ВМВ
12 933 subscribers

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

416 full reads

Статья о стратегических воздушных бомбардировках Германии в цифрах и фактах. Сколько было сброшено бомб и куда. Какие цели были приоритетными. Влияние стратегических ударов на военное производство. И главный самолёт воздушного наступления союзников.

Авро Ланкастер Марк III из 207-й эскадрильи Королевских ВВС наносит удар по Берлину в конце 1943 г.
Авро Ланкастер Марк III из 207-й эскадрильи Королевских ВВС наносит удар по Берлину в конце 1943 г.

В 1943 г. у союзников появились значительно больше возможностей, чем в предыдущие годы вести стратегическую воздушную войну, это позволило массировать силы авиации не только в отдельных миссиях.

За 1943 г. английские ВВС сбросили на Рейх и страны Западной Европы 226 513 тонн бомб, на саму Германию было сброшено 135 тысяч тонн бомб.

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

Силы британского стратегического командования.

После налетов на Любек, в течение 1943 гг. -60% бомб приходилось на районы жилых кварталов.

Схема  Гамбурга.Пример на схеме Гамбурга, где было уничтожено/повреждено до 80 % строений, уже в 1942 г. Черным выделены тотальные разрушения.
Схема Гамбурга.Пример на схеме Гамбурга, где было уничтожено/повреждено до 80 % строений, уже в 1942 г. Черным выделены тотальные разрушения.

С июня 1943 г. самолеты ВВС США начали регулярно наносить удары в днем по важнейшим промышленным объектам, это были предприятия машиностроения и авиационной промышленности.

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

Силы 8-й Воздушной Армии США.

В 1943 г. количество сбитых или получивших повреждения (более 60%) достигло 10660 нацистских истребителей, но при этом система ПВО Германии не смогла отразить удары союзников. Удары эти, еще не оказывали существенного влияния на состояние экономики страны. Количество потерянных бомбардировщиков оставалось стабильно высоким, не меняясь существенно, но число вылетов выросло в 4 раза.

Базирование 8-й ВА США и британских бомбардировочных сил, до 2 % площади Англии занимали аэродромы и базы ВВС.
Базирование 8-й ВА США и британских бомбардировочных сил, до 2 % площади Англии занимали аэродромы и базы ВВС.

В люфтваффе в начале 1944 г. была спланирована ответная операция Малая молния, было собрано до 550 самолетов. Эта воздушная армада после трех лет перерыва возобновила налеты на Англию. С конца января до конца апреля 1944 г. было проведено 12 рейдов, на Лондон было сброшено 275 тонн бомб, а на другие цели в Южной Англии – 1700 тонн.

Налеты прекратились из-за высокого уровня потерь,до 50%. Люфтваффе переняли тактику английских ВВС и перейдя на ночные вылеты.

В 1940-42 г. на Британию сброшено было значительно больше, чем в 1944 г., только по Лондону 18 800 тонн бомб. Но это в шесть раз меньше чем сброшено на Берлин. Напомню, на Москву около 1000 тонн и только в трех налетах больше 100 самолетов, и не потому что ЯКОБЫ СБИЛИ 1400 -а реально меньше 50.
В 1940-42 г. на Британию сброшено было значительно больше, чем в 1944 г., только по Лондону 18 800 тонн бомб. Но это в шесть раз меньше чем сброшено на Берлин. Напомню, на Москву около 1000 тонн и только в трех налетах больше 100 самолетов, и не потому что ЯКОБЫ СБИЛИ 1400 -а реально меньше 50.

Во время этих налетов в Англии погибло 2673 гражданских.

С 1944 г. одна треть сил люфтваффе была теперь занята на Восточном фронте и еще одна шестая – в районе Средиземного моря. Оставшиеся самолеты использовались на Западном фронте и для защиты территории Германии. В январе число сбитых и поврежденных самолетов составляло 1115 машин, в феврале – 1118, в марте – 1217.

Система ПВО Германии на 1943 г.
Система ПВО Германии на 1943 г.

К весне 1944 г. у немцев не было резервов для восполнения потерь. Как указывал Черчилль в своих мемуарах, «это был поворотный пункт воздушной войны».

Силы сторон и пропорциональная доля потерь. Истребители дневные и Б-17 и Б-24 двух воздушных армий ВВС США.
Силы сторон и пропорциональная доля потерь. Истребители дневные и Б-17 и Б-24 двух воздушных армий ВВС США.

Союзники стали применять тактику «двойных ударов»: первый налет выполнялся во второй половине дня, и участвующие в нем бомбардировщики вечером в сумерках возвращались.Ночью же удары наносили британские ночные бомбардировщики. Они легко находили цели, сбрасывая бомбы в районах пожаров, образовавшихся на местах дневного бомбометания.

Первый такой удар был нанесен по Вене в марте 1944 г. Союзники теперь могли осуществлять стратегические бомбардировки Германии круглосуточно.

Но весной 1944 г. воздушное наступление, которое шло с 10 июня 1943 г. и до 25 марта 1944 г. было приостановлено. Союзники готовились к высадке в Нормандии. В течение периода за два месяца до и через два месяца после начала высадки в Нормандии массированных ударов по городам не проводилось.

Для налетов по стратегическим целям использовалось лишь 15 % самолетов. Продолжились удары по предприятиям авиационной промышленности Германии. В конце июня 1944 г. после нанесения ударов по предприятиям синтетического горючего в Котбусе американские бомбардировщики приземлились на советские аэродромы в Полтаве и Миргороде. Из Италии американские бомбардировщики вновь вернулись на свои базы в Англии, по пути совершив налет на железнодорожные узлы в Южной Франции. Общая протяженность их маршрута составила 12 тысяч километров. Это было начало применения новой тактики, которую никто и никогда прежде не использовал.

B-24 в огне.
B-24 в огне.

Едва британская бомбардировочная авиация была освобождена от выполнения задач по обеспечению вторжения в Европу после победы союзных армий в Нормандии, маршал Харрис вновь сосредоточил всю мощь своих теперь еще более многочисленных эскадрилий дневных и ночных бомбардировщиков на достижении своей заветной цели: опустошение и разрушение городов Германии. И эта цель теперь была гораздо ближе к осуществлению, так как союзная авиация полностью владела инициативой в небе. На уже и без того полуразрушенные немецкие города обрушился новый град бомб. Поскольку там уже нечему было гореть, теперь применялись в первую очередь фугасные боеприпасы, калибр и эффективность которых заметно возросли. Новой целью бомбежек стало заставить население городов, оставшееся без крыши над головой, покинуть города.

В начале этого второго авиационного наступления командование британской бомбардировочной авиации получило новые указания. В конце сентября Объединенный комитет по планированию целей поставил перед ним задачи в порядке приоритетов:

1. Дальнейшие ковровые бомбардировки с проведением интенсивных дневных и ночных налетов.

2. Регулярное нанесение точечных ударов по заводам по производству горючего в Германии.

3. Разрушение транспортной системы Западной Германии.

4. В качестве вспомогательных задач – нанесение ударов по различным важнейшим промышленным объектам.

С этого времени Королевские ВВС начали проводить часть операций в дневное время. Теперь они могли себе это позволить, не подвергая риску экипажи бомбардировщиков, так как к тому моменту немецкие истребители были практически выметены с неба. И, несмотря на то что радары оповещения продолжали исправно оповещать практически обо всех налетах, их было так много, что наземные средства ПВО имели еще меньше возможностей по отражению ударов авиации, чем прежде.

В течение последних 18 месяцев войны в распоряжении английской авиации были практически все современные средства ведения воздушной войны, такие как радары и радиоприборы наведения и целеуказания, что значительно повысило точность бомбометания даже в ночное время суток, хотя ковровое бомбометание все еще оставалось излюбленным оружием англичан. Американцы также начали практиковать ночные полеты, но их удары были направлены в первую очередь по промышленным объектам. В октябре 1944 г. на немецкие города было сброшено 42 246 тонн бомб, по сравнению с 14 312 тоннами, сброшенными на промышленные предприятия.

Радиус действия эскортных истребителей.
Радиус действия эскортных истребителей.

За последние несколько месяцев войны тактика американской и британской авиации, которая первоначально была различной в теории и практике, стала практически одинаковой. Часто встречающееся мнение, что англичане действовали в основном против городов, а американцы просто расчищали путь наступавшим войскам, является явным упрощением проблемы. Долгий болезненный опыт приучил жителей немецких городов считать большим злом рейды Королевских ВВС Англии, чем дневные налеты американских бомбардировщиков, но вскоре все поняли, что между ними не было особой разницы.

На некоторое время директива, принятая в Касабланке в 1943 г., установила некое разделение труда: ВВС США атаковали днем промышленные объекты, в то время как английские ВВС разрушали города и жилые районы ночью. Однако ближе к окончанию войны тактика и цели союзников стали схожими, обе стороны, как оказалось, стали придерживаться единой концепции использования бомбардировочной авиации. Согласно официальным данным ВВС США, в результате действий американской авиации под прикрытием ночи или плотных облаков погибло 80 тысяч немцев и было уничтожено около 13 тысяч жилых зданий в немецких населенных пунктах.

 Авиазавод в Касселе-удары по авиапромышленности продолжались  всю войну и без них авиа производство выросло был значительно быстрее и больше.
Авиазавод в Касселе-удары по авиапромышленности продолжались всю войну и без них авиа производство выросло был значительно быстрее и больше.

В июле 1944 г. 12 крупнейших предприятий Германии по производству синтетического горючего, по крайней мере один раз каждое, подвергались мощным авиационным ударам. В результате объемы производства, которые обычно составляли 316 тысяч тонн в месяц, сократились до 107 тысяч тонн. Производство синтетического горючего продолжало сокращаться, пока в сентябре 1944 г. эта цифра не стала составлять всего 17 тысяч тонн. Производство высокооктанового бензина, этой «крови, снабжавшей сердце люфтваффе», упало со 175 тысяч тонн в апреле до 30 тысяч тонн в июле и до 5 тысяч тонн в сентябре.

Начиная с мая 1944 г. потребности значительно опережали возможности снабжения, и в течение полугода все запасы горючего были исчерпаны. Самолеты люфтваффе не могли взлететь из-за отсутствия топлива. Одновременно подвижные части вермахта также теряли свою мобильность. Целями воздушных ударов были также и заводы по производству искусственного каучука «буны», а также предприятия по производству связанного азота, необходимого как для производства вооружений (взрывчатых веществ), так и для нужд сельского хозяйства. Основное бремя борьбы с заводами по производству горючего (примерно до 75%) вынесли на себе ВВС США, однако английские ВВС также были задействованы в выполнении этих задач.

Вторым направлением деятельности авиации в подавлении военной и промышленной мощи Германии было уничтожение транспортной сети. До сентября 1944 г. немецкая транспортная сеть не испытывала значительных трудностей от атак с воздуха, поэтому эффективность функционирования шоссейных и железных дорог оставалась на довольно высоком уровне. Однако к концу октября 1944 г. еженедельное количество подвижного состава сократилось с 900 тысяч вагонов до 700 тысяч, а до конца года оно упало до 214 тысяч вагонов. Начал давать о себе знать и ущерб, причиненный водному транспорту страны. В особенности это касалось возможностей по доставке угля с шахт Рурского бассейна на промышленные предприятия, расположенные в различных районах страны. В конце октября подвергся мощной атаке с применением специальных 5-тонных бомб очень важный для страны канал Дортмунд – Эмс. В результате на протяжении более 20 километров он оказался выведенным из строя.

Ж-д станции и транспортные узлы были одной из главных целей дневных ударов в 1944-45 г.
Ж-д станции и транспортные узлы были одной из главных целей дневных ударов в 1944-45 г.

В августе 1944 г. союзная авиация начала наносить удары по танковым заводам. К осени 1944 г. объемы месячного производства на этих предприятиях упали с 1616 до 1552 танков. Однако эффект от этих бомбежек не был долговременным, и к концу года производство вновь возросло до более чем 1854 танков в месяц. Важными объектами были также крупные заводы, выпускавшие двигатели для нужд вермахта, такие как «Опель» в Бранденбурге, «Форд» в Кельне и «Даймлер-Бенц» на юге Германии.

С ноября 1944 г. авиация союзников подвергала ударам судостроительные предприятия, в первую очередь верфи, где строились новейшие подводные лодки.Время от времени осуществлялись налеты на электростанции, заводы по производству оптических приборов, машиностроительные предприятия, а также фабрики по производству армейского обмундирования.

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

В разделении задач между частями авиации союзников английские ВВС продолжали ночные ковровые бомбардировки, начатые весной 1942 г. До конца 1944 г. примерно четыре пятых немецких городов с населением от 100 тысяч человек и выше были разрушены. По мере приближения конца войны районы бомбардировок смещались все дальше к востоку. В общей сложности бомбардировкам подверглись 70 крупных городов, из которых в 23 процент разрушений составлял 60%, а в остальных – «всего» 50%.

В свою очередь, американцы продолжали дневные налеты на важнейшие промышленные объекты, одновременно включившись в борьбу с люфтваффе за господство в воздухе. Стремительный рост числа рейдов силами тяжелых бомбардировщиков говорил о том, что авиационное наступление набирало силу и становилось все более опустошительным. Начиная с февраля 1944 г. истребители дальнего радиуса действия имели возможность сопровождать бомбардировщики в выполнении боевых задач практически на любую глубину территории Германии. Одновременно среднее количество бомбардировщиков, участвовавших в таких рейдах, выросло от 400 до 900 машин, а их максимальное число увеличилось с 550 до 1200. В течение года на Германию было сброшено 680 тысяч тонн бомб.

В 1944 г. среднее количество тяжелых бомбардировщиков британских ВВС, действующих против объектов на территории Германии, достигло 1120 машин, а легких скоростных бомбардировщиков – до 100 машин.

Что касается возможностей люфтваффе по противодействию авиации союзников, силы немецкой стороны с каждым днем таяли. Это происходило не столько в силу недостатка техники, сколько из-за непомерных потерь в подготовленном летном составе, а также вследствие нехватки высокооктанового авиационного бензина. В 1944 г. среднее количество потерь в офицерском и рядовом составе люфтваффе составляло ежемесячно 1472 человека.

С каждым днем все более значительными становились сложности с тактическим развертыванием сил немецкой авиации. Из примерно 700 истребителей, которые могли быть использованы в борьбе против совершавших налеты самолетов американских ВВС, в бой могли вступить лишь около 30 машин. Постепенно выбивались батареи зенитной артиллерии. У Германии не было возможности замены устаревших и изношенных орудий, дальность огня которых была недостаточной для поражения самолетов на высотах от 7,6 до 9 с лишним километров. К началу сентября 1944 г. на вооружении зенитных батарей имелось лишь 424 зенитных орудия большого калибра, способных вести огонь на такую высоту. По официальным данным немецкой стороны, для того чтобы сбить один тяжелый бомбардировщик, зенитным батареям малого калибра приходилось затрачивать в среднем 4940 снарядов стоимостью 7,5 марки каждый и 3343 снарядов 88-мм зенитных орудий стоимостью 80 марок за снаряд (то есть всего 267 440 марок).

Примерно пять месяцев передышки, которые Германия получила во время подготовки союзниками вторжения в Европу, были потрачены в основном на попытки устранить ущерб, понесенный в результате бомбежек авиации союзников.

Восточнее Рейна воздушное противоборство достигло максимального напряжения, несмотря на несоизмеримые силы противоборствующих сторон и безнадежное положение, в котором находилась одна из них. Один воздушный удар сменялся другим, самолеты методично выбивали на земле все то, что еще оставалось неразрушенным, независимо от того, были ли это цели для атаки или нет. На последнем этапе, казалось, воздушные удары вышли из-под контроля, а бомбежки приняли апокалиптический характер. Последние удары, подобно стихийному бедствию, обрушились на голову и без того доведенного до отчаяния населения. Ф. Юнгер писал: «Дорога разрушений указывала на путь, по которому прошли победители. Он был отмечен развалинами многочисленных городов и поселков».

Из-за недостатка рабочих рук, нацисты активно привлекали заключенных концлагерей к разборке завалов.
Из-за недостатка рабочих рук, нацисты активно привлекали заключенных концлагерей к разборке завалов.

Именно на этот период приходятся самые разрушительные из всех бомбовых ударов с применением зажигательных бомб.

14 февраля 1945 г. город Дрезден постигла катастрофа настолько ужасающих масштабов, что ее подробности не удастся узнать никогда.

Только в марте Королевские ВВС нанесли по немецким городам 24 дневных и 9 ночных авиаударов.

Главным самолетом для ударов Королевских ВВС был Авро Ланкастер и вот почему.

Avro Lancaster наводил ужас на Германию, но так и не достиг славы B-17, хотя он мог нести вдвое больше бомб на такое же расстояние.

Handley Page Heyfords and Hampdens, Armstrong Whitworth Whitleys, Fairey Hendons, Vickers Wellingtons, Short Stirlings - длинная вереница "изящных" двух- и четырехмоторных бомбардировщиков со всей условной грацией "железнодорожных вагонов" и не намного лучшими характеристиками- были в арсенале Королевских ВВС слишком долго. Как раз эти самолеты и составили известную "Тысячу Харриса" - но в тоннах бомб это выглядит совсем иначе. "Тысяча 1942 г" и "Тысяча 1945 г"- иногда, разница доходит до 1/5 в весовой нагрузке.

A.V. ROE & CO. LTD. Lancasters на финальной сборке на заводе  Avro в Woodford  1943. Всего с 1942-по 1946 г. произведено 7377 самолетов.
A.V. ROE & CO. LTD. Lancasters на финальной сборке на заводе Avro в Woodford 1943. Всего с 1942-по 1946 г. произведено 7377 самолетов.

И тем не менее, благодаря этой линейке тихоходных бомбардировщиков появился самый полезный тяжелый бомбардировщик Второй мировой войны над Европой: Avro Lancaster. Не такой стильный и скоростной , а главное знаменитый, как Boeing B-17, он давал много очков форы, как правило, двум или трем B-17, которые летали бомбить Германию днем в 43-45 гг.

Бомбоотсек Ланкастера был настолько огромен, что это был единственный самолет времен Второй мировой войны, который мог поднять бомбу Grand Slam ВВС Великобритании весом 10 тонн и поднять ее на высоту 5,5 км - высоту, которая позволяла бомбе развивать почти сверхзвуковую конечную скорость при прохождении через бетон. . Миссии были настолько дорогими и сложными - на немецкие цели был сброшен всего 41 Grand Slam -10 тонная бомбу, - экипажам было запрещено их выбрасывать не на цель. Специальные «Ланкастеры», которые их перевозили, имели не только "пузатые" двери бомбоотсека, но и специальные шасси для приземления с тяжелым весом.

Трудно представить, но Lancaster был прямым потомком двухмоторного Avro Manchester, наименее удачного из множества « тяжелых » бомбардировщиков ВВС Великобритании . Манчестерский проект включал в себя проклятие авиастроителей, новый планер плюс непроверенный двигатель Rolls-Royce Vulture. Vulture был X-24: четыре ряда по шесть цилиндров в каждом, расположенных звездообразно вокруг общего картера и коленчатого вала. Ряды цилиндров были от Rolls Peregrine V-12, небольшого 880-сильного предшественника Merlin.

Роллс-Ройс надеялся, что Vulture будет генерировать 1760 л.с. с неизбежностью дальнейших модернизаций. Но оказалось, что расположение всех 24 шатунов вокруг единого центрального кривошипа создавало проблемы с охлаждением и подачей масла, и Vulture, вероятно, никогда не работал в полустационарном режиме с мощностью более 1450–1550 л.с. и слишком часто вращал подшипники. Так что у Avro остался отличный двухмоторный планер с недостаточной мощностью. Конструктор Manchester, легендарный Рой Чедвик, предвидел это и уже строил планы относительно Manchester с четырьмя двигателями Merlin.

Однако в Министерстве авиации об этом не слышали. Avro попросил необходимые двигатели и дефицитный алюминиевый сплав для создания прототипа, и чиновники отвечали неопределенно. Что касается RAF, у них уже был четырехмоторный Handley Page Halifax, и не нужно было усложнять ситуацию.

Lancaster был разработан на базе двухмоторного Manchester. Getty Images.
Lancaster был разработан на базе двухмоторного Manchester. Getty Images.

Как выяснилось, у Авро было несколько очень хороших друзей в Rolls-Royce, и один оказался владельцем четырех Merlin . Инженеры нашли необходимый металл для прототипа, и получившийся Manchester III был быстро переименован в Lancaster, чтобы отбросить любые предположения о его неудачном происхождении.

В отличие от почти любого другого самолета времен Второй мировой войны, Lanc был хорош сразу, когда только пошел в производство. Первый Lancaster I, совершивший оперативную миссию в марте 1942 года, был практически идентичен последнему над Германией в конце апреля 1945 года. И было выпущено только три версии Lancaster: Mark I с британскими двигателями- Merlin; 300 с лишним Mark II с радиальными клапанами Bristol Hercules; и Mark III с Merlins американского производства Packard . Не то чтобы Ланкастеры были совершенны; Министерство авиации решило, что, если модификация не принесет значительных преимуществ, лучше продолжать производство базовых Ланкастеров без перерыва. В конечном итоге было построено 7 377 единиц , из них 430 - в Канаде.

Происхождение от предыдущего "Манчестера" стало большим плюсом. Перестройка производства и изменение комплектующих для планера, были минимальными, что конечно понравилось Мин авиации. Правда, добавив абсурдные требования, что самолет должен нести торпеды или планеры с запуском с катапультного старта.

Глупые требования отошли на второй план, но «Манчестер-III» получил бомбоотсек длиной 10 м для торпед, которых он никогда не нес. Его не пересекали ни лонжероны , ни каркас фюзеляжа . Эта функция стала частью Lancaster, позволив ему нести бомбовую нагрузку двух B-17 на одинаковое расстояние, и для этого потребовалось всего семь членов экипажа , а не 10.

Бомбоотсек также создал Ланкастеру отличительной образ самолета, который должен был быть установлен высоко на шасси, чтобы освободить место для загрузки больших бомб, а сама кабина была над бомбоотсеком - еще увеличив его высоту на земле. Бомбоотсек B-17 находился в кормовой части кабины экипажа, за ней.

Схема Ланкастера Мк1
Схема Ланкастера Мк1

ЛТХ Ланкастера Мк1
ЛТХ Ланкастера Мк1

Ланкастеры днем работали редко. Тактика бомбардировочного командования в ночное время была совершенно непохожа на дневные налеты ВВС США в строю. Ланкастеры и другие бомбардировщики летели независимо друг от друга, «ручьями» протяженностью 200 миль, движущимися сквозь ночь, каждый штурман вел самолет сам по себе (в группах B-17, часто штурман был не во всех машинах - экипажи пополнялись очень сложно). Идея заключалась в том, чтобы подавить немецкий радар, зенитную артиллерию , прожекторы и ночные истребители, охраняющие единственный проход на цель, а не атаковать на широком фронте.

Задняя турель с 4*7,7 мм пулеметами
Задняя турель с 4*7,7 мм пулеметами
Вот плата за сплошной бомбоотсек - показательная высота кабины относительно земли.
Вот плата за сплошной бомбоотсек - показательная высота кабины относительно земли.

Оборонительное вооружение было ахиллесовой пятой Ланкастера . У него было всего три башни - хвостовая, верхняя и носовая, - хотя они были с гидравлическим приводом, первыми в разработке у британцев. Министерство авиации не решалось снабдить Ланкастер броневой башней, и в конечном итоге разработало двухзарядную установку .303, управляемую через перископ наводчиком, лежащим ничком на брюхе бомбардировщика. Позиция была известна как «мусорный ящик», и когда ее опускали на место, она замедляла «Ланкастер» на 15 узлов.

В любом случае, только несколько Lancs были оснащены такими установками, поэтому Люфтваффе быстро разработало Schräge Musik , фиксированные, направленные вверх, сдвоенные и счетверенные 20-мм пушки, которые устанавливались за кабиной на различных ночных истребителях. Если ночь была достаточно темной, чтобы британские стрелки не заметили их, немцы прокрадывались под бомбардировщики с кормы или с траверса и стреляли, даже не прицеливаясь, как только оказывались под толстым брюхом Ланкастера . RAF потребовалось много времени, чтобы узнать о Schräge Musik , поскольку практически ни одна из его жертв не выживала и не мгола рассказать о деталях атаки

Несмотря на то, что в хвостовой башне были установлены четыре скорострельных пулемета (1200 выстрелов в минуту каждая), это были 0,303-дюймовые Brownings -7,7 мм. Королевские ВВС знали, что для пробивания большей части авиационной брони им нужны стволы калибра не менее 50, но в 1929 году британская армия постановила, что винтовочный патрон Browning .303 будут предпочтительными для всех военных, поскольку они предположили - ошибочно, как выяснилось, - что были огромные запасы боеприпасов калибра .303, оставшиеся после Первой мировой войны.

Помимо пилота, хвостовой стрелок мог считаться самым важным членом экипажа. Он был больше настороже, чем стрелок сверху, и ему предстояло немедленно управлять стандартным маневром уклонения «Ланкастера», если он даже воображал, что заметил призрачную фигуру ночного истребителя Люфтваффе. "Штопор уклонения" состоял из комбинации почти пилотажных кренов с полным отклонением в обоих направлениях, подъемов и спусков с максимальными характеристиками. Один пилот Люфтваффе даже сообщил, что видел, как Ланкастер уклонился от него, сделав петлю.

Некоторые хвостовые стрелки прошли весь тур (обычно 30 вылетов, хотя их количество варьировалось), так и не увидев «Мессершмитта» или «Юнкерса». Другие время от времени видели их, но не открывали огонь, предпочитая не выдавать своего присутствия. А были ланкастерские пилоты, которые приказывали своим экипажам стрелять по всему, что они видели, хотя иногда это оказывалось и другим Ланкастером .

У некоторых Ланкастеров была броня, закрывающая туловище хвостового стрелка, но вскоре большая часть ее была снята, чтобы обеспечить лучшую видимость. Затем стрелки начали снимать всю панель из плексигласа прямо перед собой, чтобы обеспечить наилучшую видимость. У хвостового стрелка не было недостатка в боеприпасах: по 2500 выстрелов на ствол, которые из соображений веса и баланса хранились в двух больших ящиках сразу за крылом и подавались к орудиям по длинным желобам. Хвостовая турель обычно производила всего около 1000 выстрелов во время боя с ночным истребителем, часто всего несколько сотен.

Хвостовая башня представляла собой ограниченное рабочее пространство, и некоторые стрелки срезали двойные входные двери, ведущие внутрь, особенно для лучшей возможности спасения. Спасательная дверь хвостового стрелка (и наводчика верхней башни) была входной дверью для экипажа, около кормовой части фюзеляжа и прямо перед горизонтальным стабилизатором с правой стороны. Все остальные члены экипажа должны были выйти через узкий люк в кабине экипажа. Неудивительно, что выживаемость экипажа Ланкастера после критических попадания была низкой.

Кабина Ланкастер и место пилота- а рядом - никого.
Кабина Ланкастер и место пилота- а рядом - никого.

В кабине Ланкастера находились четыре человека - пилот, бортинженер, штурман и радист - с бомбардиром / стрелком в носу, несколькими ступенями ниже и впереди кабины экипажа. Двое стрелков на корме - топовая башня и хвостовая - составили весь экипаж. В отличие от B-17, у которого была броня повсюду, Ланкастер пошел на войну с небольшим листом брони за головой пилота и парой бронированных дверей на миделе без очевидной цели.

 Ланкастерам не хватало второго пилота, поэтому бортинженер часто обучался как «помощник пилота». Здесь и видная вся броня - броне заголовок пилота.(Getty Images)
Ланкастерам не хватало второго пилота, поэтому бортинженер часто обучался как «помощник пилота». Здесь и видная вся броня - броне заголовок пилота.(Getty Images)

Хотя изначально предполагалось, что на Ланкастерах будут летать два пилота , британцы быстро столкнулись с нехваткой пилотов и смогли выделить только одного на каждый самолет. В Великобритании не было ничего похожего на американскую программу подготовки гражданских пилотов, которая превращала десятки тысяч бойцов фермерской авиации в авиаторов еще до того, как США вступили в войну. Университетские аэроклубы были лучшим вариантом для британцев, поскольку в 1920-30-е годы считалось, что пилотами могут стать только английские джентльмены .

Вскоре, Королевские ВВС были вынуждены обучать летать всех, и новое поколение летчиков -сержантов вступило в бой. Будь то сыновья валлийских шахтеров или лондонских извозчиков, сержанты полностью владели своими Ланкастерами , независимо от звания офицера и других членов экипажа .

Хотя это может показаться незначительной системой, нагревательные каналы Ланкастера, питаемые горячим воздухом от гондол двигателей, были одними из худших механизмов самолета. Радист и пилот были прекрасно размещены , бомбардир был "обжарен" , а штурман и стрелок замерзали. Были времена, когда хвостовые стрелки с открытыми башнями были слишком обморожены, чтобы управлять спусковыми крючками. Автономная система отопления, была собрана в одном их месте, но никогда не работала достаточно хорошо.

Полеты на Lancaster требовали значительной силы от рук, поскольку органы управления были неусиленными и тяжелыми, хотя Lanc реагировал сильно и плавно на входные сигналы. Было сказано самими пилотами , что управляющие силы были «похожи на то, чтобы тянуть пару весел в лодочной гонке». Ланкастеры были на удивление проворными. У них были простые автопилоты, но они использовались только на дружественной территории, поскольку их отключение занимало время (до 10 сек). Это означало, что пилоты Lanc управляли своими самолетами в одиночку и часто вручную в течение многих часов над Германией, и иногда приходилось делать это будучи ранеными. И это были пилоты, у которых обычно было всего около 300 часов до того, как командовать своим первым Ланкастером.

Вскоре Королевские ВВС поняли, что лучше обучить и другого члена экипажа - обычно бортинженера - быть «помощником пилота», способным, по крайней мере, доставить большой бомбардировщик обратно в Великобританию и подготовить его для спасения экипажа над землей. На самом деле, вероятно, в каждой кабине Ланкастера было достаточно талантливых вторых пилотов, поскольку штурманы и бомбардиры часто были отсеяны в летной школе. Случалось, что один из членов экипажа сменил мертвого пилота и не только вылетел на своем Lanc обратно в Англию, но и посадил его ночью. Ему было приказано повторно поступить в летное училище.

На самом деле рулить Ланкастером было сложнее, чем летать на нем, и старое мнение, что «если вы можете добраться до взлетно-посадочной полосы, вы можете летать на нем куда угодно», вероятно, верно. У Lanc были классические британские воздушные тормоза на каждом главном колесе, давление воздуха приводилось в действие рукояткой велосипедного тормоза на траверсе и распределялось между каждым колесом за счет давления руля направления. С давлением воздуха, подаваемым компрессором с приводом от двигателя и этим двигателем на малой мощности во время руления, требовалось некоторое время, чтобы пополнить давление в воздушном баллоне после использования тормозов, и требовалось значительное время, чтобы воздух от бака до тормозов. Джон Д. Уильямс, британский писатель и пилот с 12000-часовым стажем, летал в Ланкастере, принадлежащем Музею наследия боевых самолетов Канады, и позже писал: «Давление в баллоне, вероятно, достаточно хорошее, чтобы позволить тормозить большую часть времени. Большую часть времени! ».

Ланкастеры неизбежно попадали в условия обледенения, но у них не было антиобледенительных систем на крыльях и хвосте - только на пропеллерах. Неудобным решением была густая паста под названием Kilfrost, которую наземные бригады намазали на передние кромки перед миссией.

Хотя «Ланкастер» обычно считают ковровым бомбардировщиком , на самом деле он помог развить тонкое искусство радиоэлектронной борьбы.

Когда Ланкастеры впервые вошли в строй, навигация из Англии к цели в долине Рура была делом расчетов для мореплавателей, но которые были не опытными мореплавателями, а мальчиками, прошедшими трехмесячный курс чтения карт и расчета курса. Не было никаких радионавигационных средств и немногочисленных методов для точного определения ветра наверху или дрейфа ночью. Многие Ланкастеры оказались в 50 милях от своих целей.

Первое электронное средство помощи в навигации называлось Gee - система типа Лорана, которая принимала сигналы от наземных станций, которые создавали перекрестную сетку на электронно-лучевой трубке и определяли положение самолета. Немцы быстро научились глушить Джи, но она оставалась подспорьем, помогая бомбардировщикам найти дорогу домой.

Затем последовал "Гобой", названный так в честь производимого им звука при отклонении курса, хотя и имел гораздо большую дальность, простираясь на 300 миль от Британии до Германии. Самая точная радионавигационная система, использовавшаяся во время Второй мировой войны, Oboe издавала устойчивый звуковой сигнал на курсе с сигналами отклонения от курса влево и вправо.

Еще был прибор под кодовым названием GH, что-то вроде обратного "Гобоя". Самолет, на котором он был установлен, мог передавать сигнал, который наземные станции использовали для определения местоположения.

Самым сложным из всех был H2S - радар для картографирования земли, благодаря изобретению британцами резонаторного магнетрона, сделавшего возможным создание компактных и мощных бортовых радаров. Штурманы Ланкастера использовали его для очень точного обнаружения и идентификации целей, особенно если они находились где-то рядом с водоемом, а затем передавали данные с H2S бомбардиру для установки в данных бомбовый прицел. К несчастью для британцев, немецкие ночные истребители и их наземные диспетчеры научились распознавать сигналы H2S. Эта возможность также усложняла использование системы Ланкастера под названием «Моника» - радиолокационной станции в хвостовой турели, которая могла определить ночных истребителей. Ночные истребители узнали, что луч Моники также может помочь им навестись на самолет

Наземные бригады готовятся загрузить боеприпасы в Ланкастер перед вылетом. (Getty Images)
Наземные бригады готовятся загрузить боеприпасы в Ланкастер перед вылетом. (Getty Images)

В какой-то момент в конце войны «Ланкастер» должны были нести 16 различных «черных ящиков» с радиолокационными помехами, а также три радиолокационных предупреждающих устройства, а также две системы навигации / самонаведения. Если бы не все средства радиопротиводействия Ланкастеров, они бы просто проиграли любую лобовую попытку прорваться через немецкую оборону. Ланкастер начал Вторую мировую войну как то, что писатель-авиатор Билл Свитман назвал «наглым рейдером». К 1945 году он стал, опять же, по словам Свитмена,

«незаметным злоумышленником ... скрывающимся за тонкими электронными дымовыми завесами и прокладывающим свой путь по паутине электромагнитных волн ... [Ланкастер] охватывал некоторые из самых передовых в мире идей по вопросу о космосе. лучший способ проникнуть в воздушное пространство врага… Никогда больше у британского бомбардировщика не было ни единого оборонительного орудия. Скрытность и радиоэлектронные средства противодействия должны были гарантировать способность бомбардировщика прорвать оборону ».

Сторонники Ланкастера и B-17 будут вечно спорить о достоинствах двух выдающихся бомбардировщиков, но достичь консенсуса невозможно, и статистика не поможет, поскольку самолеты выполняли такие разные миссии. B-17 на театрах военных действий в Европе и Средиземноморье бомбили почти все страны Европы, а также несколько стран Ближнего Востока и Северной Африки. «Ланкастер» почти полностью бомбил Германию, время от времени совершая вылеты против целей во Франции и крупных кораблей Крейгсмарине. Борьба против невидимых ночных истребителей Люфтваффе было совершенно другим делом , чем дневные сражения B-17 и сопровождающие их истребители, так ставки потери не сопоставимы.

Бомбоотсек Ланкастера
Бомбоотсек Ланкастера
1000 фунтовые бомбы и Ланкастер в черной ночной окраске
1000 фунтовые бомбы и Ланкастер в черной ночной окраске

Manchester / Lancaster был разработан после того, как Fortress уже летел, и был тяжелым бомбардировщиком второго поколения Второй мировой войны. Можно утверждать, что у него больше общего с B-29, чем с B-17 - например, его упор на предельную дальность полета и максимальную бомбовую нагрузку, а также новаторское использование фюзеляжа постоянного поперечного сечения. Один из непостроенных вариантов Lancaster, бомбардировщик Stratosphere Avro Model 684, был бы британским Superfort. Он должен был нести пятый двигатель Merlin, установленный внутри фюзеляжа, единственной целью которого было приводить в действие огромный нагнетатель, соединенный со всеми четырьмя крыльевыми двигателями. В кабине также должно было быть повышенное давление, предположительно от того же нагнетателя , а абсолютный потолок бомбардировщика должен был составлять 50 000 с лишним футов (более 15 км) .

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно на земле и в воздухе по всем причинам около 3000. Сбросили на Германию более 650 тыс. тонн бомб - это 40 условных Хиросим.

Восстановленный Ланкастер
Восстановленный Ланкастер

Так что Avro Lancaster, который на один самолет нес больше бомб над Европой, чем любой другой бомбардировщик времен Второй мировой войны и являлся главным самолетом в стратегической войне. Данные по тоннажу будут ниже в статье.

После того как была окружена группировка немцев в Руре (1 апреля, капитулировала 17 – 18 апреля), союзники начали новые акты террора. Скоростные двухмоторные истребители-бомбардировщики начали налеты на небольшие города, села и даже отдельные фермы. Теперь было небезопасно даже работать на полях или передвигаться по дорогам из одной деревни в другую: в любой момент можно было стать мишенью внезапной атаки с воздуха. Эти отдельные молниеносные налеты быстро превратились в своего рода жестокий спорт. Все, что двигалось, – повозки фермеров, люди – сразу же становилось мишенями.

6 апреля командование бомбардировочной авиации получило распоряжение отныне атаковать города только с целью обеспечения непосредственной поддержки наступающих сухопутных войск.

В ночь со 2 на 3 мая бомбардировщики Королевских ВВС осуществили в последний раз массированный ночной налет по железнодорожным узлам в Центральной Германии.

3 мая в результате рейда бомбардировщиков Королевских ВВС на бухту города Любека были потоплены суда «Кап Аркона» и «Тильбек», что привело к гибели находившихся на них 7 тысяч заключенных из 24 стран.

С января до конца апреля 1945 г. по военным и гражданским объектам на территории Германии было выполнено 404 налета силами тяжелых бомбардировщиков. При этом было сброшено 340 тысяч тонн бомб. За тот же период еще 148 тысяч тонн бомб было сброшено при выполнении задач по поддержке действий сухопутных войск на полях сражений.

Количество погибших оценивалось от 300 до 600 тысяч, а количество получивших тяжелые ранения – от 600 до 800 тысяч. Таким образом, допустимый разрыв в данных слишком велик.

Города с наибольшим числом жертв :

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

(без учета Дрездена, Рейнской области (Рейнланда) и Рура)

В районе Рура :

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

В Западной Германии площади бомбоубежищ обеспечивали защиту для 1,5 миллиона человек. В Центральной и Южной Германии надежно защищающие от бомб убежища практически отсутствовали.

Снижение производства в 1944-45 гг.

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

Под землей находились и самые важные хранилища. Однако на подземных предприятиях выпускалось менее 1% от общего промышленного производства Германии. А вот для их создания потребовалось гигантские ресурсы и усилия - с системами ПВО- до половины арматуры и бетона в 1944 г.

Выводы :

Общий вес бомб, сброшенных англо-американскими бомбардировочными силами в Европе в 1 440 000 самолето вылетах бомбардировщиками и 2 680 000 – истребителями.

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

Вес бомб, сброшенных на Германию за шесть лет войны (в тоннах) по годам :

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

Из них британские Королевские ВВС сбросили 955 000 тонн, ВВС США сбросили 395 000 тонн.

За 389 809 самолето-вылетов бомбардировщиками ВВС Англии было сброшено в Германии:

  • На города: 430 747 тонн, или 46% (в том числе 196 335 тонн зажигательных бомб).
  • На промышленные объекты: 153 585 тонн, или 15%
  • На другие цели: 380 712 тонн, или 39% (по данным Харриса)

По данным группы исследований стратегического авиационного командования ВВС США, американские ВВС сбросили на города Германии 80 тысяч тонн. Таким образом, силами авиации западных союзников за время войны на города, как площадные цели Германии- было сброшено 510 747 тонн бомб.

Видео 10 мин - Стратегическое наступление на Германию в 43-45 г. в цветных кинокадрах. Только озвученные факты, а не домыслы.

Для сравнения. Потери Британии от немецких авианалетов и действий ракет за все годы войны с 1939 по 1945 гг :

Стратегическое воздушное наступление на Германию 1943-45 гг. И какой самолет сбросил больше бомб ?

Источники : Richard Overy THE BOMBING WAR Europe 1939–1945. Огненный шторм. Стратегические бомбардировки Германии. 1941-1945. Aviation History 5/2018.

Другие материалы по теме :

Война в воздухе в цвете. Стратегическое воздушное наступление в Европе -1940-42 г.

А топливо кончилось ! Стратегические бомбардировки и топливный баланс Германии.

Британский взгляд на Вторую Мировую войну. Так ли всё, как мы думаем ?

Оружие возмездия Гитлера V-1 (Фау-1). Описание и применение в документальных кинокадрах.