Дмитрий Чернышёв: Как научиться думать. Часть 1

Дмитрий Чернышёв на «Особой среде».
Дмитрий Чернышёв на «Особой среде».

В офисе Х5 Retail Group выступил известный блогер и автор книги «Как люди думают» Дмитрий Чернышёв. Эта беседа — часть проекта «Особая среда», площадки для развития сотрудников, обмена идеями и успешным опытом.

Встреча получилась настолько насыщенной, что все идеи в одном тексте не уместились. В первой части читайте о том, почему нужно ошибаться, зачем сомневаться в очевидном и когда нас заменят роботы.

Роботы выйдут на работу

Сегодня человечество находится в начале четвёртой технической революции. Первая началась с создания паровой машины и прообразов локомотива, для второй характерны промышленное производство стали, потоковое производство, электричеством. Третья — это роботы, компьютеры и интернет. И сейчас — четвёртая. Только никто не знает, к чему она приведёт.

Весьма вероятно, что скоро мы все останемся без работы. На карте видно, что сейчас самая популярная профессия в США — это водитель грузовика. Три с половиной миллиона людей водят грузовики, и еще пять миллионов обслуживают эту индустрию — заправки, мотели, официанткы. Они все останутся без работы! И такого потрясения общество не испытывало давно.

Самая популярная профессия в США — водитель грузовика (truck driver).
Самая популярная профессия в США — водитель грузовика (truck driver).

Сражение уже проиграно безнадёжно, и никаких шансов противостоять компьютеру у нас нет. Единственная возможность — не стараться быть умнее компьютера, а быть умнее друга друга. И тогда у нас есть шанс продержаться еще сколько-то лет.

Не тормози

Люди относительно первыми стали разумными. Разум мог возникнуть и до нас, но что-то мешало. Следует отметить, что первые пять лет человек развивается с невероятной скоростью. К пяти годам он уже знает 80 процентов всего, что будет знать о мире потом. Он уже без акцента говорит на родном языке. А вот в школе повторить этот успех с другим языком он уже не может. В детстве он умеет манипулировать двумя взрослыми, которые вооружены всеми основами педагогики. Ребёнок резко умнеет в тот момент, как только начинает врать. И это переход на качественно новый уровень. Ложь — начало фантазии, это основа творчества.

Представьте, что ребёнку подарили дорогую куклу. Он отрывает руки и ноги и меняет их местами — это и есть творчество. Нужно взять вещь, внимательно на неё посмотреть, разобрать на части собрать в любой последовательности. На самом деле, кроме этого люди ничего и не умеют. Если вам пришла идея, и нигде вы ее не видели – у вас плохая память. Мы можем достать из головы только то, что мы туда положили.

К сожалению, нынешняя система образования является неким тормозом. Здесь закладывают стереотипы, от которых сложно избавиться во взрослой жизни. Нельзя наказывать ребенка за ошибки, за ошибки нужно награждать. Единственный способ продвижения вперед — это последовательное делание ошибок.

За ошибки нужно награждать, ведь это единственный способ двигаться вперёд.
За ошибки нужно награждать, ведь это единственный способ двигаться вперёд.

Люди, которые совершают ошибки, во многих компаниях увольняют. А ведь ценность такого сотрудника резко возрастает. После совершения серьезной ошибки человек очень резко умнеет. Страха перед ошибками, которые формируются в детстве, быть не должно.

Ещё одна «школьная» проблема — ответ ученика оценивается по тому, насколько он соответствует учебнику. Если в точных науках это еще как-то работает, в гуманитарных только вредит. Детей надо поощрять за самостоятельность мышления.  

Многочисленные исследования доказывают, что успеха добиваются не отличники, а троечники. Самое главное качество для ребенка — упрямство, упорство. Главное, чтобы оно было направлено в нужное русло.

А не три, а не пять — это надо знать

В детстве мы все уверены, что 2x2=4. Но в жизни с такими примерами мы никогда не сталкиваемся. Два волка и два зайца дадут вам двух веселых волков. Два зайца и два зайца спустя какое-то время дадут любое количество зайцев. Но человек привык, что в задаче существует один ответ и он перестает думать. А ведь человек должен уметь выбирать между 30-40 вариантами решений.

2 волка х 2 зайца = 2 весёлых волка.
2 волка х 2 зайца = 2 весёлых волка.

Если нам удается превратить обучение в игру, то можно сказать, что мы выиграли. Учиться и тяжело работать человек может совсем недолго, а играть может часами. 

Давление общества на человека настолько сильное, что оно делает нас всех одинаковыми. А наша ценность как людей — быть непохожими на других. Есть такая поговорка: если два человека в бизнесе думают одинаково, значит один из них не нужен.

Один из самых простых советов — сомневаться в очевидном. Нам кажется, что мир — это что-то застывшее, но это не так. Удивительно, но на луну люди высадились раньше, чем додумались до чемоданов с колёсиками.

Быть непохожим и сомневаться в очевидном — важные критерии для прорыва.
Быть непохожим и сомневаться в очевидном — важные критерии для прорыва.

Вопросы из зала

— Как развивать мышление у ребёнка, который поступает в школу?

Прежде всего, прочитать мою книгу «Как люди думают». Также рекомендую смотреть TED и читать хорошие книги. Могу сказать, что у моих друзей и знакомых около 12 детей начали читать после «Гарри Поттера». В мое время такой книгой была «Три мушкетера». 

Обязательно берите детей в путешествие, они резко умнеют именно после путешествий.

Кстати, в школах Финляндии или Швейцарии ребёнок сидит где угодно и как угодно. А в Бельгии нет военных парадов. Школьников одевают в одежду Второй мировой войны и дают снаряжение. Они идут по жаре 15 километров и каждый может почувствовать на себе, что такое война.

— Как ничего не бояться?

Взрослый человек похож на улитку. Сначала он робко высовывает рожки, потом по ним получает, и забирается обратно. Страх — вещь чудовищная, нужно поверить в себя.

Как-то в Нью-Йорке я попал на потрясающую выставку. Ее авторы взяли плёночный фотоаппарат, поставили его на автопуск и сбросили с небоскрёба. Пока он летел, он снимал. В конце разбился вдребезги, а фотоплёнку достали и проявили. Что туда попало? Кусок неба, голуби, кто-то в окне занимался любовью... И это очень хорошая метафора нашей жизни.

Нас никто не спрашивает, хотим ли мы родиться, в этой стране, у этих родителей, в это время… Нас столкнули с небоскреба, мы летим, и все равно разобьемся вдребезги.  Максимум, на что мы способны — сделать эту фотосессию интересной.

Во второй части читайте о главных компонентах мышления и о том, как генерировать множество идей. Вы также можете посмотреть трансляцию выступления Дмитрия Чернышёва.

____________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и ещё у нас есть Telegram и Viber.