалканал, где Фискен использовал этот самолет, чтобы уничтожить два Zero 12 июня. Поскольку и он, и его наземный экипаж прибыли из Вайрарапы на юго-востоке Северного острова Новой Зеландии, NZ3072 был соответствующим образом оформлен и назван Wairarapa Wildcat. В конечном итоге на нем появилось впечатляющий список побед Фискена.

P-40F-15 41-19896 лейтенанта Вальтера Б. 'Бада' Уокера, 317-го полка / 325-го полка, Маттер, Тунис, август 1943 г.
P-40F-15 41-19896 лейтенанта Вальтера Б. 'Бада' Уокера, 317-го полка / 325-го полка, Маттер, Тунис, август 1943 г.

Лейтенант «Бад» Уокер присоединился к 325-му FG в январе 1943 года, а 30 июля того же года стал третьим асом группы. В этот день он одержал три победы в воздушном бою над Сардинией на P40F 41-19896, увеличив свой общий счет до пяти. Он также получил ранения во время воздушного боя и получил Пурпурное сердце.

Самая успешная операция Р-40 :

А как самолет использовался в ВВС КА и почему его только там считали, каким-то не таким, стоит узнать у советских историков, для которых все действия союзников - несущественные.

Всего в СССР было поставлено по советским данным- Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. . М. : Главный штаб Военно-воздушных сил, 1962.- по ленд-лизу и до его распространения на СССР - 20 853 самолета, это 12 % всех поставленных самолетов в состав ВВС. См. ссылку на статью. Из них:

P-40 "Томагаук" -247 шт. в основном в 41 гг. и P-40 "Киттихаук" -2178 шт. в 42-44 гг.

Источники данных и изображений: World War II Fighter Planes Spotter's Guide (Osprey, 2021). Aircraft of the Aces - Legends of the Skies (General Aviation,2000).