Дмитрий Чернышёв: Как научиться думать. Часть 2

В офисе Х5 Retail Group выступил известный блогер и автор книги «Как люди думают» Дмитрий Чернышёв. Эта беседа — часть проекта «Особая среда», площадки для развития сотрудников, обмена идеями и успешным опытом.

Встреча получилась настолько насыщенной, что все идеи в одном тексте не уместились. В первой части Дмитрий рассказал, почему нужно ошибаться, зачем сомневаться в очевидном и когда нас заменят роботы.

Во второй части читайте о главных компонентах мышления и о том, как генерировать множество идей.

Одно из самых главных условий для мышления — это не ум, а смелость. От рождения мы все трусы. Наше поведение похоже на поведение курицы перед небольшим забором. Всё что нужно курице, оббежать влево или право, чтобы воссоединиться с едой. Но каждый раз она отдаляется от еды. Ей не хватает смелости оббежать забор.

Чтобы достигать больших целей, нужно быть смелым.
Чтобы достигать больших целей, нужно быть смелым.

Смелость — это самый необходимый ингредиент мышления. Как говорил Билл Гейтс, если над вашей идеей никто не смеётся, значит она недостаточно хороша.

Другой недооценённый компонент — это вы сами. Нужно знать себя очень хорошо, понимать, что вас вдохновляет. Когда Агате Кристи надо было придумать особенно изощренное убийство, она начинала мыть посуду. В этот момент ее ненависть к миру трансформировалась и фантазия очень хорошо включалась. И вы себя должны знать точно также.

У американцев есть правило трёх b. Все лучшие идеи были придуманы в трех местах – автобус, ванна, кровать (bus-bath-bed). Вы должны составить для себя собственное правило. Очень хорошо работает пищевое подкрепление. От животных мы ушли недалеко.

Выберите, например, шоколад. Не трогайте его до тех пор, пока не решите задачу. Когда вы съедите шоколад, он будет вкуснее, а в мозгу начнет появляться цепочка, связывающая центр удовольствия с решением задачи. Как только вы смогли превратить любой вид деятельности в игру, считайте, что вы победили. 

Если любое мышление разбить на очень простые операции, то продуктивность социуима резко повысится.

«Принцип дрессуры» сформирует в мозгу цепочку, которая связывает центр удовольствия с решением задач.
«Принцип дрессуры» сформирует в мозгу цепочку, которая связывает центр удовольствия с решением задач.

Несколько простых приёмов мышления, которые позволят сгенерировать множество идей.

1) Пересечение двух облаков смысла. Подавляющее большинство новых идей находится в области этого пересечения.

В магазине Республика продаются креативные товары, среди которых магниты в виде жвачки. Такие идеи можно генерировать тоннами.

Рисуем круг и пишем в нём «магниты». Во втором — «вещи, которые могут держаться вертикально на стене». И теперь смотрим на их пересечение.

Таким образом, мы получаем множество креативных идей для магнитов: в виде шляпки от гвоздя, кнопки, дротика, помидора, который бросили в стену. Или, например, как кто-то прорывается сквозь дверцу холодильника — магнит в виде щупольцы.

На пересечении двух множеств идеи можно генерировать десятками.

Такие идеи, как магнит в виде жвачки, можно генерировать десятками.
Такие идеи, как магнит в виде жвачки, можно генерировать десятками.

2) Использование чужой энергии. Энергия противника в своих целях — невероятно мощный аргумент.

В Нью-Йорке фильм-катастрофу прорекламировали очень просто. Поставили один единственный щит в полосе прибоя и шпиль «затонувшего» небоскрёба. Ценность хорошей идеи — она помогает экономить большие деньги. И эффект от такой рекламы останется надолго.

В Нью-Йорке на рекламу фильма-катастрофы денег потратили немного, а эффект остался надолго.
В Нью-Йорке на рекламу фильма-катастрофы денег потратили немного, а эффект остался надолго.

3) Деконструкция. Нужно попробовать что-то «разломать» и увидеть все слабые места.

Представьте, что компания, в которой вы работаете, разорится через три года. Теперь нужно понять, почему так может произойти? Где слабые места?

Или спросите у жениха на свадьбе: «Что сделать, чтобы ваш брак распался в рекордно короткий срок»?

4) Импатия. Отождествляйте себя с тем предметом, над которым работаем.

Представьте себя семечкой внутри кожуры. Что мы хотим? Мы хотим проклюнуться. И наша суть — попасть в почву, раскрыться и вырасти дальше. Вот и в промышленном производстве понимание этой сути помогает семечкам "проклюнуться". Их помещают в барокамеру, где медленно поднимают давление. Воздух попадает внутрь семечки - и оно резко само раскрывается.

Понимание сути вещей помогает работать с ними в промышленных масштабах.
Понимание сути вещей помогает работать с ними в промышленных масштабах.

И напоследок

 У многих есть ощущение, что когда-то существовал золотой век, в котором была идиллия, гармония. А вот сейчас все искажено. Это глубоко вредное и порочное заблуждение Золотой век — это здесь и сейчас. Никогда человечество не жило так хорошо, как сегодня.

Полная трансляция выступления Дмитрия Чернышёва доступна здесь.

____________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и еще у нас есть Telegram и Viber.