Xiel Lamb
845 subscribers

Репка: не сказка, а обряд. Или почему христиане выкинули двух персонажей из сказки?

38k full reads
44k story viewsUnique page visitors
38k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Репка относится к кумулятивным сказкам. Действия в такой истории многократно повторяются с небольшими дополнениями, и события будто бы нанизываются на основу сюжета. По сути, это были и не сказки вовсе, а обряды.

Сказка "Репка", изданная до революции
Сказка "Репка", изданная до революции

Повторение одних и тех же действий, хождение по кругу и отношение к круговороту как к священному действу, все это свойственно именно для обрядов, а не для сказок. К сожалению, информации об именно языческом обряде, связанном со сказкой про репку, дошло до нас крайне мало. Впервые эту историю записал А. Н. Афанасьев и опубликована она была в 1863 году. До этого "Репка" существовала лишь в виде устного пересказа.

Сам плод репа известен еще со времен Шумера. В древнегреческих мифах упоминается, что Аполлон вещал, что репа стоить должна столько же, сколько бы стоила, если бы была сделана из серебра. Больше всего, конечно, репа ценилась у славянских племен. И, вполне возможно, благодаря им она и попала в греческие мифы. Ведь, согласно Павсанию, культ Аполлона завезли на территорию Греции гиперборейцы. Эта же история сохранилась и в канонических дельфийских текстах.

Но вернемся к нашей "Репке". Вообще, несколько странно, что сказка начинается словами: "Посадил дед репку". Не мог дед ничего посадить, так как репа являлась изначально женским плодом. И сеяли ее исключительно женщины - здесь связь с культом плодородия и матери-земли просматривается. Отсюда можно сделать вывод, что речь в сказке вовсе не о репе в буквальном смысле. Ну, или же сажал ее не дед, что тоже не исключено.

В символизме репа соотносится с солнцем, но скрыта в земле, как ночью небесное светило скрывается за горизонтом. Смысл сказки кроется в смене дня и ночи, а, собственно, вся история означает неделю.

Персонажей в истории шесть - дед, бабка, внучка, Жучка (кстати, в изначальном варианте "сучка"), кошка, мышка. Седьмой день - сама репка. И, казалось бы, все верно, семь дней недели, вот он, круговорот. Но загвоздка тут в том, что семидневной неделя стала только после прихода христианства. А в языческой традиции неделя состояла из девяти дней: понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестница, седмица, осьмица и неделя. И, чтобы сохранить соотношение дней недели в христианской традиции попросту убрали двух значимых персонажей. Догадаться несложно - не хватает здесь отца и матери. Как без них внучка-то могла получиться? Едва ли ее к бабушке с дедушкой на выходные отправили, как это принято сейчас. Но если вернуть отца и мать и соотнести персонажей с девятидневной неделей, все встает на свои места.

Персонажи символизируют не только благо преимущество совместной работы, но и связь поколений, связь с землей и солнцем, с природой и древними божествами.

Вероятнее всего, обряд, упомянутый в сказке, проводился осенью. Отмечался в конце сентября праздник "Репорез", то есть уборка репки. Конечно, христианство наложило свой отпечаток на этот день, однако все еще сохранились поверь, уходящие корнями в язычество. К примеру, в этот день отдавали гуся водяному, но голову отсекали и оставляли дома. Домовой по головам гусей считает, а то ведь мог рассердиться, что гуся водяному отдали. И, конечно же, в этот день готовили репу. Впрочем, как и во многие другие дни, ведь репка во всех вариациях оставалась самым популярным корнеплодом вплоть до XIX столетия.

А еще необычная интерпретация сказки есть у Кира Булычева. Почитать можно здесь: "Репка".

_____________________

Читайте так же:

Дохристианская письменность. Отделяем фейки от исторических источников

Тайный смысл "Курочки Рябы"