Отменить нельзя оставить. Мнения рязанцев о маршрутках на улицах города

В свете последних событий на дорогах Рязани, когда на улице Циолковского в результате ДТП с маршрутным таксипострадали 18 человек, в общественных кругах разгорелись нешуточные споры. Интернет-пользователи дискутируют, нужны ли в городе маршрутки или они — уже пережиток прошлого и пришла пора заменить их на новые комфортабельные автобусы.

Редакция YA62.ru решила выяснить мнение экспертов и рязанцев — жителей отдаленных районов по этому наболевшему вопросу.

Слава Ладов, слесарь по ремонту автомобиля V разряда, и. о. директора автосервиса:

— Даже в маршрутках, предназначенных для пассажирских перевозок, опасность покалечиться очень велика, когда они переполнены. Например, можно легко получить травмы при экстренном торможении. Это элементарные законы физики: автомобиль останавливается, толпа в салоне продолжает двигаться. Отсюда и вывихи, и ссадины, и ушибы. Поэтому места в маршрутках должны быть только сидячие, ну или если стоячие, то чтобы можно было держаться. Но в любом случае, главное — это манера вождения, конечно. Если бы ездили медленнее, безопаснее, проблем бы было гораздо меньше. А так — состояние плачевное. Благо, что сейчас почти нет тех старых «Газелей», что были раньше. Однако под вопросом и те микроавтобусы, которые сейчас ездят по городским дорогам, такие как Peugeot, Iveco, Ford Transit, Citroen. Эти автомобили изначально были цельно-металлическими, не пассажирскими, а грузовыми, имели всего три места в кабине водителя. Но на одном из заводов их пересобирают, устанавливают сиденья, прорезают окна. Все бы ничего, однако проблема в том, что эти микроавтобусы больше предназначены для междугородних поездок, чем для поездок по городу. Так как в городе портится их выхлопная система, она засоряется, приходит в негодность. Когда микроавтобус едет на большие дистанции, его выхлопная система прогревается и очищается. Плюс ко всему, большинство маршрутчиков, скорее всего, не следят за этим, несвоевременно проходят ТО, тем самым рискуют безопасностью пассажиров.

Игорь Найт, редактор группы «Подслушано у водителей Рязани», автомобилист со стажем более 10 лет:

— Маршрутки движутся так же, как и город в целом, часть из них лихачит, часть едут спокойно. В целом они ничем не отличаются от водителей города. Замена их на автобусы — провальная идея, так как ухудшит ситуацию для людей, постоянно пользующихся их услугами.

Никита Николаев, создатель группы «Подслушано у водителей Рязани», автомобилист со стажем вождения шесть лет:

— Я думаю, смысл будет только в том, если маршрутки заменят на новые автобусы, именно на новые. А так, я не вижу смысла замены маршруток на автобусы. Ничего не изменится. Люди привыкли к маршрутному такси. Знают их передвижения. Новшество в Рязани — это хорошо. Но, наверное, не в этом плане. Конечно, движение автомобилей маршрутного такси на дорогах Рязани ужасное, несоблюдение правил ПДД. Нагло лезут из ряда в ряд. Неоднократно вижу проезды на красные сигналы светофора. Соревнования между собой —кто первый до следующей остановки. Не выделяю всех водителей маршрутных такси, но таких, к сожалению, много на рязанских дорогах.

Анастасия Устинкина, редактор сайта, жительница микрорайона Канищево:

— В целом в Канищеве с маршрутками все нормально. Оттуда можно уехать практически в любую часть города, и ходят все они довольно часто. Другая проблема в том, что пробки с утра начинаются уже с остановки «3-й квартал», раньше только при выезде были. Чувствую ли я себя безопасно? Нет. Особенно в связи с последними событиями. Раньше мне просто было неприятно оттого, что водитель всегда растрачивает себя на 33 дела, а сейчас, пока еду в маршрутке, каждый раз ловлю себя на мысли, что в любой момент может случиться непоправимое. Хотя пока едешь в самой маршрутке, вроде как перекидываешь ответственность на водителя, и ты едешь себе и едешь, а когда видишь со стороны, что они вытворяют на дорогах, становится жутко. И эта их любовь набить полную машину, несмотря на то что люди там уже друг на друге и на поручнях висят. 
В последнее время стало меньше муниципального транспорта, поэтому мы вынуждены ездить в этих «гробах на колесах». Недавно ехала мимо троллейбусного парка у «Пятой базы» и увидела, сколько там простаивает троллейбусов, даже грустно стало. Я в целом больше люблю автобусы и троллейбусы. Они хоть и медленные, но в них спокойно, тебя никто не трогает, не толкает. Зашел спокойно, оплатил проезд, никто тебя не пропихивает внутрь, и водителя не отвлекаешь. Ну и конечно же пробок меньше станет, если уберут маршрутки. Это уже известный факт.

Ольга Смирнова, фотограф, жительница поселка Шлаковый:

— Для меня, в принципе, с маршрутками все нормально. Это просто потому, что привыкли уже. Но переход на автобусы был бы новым уровнем для города — они безопаснее и удобнее. Главное, чтобы их было достаточно и они были новые, а не рухлядь 50-летняя. В маршрутках пару раз я попадала в ситуации, когда водители вели себя агрессивно на дороге, видимо представляют себя Шумахерами. Из такого транспорта хочется скорее выпрыгнуть. Конечно, есть и адекватные водители, с которыми можно доехать вполне комфортно, но это, скорее, исключение. А все эти «на следующей остановите». Гораздо удобнее, когда транспорт останавливается на каждой остановке. Да, это трата времени, но зато никто не пропустит свою остановку. Если бы я пришла на остановку и у меня был выбор: сесть в маршрутку или автобус, я бы без колебаний выбрала второе.

Ирина Куликова, менеджер, жительница микрорайона Дашково-Песочня:

— Маршрутов и маршруток в Дашках много. Можно уехать в любой конец города, разве что на Шлаковый не идут, только с пересадкой. Пробки с утра и вечером в час пик, начиная с «21 века» и до пересечения Советской Армии и Касимовского шоссе. Мне вообще удобно. Сажусь практически на конечной, поэтому стоя не еду. Но есть неудобства, когда в часы пик набитую битком маршрутку останавливает ГИБДД (так как в маршрутном такси можно ездить только сидя). Минут 15-20 все пассажиры ждут, пока составят протокол на водителя.
В этом транспорте в безопасности я себя не чувствую. Но дело даже не совсем в маршрутках. Я себя в принципе в любом транспорте, будь то личный автомобиль, или маршрутка, или автобус, не чувствую в безопасности. Но в автобусах, пожалуй, риск несколько меньше. Сегодня, например, ехала в маршрутке, у которой спустило правое заднее колесо. Хорошо, что пассажир сообщил об этом водителю за остановку до моей, а то бы пришлось пересаживаться. Неуютно стало как-то на повороте. Меня удивило, что водитель даже не вышел и не посмотрел.
По поводу отмены маршрутных такси не могу однозначно ответить. С одной стороны, я без проблем добираюсь сейчас в любую точку города. А сможет ли администрация обновить автопарк в нужном количестве для пассажиропотока? С другой стороны, на маршрутках едешь, как в русскую рулетку играешь: «повезет-не повезет». Обгоны, езда со спущенными колесами, водитель в процессе езды принимает деньги и дает сдачу — это особенно пугает, так как он постоянно отвлекается от дороги.

Анна Горина, домохозяйка, жительница поселка Дягилево:

— Дягилево — отдаленный поселок, относящийся к городу. По его краю проходит путь троллейбуса №1, и людям, которые живут вдоль Московского шоссе и в поселке Элеватор, довольно удобно пользоваться им или маршруткой №41. Но если дом (а в Дягилеве в основном частные дома) находится чуть в стороне от Московского шоссе, пользоваться необходимо либо автобусом №18, который ходит раз в 1,5 часа, либо маршруткой №31, которая ходит раз в 7-10 минут. Как ни странно, ходит маршрутка довольно часто, в том числе и в темное время суток (сейчас уехать в Дягилево и из него в 20:30, например, не проблема). Альтернатива этому — высаживаться на остановке троллейбуса №1 и идти примерно с километр вглубь поселка пешком, что очень неудобно. Также конкретно 31-й маршрут связал Дягилево с важными социальными объектами: 10-й больницей, дягилевской школой и 53-й школой, садиками на улице Крупской, гипермаркетом в «М5 Молле».

Однако водители маршруток, к сожалению, часто водят транспорт неаккуратно, поэтому в безопасности я себя чувствую не всегда. К идее заменить маршрутки автобусами отношусь положительно, считаю, что эта мера сделает движение на дорогах более безопасным. Но при условии, что время ожидания автобуса будет не более 10-15 минут и усилится контроль за поведением водителей на дороге.

Татьяна Игнатова, методист, жительница поселка Соколовка:

— В маршрутках передвигаться по городу из Соколовки сложновато, так как с утра и вечером их не хватает, приходится ехать стоя в немыслимых, акробатических позах с риском что-то испачкать или вывихнуть. Но это в лучшем случае. В худшем — битком набитые машины проходят мимо, даже не останавливаясь. Хотелось бы, конечно, передвигаться в более комфортных условиях, но я боюсь, что в случае замены маршруток на автобусы транспорт будет ходить еще реже. А зимой уж лучше ехать в толпе, чем стоять на остановке до обморожения конечностей.

Ксения Елизарова, бухгалтер, жительница микрорайона Недостоево:

— Я живу рядом с двумя конечными остановками. Мне это очень удобно. Маршрутки отходят каждые минут пять. Проблем уехать утром вообще нет. Насчет безопасности. Не уверена, что автобус более безопасен. По мне, так это одинаково. Все зависит от водителя и его езды. К идее замены маршруток автобусами отношусь нейтрально: всегда казалось, что маршрутки быстрее, чем автобусы.

Анастасия Курашова, лаборант химанализа, жительница поселка Южный:

— В Южном в плане маршруток неплохо. Маршрутки №№33 и 85 ходят довольно часто, но №50 редко. По поводу безопасности, все зависит от водителей, конечно. Кто-то слишком быстро ездит, «дергает» при каждом движении маршрутку, кто-то адекватно водит. Насчет замены маршрутных такси на автобусы — тут есть и плюсы и минусы. Минусы в том, что автобусы медленнее ездят, создавать будут больше пробок на дороге из-за своих размеров. А плюсы в том, что раз медленно, то безопаснее. С ребенком я явно сяду лучше в автобус. Думаю, что полностью убирать маршрутки — плохая идея.

Иван Крестьянинов, блогер, общественный деятель:

— Идея отмены маршрутных такси в городе крайне положительная. Но нужен не простой запрет на маршрутки, а должен появиться нормальный общественный транспорт в Рязани, который естественным путем выдавит этот третьесортный способ решения транспортной проблемы. Для этого нужна политическая воля руководства региона и города. Когда подобное произойдет, рязанцы, гости города будут передвигаться в комфортных условиях, в безопасности, с профессиональными водителями. Это даст старт развитию города и большую привлекательность и для туристов, и для бизнеса, и для жизни в городе. В современном городе развитый общественный транспорт — более чем просто способ передвижения из пункта А в пункт Б. Это имидж, если хотите, и перспектива города. Я очень надеюсь, что это поймут в скором времени и начнут осуществлять.

По данным УГИБДД по Рязанской области, за девять месяцев 2017 года сотрудниками Госавтоинспекции на территории региона было осмотрено 10 535 автобусов. При перевозках пассажиров на коммерческой основе было выявлено 4 936 нарушений. По фактам эксплуатации автобусов с неисправностями возбуждено 950 административных дел. Цифры, мягко говоря, не шуточные.

По результатам опроса, проведенного в начале июля текущего года в группе «Новости Рязани ВКонтакте», большая часть опрошенных предпочла маршруткам современные автобусы (33% против 20%). Всего в голосовании приняли участие 1 757 человек. В октябре, спустя почти полгода, мнение рязанцев почти не изменилось. По результатам опроса на тему «Надо ли Рязани избавляться от маршруток» большая часть участников голосования выступили «за» (50%). Не поддержали инициативу 42% рязанцев, 8% — равнодушны к теме маршруток. Всего проголосовало 1 746 человек.

Конечно, пока полное исключение маршруток из рядов городского транспорта — это лишь тема для дискуссий и общественные брожения. На официальном же уровне подобный вопрос еще не поднимался. Однако властям пора задуматься о том, как создать для рязанцев удобные и безопасные условия для передвижения по городу.

Почитать материал о том, почему Рязань должна как можно скорее избавиться от маршруток, можно по ссылке.

Опрос подготовила Ирина Котова