ВМВ
12 936 subscribers

Причины появления и создание Tokubetsu Kogeki tai.

138 full reads

В статье рассмотрены мотивы и первые шаги создания сил, которые впоследствии американизировали до терминов: "силы специальных атак" и камикадзе.

К середине 1944 года вооруженные силы Императорской Японии оказались во все более отчаянном положении. Военно-воздушные силы Императорской армии Японии (IJAAF) и Военно-морские силы Японии (IJNAF) понесли ужасные потери в тяжелых воздушных боях над Соломоновыми островами в 1942–43 годах, в то время как Императорский флот Японии (IJN) был тенью силы, которая так успешно атаковал Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Битва в Филиппинском море 19–20 июня, более известная по высоко результативным атакам пилотов-истребителей ВМС США получила название, как «Охота на марианских индюшек», по сути прозвучал похоронный звон для IJNAF. При попытке предотвратить десантное вторжение США на Марианские острова IJNAF были уничтожены во многом, как боевая сила, потеряв от 550 до 650 самолетов (оценки разнятся). Вместе с большей частью того, что осталось от боевых летчиков. Взамен, Тихоокеанскому флоту ВМС США был нанесен небольшой ущерб.

В качества примера, характерна гибель тогда, одного их символов побед Японии в 41-42 гг. Признанный во всем IJNAF лучшим лидером пикирующих бомбардировщиков.

Среди сотен пилотов, погибших в этом одностороннем сражении, был лейтенант командер Такашиге Эгуса ( тут надо помнить, что продвижение по службе в Японии было не таким, как везде в то время, многие получили следующие звание только погибнув), который возглавлял пикирующие бомбардировщики D3A «Val» второй волны атаки на Перл-Харбор и лично бомбил линкор USS Nevada (BB-36).

Впоследствии, он попал в крейсер HMS Dorsetshire и авианосец HMS Hermes, в Индийском океане. И это были поразительные результаты, один из самых точных налетов на море в истории неуправляемого оружия, по разным оценкам, в цели попали 50 % сброшенных в пикировании бомб.

Однако к июню 1944 года у берегов Гуама, на Северных Марианских островах, шла совершенно другая война, и 15 июня 1944 г. Эгуса оказался во главе небольшого отряда наземных двухмоторных торпедоносцев Yokosuka P1Y «Frances» против мощно защищенной авианосной целевой группы. Все его формирование было бесцеремонно сбито, прежде чем они достигли своих целей.

Когда он погиб в бою, Эгуса был одним из последних выживших экипажей людей, атаковавших Перл-Харбор двумя с половиной годами ранее. Ряды этих когда-то элитных сил были резко поредены во время столкновений авианосцев в битвах за Коралловое море и Мидуэй, а затем полностью истреблены в войне истощения, которое последовало на Соломоновых островах. Например, тактическая «победа», одержанная IJN в битве при Санта-Крус 26 октября 1942 года - когда палубный самолет потопил USS Hornet (CV-8) и сильно повредил USS Enterprise (CV-6) А для двух японских авианосцев, получивших серьезные повреждения, - это ужасные потери в экипажах. Не менее 148 пилотов и наблюдателей / стрелков, в том числе два командира группы пикирующих бомбардировщиков, три командира эскадрильи бомбардировщиков-торпедоносцев и 18 руководителей секций или звеньев, были потеряны вместе с 99 из 203 самолетов, задействованных IJNAF в бою.

Немного лучше было положение и для наземных подразделений IJAAF, поскольку они тоже претерпели тяжелые потери в Новой Гвинее и на Соломоновых островах в 1942–1943 годах в безуспешной попытке вернуть себе господство в воздухе у все более могущественных военно-воздушных сил союзников на театре военных действий.

Несмотря на такой поворот, у IJNAF и IJAAF была последняя отчаянная и смертельная ставка. К октябрю 1944 года старшие военно-морские офицеры открыто обсуждали формирование подразделений Tokubetsu Kogeki tai (сокращенно токко-тай), которые будут летать на исправных ударных самолетах с бомбами либо торпедами и ​"​врезать" их в корабли противника. Столкнувшись с серьезной нехваткой квалифицированных, опытных летчиков, способных точно бомбить или торпедировать корабли союзников обычными методами, вице-адмирал Такидзиро Ониси (который вскоре будет назначен командующим 1-м воздушным флотом на Филиппинах) запросил одобрение у начальника военно-морского генерального штаба сформировать специальное ударное подразделение для нанесения ударов смертников по Тихоокеанскому флоту ВМС США.

Хотя изначально они были против идеи таких атак, когда о них впервые проинформировал Ониши, быстро осознали, что обычные атаки имеют мало шансов на успех против подавляющей огневой мощи американских сил, сосредоточенных для неминуемого вторжения на Филиппины. Было решено, что лучший способ нанести максимальный урон вражеским силам, приближающимся к Японии, - это заставить плохо обученных пилотов IJNAF и IJAAF врезаться своими самолетами в свои цели, по сути, превратившись в управляемые бомбы.

Использование тактики тай-тари (разбивание тела) не было новым явлением: известно, что японские пилоты, чьи самолеты сильно пострадали, пытались врезаться в корабли союзников еще в начеле 1942 года. Однако это были индивидуальные действия, предпринятые пилотами, которые решили, что их сильно поврежденный самолет никак не может вернуться на базу. Создание Tokubetsu Kogekitai и использование тактики специальной атаки было бы совершенно другим делом, поскольку это повлечет за собой отправку пилотов, специально предназначенных для того, чтобы разбить свой самолет о вражеские корабли, без намерения возвращаться домой.

Дзибаку - что это ?

То, что японцы в отчаянии прибегли к такой тактике, не должно было стать большим сюрпризом для союзников. Действительно, на протяжении всей войны на Тихом океане было много случаев, когда японские пилоты, столкнувшиеся с неминуемой катастрофой самолета, выбирали тактику дзибаку (японский термин для обозначения акта самоубийства) и пытались нанести удар по вражескому судну или наземной цели с разной степенью успеха.

Характер ТВД, во многом определял такие решения пилотов, атаки целей происходили за многие сотни км (даже тыс. км для многомоторных самолетов) от своих баз. Когда подчас, даже до ближайшей земли были многие часы полета. Боевые повреждения, ранения или пробитый бак обрекали пилотов и членов экипажа на смерть в океане, даже при удачной посадке на воду. Случаи удачного спасения были большим исключением.

В феврале 1942 года, после падения Рабаула на острове Новая Британия в южной части Тихого океана японскими войсками, союзники были обеспокоены тем, что IJN превратит его в крупную базу, которая может создать угрозу жизненно важному морскому маршруту поставки Калифорния-Австралия. Рейд на Рабаул был быстро спланирован. Оперативная группа TF 11 ВМС США, сосредоточенная на авианосце USS Lexington (CV-2), получила приказ провести атаку, запланированную на 21 февраля. TF 11 был обнаружен патрулирующей летающей лодкой IJNAF утром 20-го числа, когда Рабаул все еще находился вне досягаемости, было принято решение отменить рейд вскоре после этого. Однако к тому времени IJNAF уже выслали 17 бомбардировщиков G4M1 «Бетти» недавно прибывшего 4-го «Кокутая» с аэродрома Вунаканау- Рабаул для атаки кораблей.

Это драматическое изображение было кадром из кинофильма, снятого моряком на борту авианосца USS Lexington (CV-2) во время прерванного рейда TF 11 на Рабаул 20 февраля 1942 года. В раннем примере дзибаку,  Chuzo Watanabe , летевший на G4M1 «Бетти» F-348 из 4-го Кокутая, решил врезаться в Лексингтон . Он промахнулся и упал в море недалеко от левого борта авианосца после того, как «Бетти» получила повреждения от  зенитного огня с других кораблей ВМС США, сопровождавших CV-2. Минутой раньше и перед сбросом бомбы у G4M1 был полностью сбит левый двигатель летчиком-истребителем VF-3 лейтенантом Эдвардом Х. «Бутчем» О'Хара, летавшим на F4F-3 Wildcat с Лексингтона. (НАРА )
Это драматическое изображение было кадром из кинофильма, снятого моряком на борту авианосца USS Lexington (CV-2) во время прерванного рейда TF 11 на Рабаул 20 февраля 1942 года. В раннем примере дзибаку, Chuzo Watanabe , летевший на G4M1 «Бетти» F-348 из 4-го Кокутая, решил врезаться в Лексингтон . Он промахнулся и упал в море недалеко от левого борта авианосца после того, как «Бетти» получила повреждения от зенитного огня с других кораблей ВМС США, сопровождавших CV-2. Минутой раньше и перед сбросом бомбы у G4M1 был полностью сбит левый двигатель летчиком-истребителем VF-3 лейтенантом Эдвардом Х. «Бутчем» О'Хара, летавшим на F4F-3 Wildcat с Лексингтона. (НАРА )

Следующая известная попытка дзибаку увенчалась большим успехом. Подавив авианосные силы IJN затопив четыри его авианосца во время битвы за Мидуэй в начале июня, американские войска вскоре начали контрнаступление. Это включало внезапное вторжение на Гуадалканал на Соломоновых островах 7 августа и последующее занятие там недавно построенного японского аэродрома. Захват острова преследовал двоякую цель. Во-первых, союзники надеялись помешать IJNAF и IJAAF использовать аэродром в качестве базы для самолетов, которым поставлена ​​задача угрожать маршрутам снабжения и связи между США, Австралией и Новой Зеландией. Во-вторых, союзники рассматривали Гуадалканал как ключевое место, откуда можно было нейтрализовать стратегически важный японский опорный пункт Рабаул.

Японский ответ на десантный штурм Гуадалканала был мгновенным и предсказуемо жестоким. Атаки с воздуха из Рабаула на флот вторжения начались в тот самый день, когда Корпус морской пехоты США сошел на берег. Одним из кораблей, переживших атаку 7 августа, был USS George F. Elliott (AP-13), транспортный корабль класса Heywood, приобретенный военно-морским флотом США в 1940 году. Тут бы свой «День Д», и среди морских пехотинцев, которые высадились в тот день, был Роберт Леки, автор книги « Каска вместо подушки» , которая впоследствии была использована в качестве основы телевизионного мини-сериала «Тихий океан».Как и многие другие транспорты, задействованные в этой операции, Джордж Эллиотт ожидал приказа возобновить отправку остатка своего груза на берег из-за скопления на плацдарме утром 8-го числа, когда радаром были обнаружены новые G4M1. В общей сложности 23 торпедоносных «Бетти» приближались к Гуадалканалу, 14 - с 4-го «Кокутая» и девять - с «Мисава-Кокутай». Около 26 бомбардировщиков первоначально взлетели из Вунаканау, но три самолета из 4-го Кокутая прервались, не достигнув целевой зоны.

Транспортный корабль USS George F. Elliott (AP-13) водоизмещением 16400 тонн был поражен «Бетти», которым пилотировал лейтенант  Такафуми Сасаки из 2-го чутай 4-го Кокутая, когда он шел в проливе «Айронботтом Саунд» у Гуадалканала, на берегу моря. утро 8 августа 1942 года.
Транспортный корабль USS George F. Elliott (AP-13) водоизмещением 16400 тонн был поражен «Бетти», которым пилотировал лейтенант Такафуми Сасаки из 2-го чутай 4-го Кокутая, когда он шел в проливе «Айронботтом Саунд» у Гуадалканала, на берегу моря. утро 8 августа 1942 года.

Большая часть повреждений была вызвана двумя двигателями G4M1, которые пробили тонкую обшивку бывшего торгового корабля и разорвали кормовую систему пожаротушения, вызвав пожар в грузовом отсеке. Вскоре после этого экипажу было приказано покинуть корабль, и горящий остов был затоплен эсминцем USS Hull (DD-350).

Получив известие о надвигающейся атаке, команда Джорджа Ф. Эллиота сняла якорь и пустила судно в ход, направляясь в открытые воды близлежащего пролива «Айронботтом», готовясь встретить надвигающуюся угрозу. Корабль массой 16 400 тонн был замечен пилотом бомбардировщика «Бетти» лейтенантом (jg) Такафуми Сасаки из 2-го Chutai 4-го Кокутая, который протаранил его с правого борта прямо над вершинами волн.

Артиллеристы Джорджа Ф. Эллиота обстреляли бомбардировщик ничтожным зенитным вооружением, которое состояло из одной пятидюймовой пушки, четырех трехдюймовых орудий и восьми пулеметов калибра 0,50. Несколько попаданий были без видимого эффекта, хотя в какой-то момент своей торпедной атаки Сасаки решил, что атака дзибаку - единственный оставшийся для него вариант. Бомбардировщик ударил по кораблю прямо за надстройкой, заливая его верхние части горящим топливом и обломками. Основная часть повреждений, нанесенных транспортному средству, была вызвана двигателями G4M1, которые пробили тонкую обшивку корабля и разорвали заднюю пожарную магистраль, вызвав сильное пламя в грузовом отсеке. Возникший пожар вскоре вышел из-под контроля, и экипаж был вынужден бороться с огнем с помощью ведер из-за обрыва сети.

Соседние корабли, неспособные оказать помощь из-за продолжающейся атаки с воздуха, и экипаж Джорджа Ф. Эллиота осознал, что ведет проигранную битву, когда поврежденная переборка не выдержала, выбросив бункерное топливо в задний трюм, что буквально разожгло пламя. Приказ покинуть корабль был отдан вскоре после 13:00, а вечером того же дня горящий остов был затоплен эсминцем USS Hull (DD-350).

С точки зрения Японии, миссия 8 августа была полной катастрофой. Помимо Джорджа Ф. Эллиота , единственным другим судном, пострадавшим от торпеды, был эсминец USS Jarvis (DD-393) - он был полностью потоплен на следующий день во время атаки 31 самолета IJNAF. Это было плохой компенсацией за потерю 18 «Бетти» и 125 членов экипажа, многие из которых были ветеранами предыдущих кампаний, которые унесли с собой свой незаменимый опыт.

 Тяжелый крейсер USS San Francisco (CA-38) стал еще одной жертвой дзибаку «Бетти» у Соломоновых островов в 1942 году. Судно было поражено 12 ноября у Гуадалканала, когда он сопровождал транспорты союзников со столь необходимыми припасами и свежими войсками, направлявшимися на остров. Один из 19 бомбардировщиков-торпедоносцев, нацеленных на TF 67.4, G4M1 врезался в кормовой пост управления главной батареи Сан-Франциско , обогнул эту конструкцию и рухнул с левого борта в море. Пятнадцать членов экипажа погибли, 29 ранены, один пропал без вести. 
Позади уже горящего крейсера маневрирует  USS President Jackson (AP-37), эта драматическая фотография сделана с однотипного  корабля USS President Adams (AP-38).(НАРА)
Тяжелый крейсер USS San Francisco (CA-38) стал еще одной жертвой дзибаку «Бетти» у Соломоновых островов в 1942 году. Судно было поражено 12 ноября у Гуадалканала, когда он сопровождал транспорты союзников со столь необходимыми припасами и свежими войсками, направлявшимися на остров. Один из 19 бомбардировщиков-торпедоносцев, нацеленных на TF 67.4, G4M1 врезался в кормовой пост управления главной батареи Сан-Франциско , обогнул эту конструкцию и рухнул с левого борта в море. Пятнадцать членов экипажа погибли, 29 ранены, один пропал без вести. Позади уже горящего крейсера маневрирует USS President Jackson (AP-37), эта драматическая фотография сделана с однотипного корабля USS President Adams (AP-38).(НАРА)

Вторжение на Гуадалканал ознаменовало начало серии действий военно-воздушных и морских сил, проводимых обеими сторонами в поддержку своих соответствующих наземных сил на Соломоновых островах. Основная цель IJN и военно-морских сил союзников заключалась в том, чтобы пополнить запасы и укрепить позиции своих войск на самом Гуадалканале, одновременно пытаясь лишить противника возможности удержать остров.

12 ноября еще один конвой союзников достиг мыса Лунга на северном побережье Гуадалканала с столь необходимыми припасами и свежими войсками для ожесточенной и мучительной наземной кампании, которая продолжалась за контроль над островом. Транспорты сопровождали TF 67.4 контр-адмирала Дэниела Джадсона Каллагана, в состав которых входили тяжелые крейсеры USS San Francisco (CA-38) и USS Portland (CA-33), легкие крейсеры USS Helena (CL-50) и USS Juneau (CL-52), а также шесть эсминцев. Силы были замечены японскими разведывательными гидросамолётами вскоре после вылета из Эспириту-Санто, на Новых Гебридских островах, двумя днями ранее. И сразу после полудня 12-го числа союзные морские десантники дальше по Соломоновым островам отправили предупреждение, что отряд бомбардировщиков IJNAF были в пути. В 14.08 атаковали 19 бомбардировщиков.

Это снова были торпедные «Бетти» из Рабаула, хотя растущие потери среди подразделений G4M1, участвовавших в кампании на Соломоновых островах, означали, что эти силы состояли из самолетов 703-го, 705-го и 707-го Кокутая (бывший Титосэ, шт. Мисава и Кисарадзу Кокутай соответственно). Бомбардировщики прошли по проливу Незаменимый, а затем повернули на юг, используя холмы острова Флорида и Тулаги, чтобы замаскировать свой подход к кораблям у Гуадалканала. Среди моряков, заметивших торпедоносцы «Бетти» за несколько минут до их атаки, был лейтенант Джон Джордж Уоллес на борту « Сан-Франциско» :

Над этими холмами прошли 30 (на самом деле 19, как упоминалось выше) «Бетти», рассредоточившись веером, чтобы рассеять оборонительную огневую мощь наших кораблей. Они скользили вниз так, что были всего в нескольких футах от воды, и когда они оказались в пределах досягаемости кораблей, они бросили свою «рыбу». К тому времени корабли открыли огонь, некоторые, включая Сан-Франциско , из своих больших восьмидюймовых орудий главного калибра, а также зенитных орудий. Поскольку у больших восьмидюймовых орудий были контактные снаряды, а не снаряды с взрывателями, которые могли взорваться в воздухе рядом с самолетом, мы направили орудия в точку в воде перед приближающимся самолетом. Мы надеялись, что при попадании снаряда в воду он взорвется и выведет из строя самолет.
- или что турбулентность, вызванная брызгами воды, может привести к падению самолетов в воду. Ни один самолет не был сбит таким образом, но японские пилоты поворачивали свои самолеты, чтобы избежать брызг.

Боевая станция Уоллеса находилась в кормовом посту управления главной батареей восьмидюймовых орудий крейсера, откуда он наблюдал за действиями:

Когда самолеты приблизились, я стоял в дверях, глядя на правый борт, с наушниками связи, привязанными к моей голове. Я был готов взять под свой контроль орудия главного калибра, если передовая станция, в которой находился артиллерист, выйдет из строя. Я видел торпеды, сбрасываемые самолетом за самолетом, и какое-то время казалось, что мы не собираемся сбивать кого-либо из них. Наконец, самолеты попали зенитный огонь и начали падать в воду или заносить и опрокидываться. Один пришел с нашего правого борта носом и долгое время не попадал. Он уронил торпеду, и я был уверен, что она попадет в Сан-Франциско по правому борту.

 Эта фотография (на которой нарисованы белые кружки, чтобы выделить участки, поврежденные «Бетти») была сделана 11 декабря 1942 года по прибытии СА-38 на военно-морскую верфь Мэр-Айленд, к северу от Сан-Франциско, где она оставался почти три месяца, пока идет ремонт. (НАРА)
Эта фотография (на которой нарисованы белые кружки, чтобы выделить участки, поврежденные «Бетти») была сделана 11 декабря 1942 года по прибытии СА-38 на военно-морскую верфь Мэр-Айленд, к северу от Сан-Франциско, где она оставался почти три месяца, пока идет ремонт. (НАРА)

Торпеда промахнулась, но экипаж бомбардировщика еще не закончился. Уоллес продолжил:

Примерно в то время, когда я ожидал, что эта торпеда поразит - она ​​промахнулась - наши 20-мм зенитные орудия позади меня, прямо у моего боевого поста, начали действительно их выбивать. Я посмотрел в сторону правого борта и увидел бомбардировщик «Бетти», летящий прямо на меня с дымящимся двигателем правого борта. У меня как раз было время нырнуть во внешнюю дверь, когда ужасный взрыв сбил меня с ног до передней части вторичного коннектора, после чего я потерял сознание.

Пораженный бомбардировщик врезался в пост управления главной батареи в кормовой части Сан-Франциско , обогнул эту конструкцию и рухнул с левого борта в море. Пятнадцать членов экипажа погибли, 29 ранены, один пропал без вести. Уоллес был среди раненых, получив ожоги лица и ног и впоследствии получивший военно-морской крест за свои действия в тот день. Бомбардировщик разрушил кормовой пост управления главной батареи крейсера, а его второй командный пункт «Battle Two» сгорел, но в тот же вечер был восстановлен. На Сан-Франциско после этого были выведены из строя зенитный пулемет и РЛС, а три корабельные 20-мм зенитные установки были уничтожены. Между этими двумя действиями у Гуадалканала другие корабли ВМС США подверглись импровизированным атакам джибаку. Действительно, 26 октября 1942 года во время сражения у островов Санта-Крус, Хорнет был поражен двумя пикирующими бомбардировщиками D3A «Вал», поврежденными зенитной артиллерией, во время серии авианосных атак, совершенных обоими стороны на авианосцы друг друга на протяжении всего боя. Остов заброшенного Hornet был в конечном итоге потоплен четырьмя торпедами Long Lance, выпущенными эсминцами IJN после того, как авианосец выдержал все попытки ВМС США затопить его.

Эсминец USS Smith (DD-378) также был поврежден в результате удара дзибаку 26 октября, когда зенитный снаряд попал в бак бомбардировщика-торпедоносца B5N «Кейт». Как сообщается, торпеда самолета взорвалась вскоре после того, как «Кейт» ударил по кораблю, в результате чего 57 моряков были убиты или числятся пропавшими без вести, а 12 ранены. Несмотря на повреждения, эсминец сохранил свои позиции в прикрытии TF 17, защищая более крупные суда от воздушных атак. Его артиллеристам приписывают сбитие шести самолетов IJNAF до того, как судно было отправлено в Нумеа для временного ремонта, а затем в Перл-Харбор для четырехмесячного капитального ремонта на верфи.

ГЕНЕЗИС

Перенесемся в лето 1944 года, и к моменту смерти лейтенанта-коммандера Такашиге Эгуса в июне того же года дискуссия о том, следует ли формально использовать тактику самоубийства или нет, уже велась. По иронии судьбы, учитывая тот факт, что IJNAF были первыми, кто применил организованную тактику токко в октябре 1944 года у берегов Филиппин, именно IJAAF первоначально выдвинула идею таких атак. Причиной его возникновения стала ознакомительная миссия в Новую Гвинею в начале 1944 года подполковника Кодзи Танака из Главного штаба Империи. Оказавшись на театре военных действий, он обнаружил, что подразделения IJAAF сталкиваются с различными проблемами в эксплуатации, обучении и исправности своих самолетов. Что еще более важно, Танака также узнал, что были случаи, когда пилоты, направляли самолеты на различные цели в последней самоубийственной атаке.

Танака рекомендовал Имперскому Генеральному штабу по возвращению в Японию, чтобы такие атаки токко были официально приняты в качестве официальной оперативной тактики. Однако руководство IJAAF считало, что специальные атаки должны быть строго добровольными, а не рассматриваться как часть устава, что не было отдано никаких приказов об обучении пилотов такой тактике. Тем не менее, в июле 1944 года суперинтендантов летных школ и командиров подразделений IJAAF попросили представить списки добровольцев для миссий токко, и вскоре после этого 50 «добровольцев» были отобраны из летных школ Hitachi, Akeno, Hamamatsu и Hokota, еще 60 человек, вскоре после этого.

Несмотря на то, что их называют «добровольцами», похоже, что у пилотов, назначенных на операции Токко, не было иного выбора, кроме как поднять руки, когда старшие офицеры просили персонал для выполнения миссий специальных атак, учитывая существующую культуру, преобладающую в Японии и вооруженных силах в время. Об этом свидетельствуют несколько свидетельств, и феномен давления, оказываемого на пилотов или стажеров с целью «добровольно» участвовать в операциях токко, только увеличивался по мере того, как кампания набирала обороты и ряды доступных пилотов естественным образом сокращались.

Контр-адмирал Масафуми Арима, самый высокопоставленный пилот первых самоубийственных атак.
Контр-адмирал Масафуми Арима, самый высокопоставленный пилот первых самоубийственных атак.

Контр-адмирал Масафуми Арима был инициатором перехода IJNAF к целенаправленным атакам токко, а не специальным дзибаку- когда пилоты могли выбрать, атаковать собой цель после сброса бомбы/торпеды или возвращаться, если позволяли условия.

Ветеран IJN с почти 30-летним служением своей стране, он был капитаном авианосца Shokaku с конца мая 1942 года до своего повышения до контр-адмирала годом позже. Во время удара по TF 38 у Луксона в октябре 1944 года Арима попытался врезаться своим D4Y в быстроходный авианосец.

Первоначальная партия добровольцев-стажеров вскоре обучалась тактике токко, и это обучение все еще продолжалось, когда 20 октября 1944 года началось вторжение на Филиппины. Вскоре после этого пилоты были сформированы в отряды хакко-тай, которые и должны были были развернуты на Филиппинах, и они были израсходованы в токко-атаках в период с ноября 1944 года по январь 1945 года.

Надвигающееся вторжение на Филиппины также побудило IJNAF разработать свою собственную программу токко, хотя в целом она пошла по более короткому и индивидуальному пути. Похоже, что контр-адмирал Масафуми Арима, командующий базирующейся в Маниле 26-й Koku Sentai (Воздушная флотилия), был инициатором перехода к атакам токко. Он попытался врезаться в пикирующий бомбардировщик D4Y «Джуди» в быстроходный авианосец - возможно, военный корабль США Франклин.(CV-13) - 15 октября 1944 года, лично возглавив удар по TF 38 у Лусона. Самолеты оперативной группы ВМС США атаковали цели на Формозе и на Филиппинах до вторжения последних пятью днями позже. В последующем японском отчете об атаке Аримы отмечалось, что

«этот акт самопожертвования высокопоставленного офицера подстегнул летающие части в передовых районах боевых действий и дал искру, которая зажгла организованное использование атак самопожертвования в битве за Лейте».

Да, да - именно так, а не "террористических или самоубийственных", как стало кочевать в послевоенных англоязычных источниках.

Такидзиро Ониси- вдохновитель создания корпуса специальных атак.

Такидзиро Ониси. которого считали отцом атак камикадзе, был вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий Первым воздушным флотом на Филиппинах в октябре 1944 года. Его решимость начать атаки смертников вылилась в годовые теоретические дискуссии между руководством IJN о том, как преодолеть ВМС США.
Такидзиро Ониси. которого считали отцом атак камикадзе, был вице-адмирал Такидзиро Ониси, командующий Первым воздушным флотом на Филиппинах в октябре 1944 года. Его решимость начать атаки смертников вылилась в годовые теоретические дискуссии между руководством IJN о том, как преодолеть ВМС США.

Его ранняя военная карьера включала роль в планировании атаки на Перл-Харбор и командование военно-воздушными силами на Тайване, которые поддержали вторжение на Филиппины в декабре 1941 году.

1944 г. он начальник авиационного управления Министерства боеприпасов. После битвы в Филиппинском море, Ониси было приказано возглавить Первый воздушный флот (2 октября) и отразить ожидаемое американское вторжение на Филиппины.

Перед отъездом на новое задание он проинформировал начальника военно-морского генерального штаба и военно-морского министра о своем намерении сформировать подразделения «специальной атаки» для нападения на американские силы вторжения. Хотя это не было сформулировано таким образом, чтобы прямо заявить, что он формирует отряды самоубийц, его намерения были ясны. Ониси посоветовали только убедиться, что все пилоты были добровольцами.

Через два дня после смерти Аримы на Филиппины прибыл новоназначенный командующий Первого Коку Кантай (Воздушным флотом) вице-адмирал Такидзиро Ониси. 19 октября во время посещения аэродрома Мабалакат-Вест (известного сегодня как авиабаза Кларк) к северу от Манилы, Ониси «подсказал» руководству 201-го Кокутая, что атаки токко - единственный способ победить врага. Хотя ранее он был против такой тактики, он сказал пилотам 201-го полка, что, поскольку они в любом случае собирались погибнуть в боевых действиях, их гибель не должна быть бесполезной. Тактика, которую нужно было применить, была быстро согласована, и вскоре добровольцы были отобраны для формирования Дай-ичи Камикадзе Токубецу Когекитай (1-й специальный атакующий корпус камикадзе) для проведения первых специальных атак токко IJNAF. Сцена была готова.

Ониси прибыл на Филиппины 17 октября, как раз в то время, когда американские войска совершали предварительную высадку возле Лейте. Достигнув Мабалаката два дня спустя, он обнаружил, что его воздушный флот насчитывает всего 100 исправных самолетов !!! Размер этой скудной армии убедил Ониси, что тактика самоубийства - его единственный шанс на успех. 20 октября он поговорил с пилотами, которые вызвались участвовать в токко-миссиях:

Япония находится в серьезной опасности. Спасение нашей страны сейчас вне власти государственных министров, Генерального штаба и таких простых командиров, как я. Это может исходить только от энергичных молодых людей, таких как вы. Поэтому от имени ваших ста миллионов соотечественников я прошу вас принести эту жертву и молюсь о вашем успехе .
Вы уже боги, без земных желаний. Но одна вещь, которую вы хотите знать, - это то, что ваше собственное самопожертвование не напрасно. К сожалению, мы не сможем сообщить вам результаты. Но я буду следить за вашими усилиями до конца и доложу о ваших деяниях Трону. Вы можете быть уверены в этом .
Я прошу вас всех сделать все возможное .

Ониси было приказано покинуть Филиппины 10 января 1945 года и перенести свою штаб-квартиру обратно на Формозу. Он продолжал командовать Первым воздушным флотом до мая, когда ему было приказано вернуться в Японию и занять должность заместителя начальника военно-морского генерального штаба. Даже на этом позднем этапе войны Ониши продолжали ратовать за ожесточенную борьбу до конца, несмотря на, казалось бы, неизбежное американское вторжение, которое опустошит Японию.

Приказав погибнуть стольким молодым людям, Ониси решил покончить с собой после объявления Императора о капитуляции Японии. 16 августа 1945 года он совершил ритуальное самоубийство, но попытка провалилась. Он умер мучительной смертью от ран в течение 15 часов, так как не позволял другим ускорять его ритуальную смерть.

Но в первых и самых известных случаях токко атак, есть интересный момент. Что сбивает с толку, в записях IJNAF говорится, что Арима врезался в авианосец "Франклин" типа Эссекс своим A6M «Zeke» (а не D4Y)-тут уже неточности. Однако записи ВМС США этого не подтверждают: сам "Франклин" сообщил, что подвергся нападению со стороны двух «Оскаров» и «Джуди» в 10-45. Все три самолета сбросили бомбы, в результате чего авианосец получил одно попадание и два почти не причинили урона. Один из атакующих «Оскаров» был сбит авианосцем без каких-либо признаков того, что его пилот пытался врезаться в корабль.

Даже в первых атаках камикадзе, скорее всего, такая знаковая фигура, как контр-адмирал Арима, погиб не достигнув соединения ВМС США, а был сбит истребителями патруля авианосного соединения.

Источники : Rielly, Robin L., Kamikaze Attacks of World War II: A Complete History of Japanese Suicide.Strikes on American Ships, by Aircraft and Other Means (McFarland, 2012) , Smith, Peter C., Kamikaze – To Die for the Emperor (Pen & Sword, 2015), DESPERATE SUNSЕТ JAPAN'S KAMIKAZES AGAINST ALLIED SНIPS,1944-45. MIKE УЕО

Продолжение.