X5 Group
1508 subscribers

Financial Times: Российский ритейлер конкурирует с технологическими гигантами благодаря прорыву в онлайне

186 full reads
365 story viewsUnique page visitors
186 read the story to the endThat's 51% of the total page views
2 minutes — average reading time

X5 планирует значительно увеличить количество покупателей за счёт различных услуг доставки через собственные веб-приложения.

X5 управляет более чем 17 000 магазинами «у дома» «Пятёрочка» и супермаркетами «Перекрёсток».

Financial Times: Российский ритейлер конкурирует с технологическими гигантами благодаря прорыву в онлайне

Макс Седдон, Москва

Источник: Financial Times

Крупнейший российский продовольственный ритейлер X5 планирует расширить количество онлайн-услуг по доставке продуктов, чтобы начать конкурировать с технологическими компаниями-гигантами, которые ведут бизнес также и в продуктовом сегменте рынка.

Х5 намерена в ближайшие три года в несколько раз увеличить свою базу онлайн-клиентов с нынешних 12 миллионов активных пользователей в месяц за счёт новых приложений, которые составят конкуренцию популярным сервисам доставки от «Сбербанка», крупнейшего российского банка, а также от технологических гигантов «Яндекс» и Mail.ru.

Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5, рассказал Financial Times о намерении компании привлечь через сервисы экспресс-доставки новых клиентов в магазины «Пятерочка» и «Перекресток» (которых уже более 17 000).

Пока продуктовая сеть «Магнит» и быстрорастущая сеть магазинов с натуральными продуктами «ВкусВилл» пользуются услугами доставки и приложениями других компаний, Х5 запустила в этом месяце собственный сервис – агрегатор «Около».

В следующем году компания планирует добавить к существующим сервисам также опцию доставки еды из ресторанов, но при этом c более низкой комиссией по сравнению с сервисами «Яндекс.Еда», а также Delivery Club от «Сбербанка» и «Mail.ru». У них она составляет 35%, за что владельцы ресторанов неоднократно критиковали эти компании.

«Вы можете назвать это экосистемой, или как-то по-другому, но мы намерены создавать сервисы, которые помогут нам привлекать больше клиентов, сопровождать их на каждом этапе пути, извлекая из этого максимальную выгоду», – сказал Игорь Шехтерман. «Чего мы не хотим, так это быть частью чужой экосистемы, теряя при этом часть прибыли и прямое взаимодействие с клиентами».

Пандемия коронавируса ускорила взрывное развитие онлайн-бизнесов Х5 во время весенних ограничений на передвижение граждан в большинстве крупных городов России.

«В феврале, практически сразу после запуска сервиса экспресс-доставки, конкурирующего с «Лавкой» «Яндекса» и «Самокатом» Mail.ru, у нас было 600 заказов в день», – отметил Шехтерман.

В октябре «Перекрёсток» и «Пятёрочка» выполняли уже по 22 000 заказов в день, а выручка онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок», запущенного в 2018 году и доставляющего заказы с дарксторов, выросла более чем на 200% в третьем квартале 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Несмотря на то, что выручка всех онлайн-сервисов X5 в третьем квартале 2020 года составила 4 млрд рублей (или 52 млн долларов) – это лишь малая часть от общей выручки компании (486 млрд рублей) – Игорь Шехтерман считает, что онлайн-бизнес ждёт быстрый рост благодаря высокой узнаваемости брендов и наличию у компании собственной развитой логистической инфраструктуры. В отличие от сервисов «Лавка» и «Самокат», которые используют дарксторы и доставку через партнёров, курьеры X5 доставляют заказы непосредственно из магазинов компании.

«Наши продажи независимы — мы продаем продукты через собственное приложение экспресс-доставки, не используя сторонние агрегаторы. В него интегрированы все процессы от сборки до доставки заказов курьерами», отметил Игорь Шехтерман. «Ассортимент на дарксторах других компаний ограничен, всего 2000 наименований. У нас в «Пятерочке» их 5000, а в «Перекрестке» – 12 000. Средний чек заказа из «Пятерочки» составляет 1500 рублей, а из «Перекрестка» 1800. Это в два-три раза больше, чем у всех наших цифровых конкурентов, и в результате наши доходы выше».

Как и технологические гиганты, X5 планирует использовать данные о своих клиентах, создав для них единую учетную запись наподобие Amazon Prime, которая в будущем станет основой для различных программ лояльности.

На прошлой неделе в Москве X5 открыла магазин с полностью автоматизированный системой покупок в стиле Amazon Go. Компания также ведет переговоры о создании совместных проектов с «Альфа-Банком», крупнейшим частным банком России, также принадлежащим Alfa Group Михаила Фридмана.

По словам Игоря Шехтермана, данные помогут X5 успешно управлять бизнесом в период рецессии, вызванной пандемией коронавируса. И во многом благодаря им компания приняла решение о запуске жестких дискаунтеров.

«Ситуация в стране будет ухудшаться, поэтому мы верим в этот сегмент», заявил господин Шехтерман. «Причина, по которой мы делаем это, заключается в том, чтобы снизить наши затраты. А затраты, которые мы снижаем – это дополнительные инвестиции в клиента… Как предложить доступные цены, не снижая рентабельности? Только за счет снижения наших расходов».