ВМВ
12 931 subscriber

Огненный шторм над Японией, военная необходимость или преступление ? Итоги и выводы.

192 full reads

В статье, Вас ждут цифры и факты. В них сила. А не в эмоциях и моральное пост-осуждение, чего либо.

Огненный шторм над Японией, военная необходимость или преступление ? Итоги и выводы.

Во время 15-месячной кампании стратегических ударов B-29 было совершено более 31 300 самолето-пролетов над Японскими островами.

B-29 сбросили 104 000 тонн бомб на Японию, которая, в свою очередь, превратилась в руины на 169 квадратных миль (более 270 кв. км) в 66 городах. В результате рейдов без крова остались 9,2 млн. мирных жителей, в том числе 3,1 миллиона только в Токио, катастрофические последствия для страны с населением 72 млн. человек. Каждый четвертый городской житель стал бездомным, города превратились в выжженные пустыни. Что вызвало миграцию населения в сельские районы и нехватку рабочих в промышленности.

Всего, погибло от 330 тыс. (японские данные 1945 г. и первые послевоенные данные) до 900 тыс. (современные оценки, различных исследований влияния авиаударов и их последствий) человек, от 1 до 2 млн. было ранено. Абсолютное большинство из них были гражданским населением.

Атомные бомбы добавили, лишь около 7 квадратных миль и еще два не самых крупных города (7-й и 12-й по числу довоенного населения), с разрушениями около 40 % площади двух городов -погибло 100-120 тыс. человек (о таком количестве жертв было известно в 1945 г.).

Карта-схема Японии и данные по городам разрушенным ударами, с указанием % от общей площади.
Карта-схема Японии и данные по городам разрушенным ударами, с указанием % от общей площади.

С июня 1944 г. по август 1945 году группы B-29 20 армии ВВС, XX и XXI бомбардировочного командования, выполнила 380 групповых налетов, совершила 27 611 вылетов на бомбардировку, сбила 871 японский самолет и потеряла 414 бомбардировщика.

Главные промышленные и жилые районы Токио, Осака-Кобе, Нагои и Иокогамы были разрушены, основной причиной, было воздействие неконтролируемых пожаров, вызванных широким применением зажигательных бомб. В густой городской застройке, около 50 % общей площади городов - были крыши строений, а некоторых районах и 80 %, с преимущественно (85-90 %) деревянными постройками.

Привели ли обычные стратегические бомбардировки к капитуляции Японии - вопрос спорный и неразрешимый.

Неоспоримо является то, что были созданы условия, которые сделали невозможным для Японии отразить вторжение союзников. Промышленная база была подорвана, лишив Императорскую японскую армию и флот инструментов для сопротивления вторжению, которое неизбежно бы началось.

Эффект от налета с зажигательными бомбами демонстрируется путем сравнения разведывательной фотографии района Минато в Осаке с фотографией, сделанной после  1 июня 1945 года.
Эффект от налета с зажигательными бомбами демонстрируется путем сравнения разведывательной фотографии района Минато в Осаке с фотографией, сделанной после 1 июня 1945 года.

К августу 1945 г. военно-промышленная база Японии практически была разрушена, по разным причинам, как физического уничтожения, так и по ряду других причин.

Авиационная промышленность была во многом физически разрушена, по производству двигателей на более чем 80 %, последний нефтеперерабатывающий завод был разрушен, остаток запасов топлива, не позволял активно действовать авиации Японии, военные ждали вторжения.

Пик производства самолетов в Японии пришелся на июль 1944 г., к июлю 1945 года ежемесячное производство самолетов упало на 60 процентов. Но последние, удачные налеты на заводы двигателей, делали дальнейшее производство вообще проблематичным.

Аналогичное падение (на 50-70 %) произошло в производстве различных боеприпасов в период с марта по июль 1945 года. Производство боеприпасов падало на 18 процентов в период между пиковым месяцем производства в августе 1944 года и началом марта 1945 года, в основном из-за нехватки импорта.

К июлю 1945 года из-за стратегических бомбардировок производство боеприпасов упало до 40 процентов от мартовского. Судостроение упало до четверти пикового объема производства. Электрика, химия, амуниция и другие товары испытали похожие падения. Практически полностью были ликвидированы мощности по переработке нефти (правда нефть- уже и не поступала). Производство стального проката в августе упало в 10 раз по сравнению с предвоенным уровнем (хотя, главной причиной, было падение импорта руда и лома, но морские мины поставленные B-29 и здесь сыграли свою роль).

Огромное количество мелких поставщиков комплектующих для оборонной промышленности, было просто уничтожено - мелкие фабрики сгорели вместе с кварталами городов, что внесло полный хаос, практически во все военные программы Японии летом 1945 г. Послевоенная администрация, оценивала это количество в более 50 % мощностей мелких предприятий и мастерских, которые в Японии были переведены на военные рельсы, почти полностью.

Ситуация с продовольствием была столь же ужасной. В довоенном- 1941 году Япония импортировала пятую часть своего продовольствия. Даже в мирное время продовольственного снабжения Японии было недостаточно. Среднее потребление калорий тогда было только на 6,4 процента выше минимума. Внутреннее производство продуктов питания резко упало в годы войны. Рыболовный флот, который обеспечивал значительную часть внутреннего производства продовольствия Японии, был зачислен в Императорский флот и был потоплен. Урожайность упала, поскольку фосфаты и нитраты, используемые для удобрения полей, были направлены на военное производство, а затем их ввоз почти прекратился.

Япония стала более зависимой от импорта зерна и бобов из Китая и Кореи, только для того, чтобы ее порты были закрыты из-за сброшенных мин B-29. Кроме того, в период с марта по июнь 1945 года в ходе "зажигательной кампании" была уничтожена четверть продовольственных складских запасов риса Японии. По сути, это означало-одно, начало полномасштабного голода уже осенью 1945 г.

В дополнение к этому, неконтролируемая миграция населения из уничтоженных городов, привела к дефициту рабочих рук, при восстановлении разрушений и работе военной промышленности.

Это Осака, после огненного смерча вызванного обычными зажигательными бомбами, остались остовы бетонных и кирпичных зданий.
Это Осака, после огненного смерча вызванного обычными зажигательными бомбами, остались остовы бетонных и кирпичных зданий.
Нагасаки в 1,5  км от эпицентра.
Нагасаки в 1,5 км от эпицентра.

В том, что кампания B-29 была эффективной, сомнений не было. Но могла ли Япония остановить их ?

Успех мартовских зажигательных налетов, вероятно, оказался решающим для продолжения стратегических бомбардировок с использованием B-29. Только 74 B-29 были сбиты истребителями противника и еще 20 упало из-за комбинации истребителей и зенитной артиллерии, это те потери которые точно известны. В японских источниках указывается, что 142 B-29 потерпели крушение на японской земле или в «близлежащем море». Этот коэффициент потерь составил всего 0,24 процента от эффективных боевых вылетов B‑29. Если учесть, что 8-я ВА USAAF в Европе, теряла больше бомбардировщиков от истребителей Люфтваффе и зениток за один месяц, чем общие потери Superfortress за 15 месяцев. По сути, Япония не смогла обеспечить защиту островов с воздуха. И к июню 1945 г. безнадежно проиграло войну в воздухе над самой метрополией. B-29 смогли действовать в лучших условиях, с минимальным воздействием противника.

Если говорить строго о боевых потерях, то цифры действительно были низкими, но общие потери B-29 по всем причинам были намного выше. Из 414 уничтоженных самолетов 148 могут быть отнесены на счет истребителей, зенитного огня и тарана, 151 - по причинам оперативного характера, аварии, ошибки навигации, недостаток топлива и пр. небоевые причины в боевых вылетах, а 115 были классифицированы как «неизвестные» - последние, скорее всего, были сбиты в результате боевых повреждений.

Только в результате несчастных случаев на тренировках было потеряно больше B -29, чем было сбито истребителями над Японией - 97 на театре военных действий. Пострадало не менее 3111 супер-крепостей (многие неоднократно, но были восстановлены), из них 419 - серьезно.

Без острова Иводзима потери B-29 были бы намного выше. К концу марта 1945 года он был захвачен Корпусом морской пехоты США и быстро стал спасательным средством для экипажей B-29, базирующихся на Марианских островах. К концу войны 2251 B‑29 совершили там аварийные посадки. Многие из них так и не поднялись в воздух, около 286 Суперфортресс были списаны/разобраны из-за боевых повреждений. В то время как Иводзима снизила уровень потери B-29, захват острова обошелся ценой в 6 821 убитого морского пехотинца и более 19 000 раненых (почти 18 500 японских солдат также были убиты). Большой ценности, сам остров, для вторжения в Японию не представлял. Это был необходимый аэродром для стратегического командования ВВС.

Потери экипажей B ‑ 29 в бою составили 1090 убитыми, 1732 пропавшими без вести и 362 вернувшимися военнопленными.

Для спасения экипажей принимались серьезные меры. В период с ноября 1944 года по март 1945 года 48 базировавшихся на Марианах В-29 с общим экипажем на борту 528 человек сели на воду. Только 164 из них были обнаружены и спасены, а это значит, что удалось спасти менее одного из трех. К концу мая ситуация значительно улучшилась: восемь из десяти летчиков были спасены с моря. Всего было спасено 654 из 1310 экипажей, которые были вынуждены приводниться или спрыгнуть в море, из них половину составляли члены экипажа B‑29. К июню 1945 года силы ASR были впечатляющими: 14 подводных лодок, 21 летающая лодка, девять самолетов (B-17 и несколько B-29, оборудованных спасательными шлюпками для десантирования с воздуха) и пять кораблей .

Заявления японцев о сбитых B ‑ 29 были несколько преувеличены: только пилоты JAAF заявили, что они уничтожили не менее 470 самолетов.

Две атомные бомбы и вступление в войну СССР, послужили оправданием для капитуляции. Руководители Японии могли указать на них как на непреодолимую силу, которой невозможно противостоять. Даже после того, как две бомбы упали, а ситуация в Маньчжурии была патовой, внутри правительства Японии не было единого мнения.

После Нагасаки союзники приостановили бомбардировки по погодным и политическим соображениям, но Япония все еще не согласилась сдаться к 12 августа. Бомбардировки были возобновлены 14 августа, чтобы дать понять, что терпение союзников имеет пределы. Помимо рейда на железнодорожную станцию ​​Марифу, были совершены "зажигательные рейды" против Кумагая и Исэдзаки. 300 бомбардировщиков нанесли дневные удары по арсеналам в Хикари и Осаке, а 315-е авиакрыло уничтожило последний действующий нефтеперерабатывающий завод Японии в Цучизаки. Из 747 атакующих в тот день B-29 ни один не погиб. Это была ошеломляющая демонстрация воздушной мощи США, "шок и трепет" 1940-х годов.

Последние удары включали в себя прицельный удар по железнодорожной станции Марифу, это была уже начальная  стадия атаки на транспортную систему Японии. Результаты показаны на этой фотографии.
Последние удары включали в себя прицельный удар по железнодорожной станции Марифу, это была уже начальная стадия атаки на транспортную систему Японии. Результаты показаны на этой фотографии.

На следующий день военный совет Японии по "совету" императора согласился сдаться. В тот день, несмотря на попытку переворота со стороны офицеров Имперской армии среднего звена, Япония согласилась сложить оружие. Император Хирохито передал имперский рескрипт, в котором говорилось, что «военная ситуация стала развиваться не в пользу Японии».

Это линкор Миссури  при подписании капитуляции 2 сентября - сверху пролетели Суперкрепости B-29.
Это линкор Миссури при подписании капитуляции 2 сентября - сверху пролетели Суперкрепости B-29.

Официальная капитуляция была подписана 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту линкора « Миссури» , флагмана Тихоокеанского флота союзников.

Выводы :

Как у нас долго принято было считать, только СССР повлиял на такое решение проблемы. Но если смотреть на вещи объективно и ретроспективно, то вступление в войну СССР, лишило бы Японию, в перспективе нескольких месяцев, только Маньчжурии и Кореи, с последующим военным поражением в Китае, и потерей материковых владений. Которые были уже отрезаны на более чем 90 % в перевозках с метрополией (всего по общему тоннажу грузов, уже в целом по 1945 г.), а в августе, практически, только мелкое каботажное судоходство существовало в Японском море, объем которого не мог обеспечить боеприпасами армию в Китае.

Уничтожение самой Японии, было возможно только военными усилиями США. Прожекты СССР захватить Хоккайдо, без согласия и участия флота США просто невозможны.

Планируемая армией и флотом США подготовка к высадке на острова не останавливалась. Как и план продолжать наступление ВВС на Японию, уже не только стратегических, но и тактических сил ВВС и ВМФ, даже обстрелов с линкоров в пределах видимости целей.

Военный кабинет Японии знал, о том, что противопоставить продолжению налетов почти тысячи B-29 ежедневно и неизвестного количества тактических самолетов, им нечего. А пример нацистской Германии, был еще свеж и ярок, - будут добивать и не остановятся, и не переругаются союзники. Не имело уже большого значения, прилетит через неделю, один самолет и появится очередной атомный гриб где- то (мощностью 15-20 кт) или за эту же неделю(при хорошей погоде) будет выгружены те же 10-15 кт -фугасных и зажигательных бомб, на новые цели в инфраструктуре, транспорте или береговой обороне. К этом времени, тут решала только погода ! Возможности для этого были! И японцы это видели !

Как известно, тяжелые потери на Иводзиме и Окинаве, не повлияли на решимость американцев воевать. Пытаться представить, что военные США тогда боялись своих потерь и использовали ядерное оружие по этой причине, это лукавство, связанное с более поздним, моральным оправданием последствий атомных ударов, в самих США и мире.

И никакие десятки миллионов фанатиков с бамбуковыми кольями, как и спрятанные якобы 5000 "самолетов-смертников", это изменить уже не смогут.

Тригером тут, как раз и было вступление СССР в войну, рухнула последняя надежда, на возможное посредничество в переговорах о мире, на каких то приемлемых условиях. А оправданием и были стратегические удары ВВС США, в которых ядерное оружие, фактически- не сыграло главной роли. Хотя, продлись война, с весны 1946 г. США готовились производить по одной плутониевой бомбе еженедельно- были и такие планы, но такими знаниями в Японии не обладали.

Источники : Campbell, J M. Boeing B-29 Superfortress., 1997., Dorr, Robert F., Osprey Combat Aircraft – B‑29 Superfortress Units of World War2., LeMay’s B-29 strategic bombing campaign. MARK LARDAS, www.b-29.org, http://www.346bg.com/, открытые источники.

Статьи цикла :

Операция "Голод". Неизвестный эпизод войны.

Огненный шторм над Японией. Хронология смерча. Часть 4-я.

Часть 3-я. Планы сторон.

Часть 2-я.

Часть первая.

Предыстория.

И еще в тему :

Тактика отчаяния или последние герои, защищавшие небо империи ? Воздушные тараны в небе Японии в 1945 г.