"Курьер" - герой тогда и тролль сегодня

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В фильме Карена Шахназарова 1986 года "Курьер" разгар Перестройки. Профессора еще востребованы и не нищенствуют, формально числясь в НИИ, но по факту бомбя по ночам таксистами. Они еще уважаемые люди, пусть и не помнящие стихи Пушкина. А старушки бывшедворянской внешности еще могут безнаказанно заявлять, что "знают нынешнюю молодежь отлично, поскольку видят ее по телевизору".

Но молодежь уже сама не знает себя, не понимает, чего от себя ждать, о чем мечтать. Та ее часть, у которой партийно-номенклатурные родители, благодаря Перестройке может открыто мечтать о загранице, автомобилях и модных шмотках, не боясь считаться бездуховными. Оставшиеся - могут мечтать о чем угодно, хоть о мире во всем мире и победе коммунизма.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Иван может считаться Героем своего времени, тогда он был Явлением. Сейчас это называется Тролль обыкновенный, и глядя на фильм сегодняшним взглядом, только улыбаешься от наивных выходок Ивана - после того, что видено-перевидено в интернете за последние годы. Тогда же, в 1986-м, фильм и главный его герой были по-настоящему прогрессивны и новы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Интересно, но при всей противоречивости и антагонизме позиций двух блоков: "Иван" и "семья Кати", семье-то Иван в итоге приглянулся. Мама Кати, пожившая с занудным и правильным мужем-профессором, практически самой первой позитивно откликается на Ванины вызовы обществу. Катя, никогда не видевшая такого диковинного человека, тоже поначалу попадает под его обаяние, предполагая, что это маска и шутовство, а не естественное состояние человека. И даже папа, поначалу возмущавшийся "наглецом", в конце смог рассмотреть настоящего Ивана. Чего, кстати, так и не смогла сделать Катя.