Феномен популярности танто

252 full reads
315 story viewsUnique page visitors
252 read the story to the endThat's 80% of the total page views
2 minutes — average reading time

Феномен американского танто определенно существует. Этот нож очень неловок и неказист, обладает весьма посредственным функционалом, да и внешне не особо привлекательный. При этом, за довольно короткий срок, танто стали крайне распространены и завоевали фееричную популярность это привело к тому, что каждая компания-производитель ножей имеет в модельном ряду хотя бы один американский танто. Кстати, его название тоже происходит на стыке смешения двух культур и звучит несколько странно, на подобии "японская кока-кола".

Появился американский танто на свет благодаря Бобу Ламу (Bob Lum). По национальности этот товарищ был стопроцентный китаец, но родился в США, штат Орегон, город Астория. Его любовь к ножам началась с подарка дяди: на пятилетие он подарил маленькому Бобу складной ножик. Ну правильно - какой же пацан без ножа? В итоге простое увлечение переросло в нечто большее: Боб увлекся ножами настолько, что открыл собственное производство. Первый нож, сделанный его руками увидел свет в 1976 году. Лам изготовил его с помощью шлифовального станка на кухне собственного дома. Кстати - станок тоже был самоделкой.

Новые модели своих ножей Лам создавал довольно просто - он брал за основу уже существующие классические ножи Европы и Азии. К примеру нескладным ножам прототипом послужил гладиус из Рима, а складным китайский листовидный нож.

В 1978 Лам просто заболел японскими традиционными клинками - они стали вдохновлять его на новые поделки. Стоит отметить, что именно американский танто Боба Лама является одним из лучших в ряду ножей этого типа по качеству и функциональности.

Танто Боба Лама
Танто Боба Лама
Танто Боба Лама

Этот нож наложился на повальное увлечение Америки японской культурой и восточными единоборствами. Так что американский танто пришелся как нельзя кстати: он чем-то напоминал катану в миниатюре.

Серийный танто от Боба Лама
Серийный танто от Боба Лама
Серийный танто от Боба Лама

Взяв за основу танто Лама многие мастера стали делать нечто подобное, не упоминая, кто автор нового ножа. Даже больше: популярность таких ножей обходила изделия Лама, объемы продаж их росли, прибыли тоже. Правда Боб Лам не сильно обижался - заработок миллионов не был для него самоцелью никогда. Качество, занявших львиную долю рынка ножей, было невысоким - играла роль реклама и ничего больше. Тут можно вспомнить Фила Хатсфилда, который добавил танто Лама более рубленый контур, прямолинейность и стамесочную заточку. Эти американские танто имеют крайне простой вид, некоторые даже считают его примитивным: прямые линии, заточка "стамеска", рукоять, оплетенная шнуром. Любопытно, что на первых своих моделях Хатсфилд обматывал рукояти обычными обувными шнурками, которые наматывались без всякой подложки. Но, покупателям нравился такой стиль и за ножами стояли настоящие очереди. Еще одна интересная деталь ножей Хатсфилда - это грубая обработка поверхности клинка. Зернистая, пройденная абразивом она была постоянным поводом для ехидства коллег по цеху, которые говорили, что нож будто протащили по земле за машиной.
Сам же автор этой разновидности танто говорил, что внешний вид его ножей продиктован повышением его функциональности и потому никаких дизайнерских штучек в нем нет и не будет. Ведь именно потому танто Хатсфилда так хорошо режет и очень надежен. Мастер не остановился на этом и говорил, что вкладывает часть своей души в каждый нож, где она сливается с самой сутью клинка и обеспечивает ему потрясающие свойства, которых нет у других аналогов. Любопытно, что людям это нравилось и такой хитрый маркетинговый ход давал свои результаты - люди были готовы платить больше полусотни долларов за "одушевленный" танто.

Kozuka Фила Хатсфилда
Kozuka Фила Хатсфилда
Kozuka Фила Хатсфилда

Хатсфилд придумал делать не только танто, но и мечи которые по форме его напоминали. Один такой меч был подарен Обато Тоширо, который был чемпионом Японии в несколько странных соревнованиях по разрубанию соломенных циновок, которые сворачивались в рулоны. Тоширо разрубил подаренным мечом несколько таких соломенных рулонов на потеху публике и под пристальным взглядом телекамер. Мастерства фехтовальщика и заточки металлической полосы стали, призванной изображать меч, для этого вполне хватило. Реклама была сногсшибательной и популярность изделий Хатсфилда многократно возросла. Изделия его мастерской стали закупать даже подразделения "морских котиков" - Navy SEAL. Для них ножевой мастер делал скидку в 50% - ведь это тоже была реклама. Правда вот за складными ножами пришлось отправлять "котиков" к Эрнесту Эмерсону.

Этого мастера такой заказ вывел к новым вершинам успеха. Он создал складной нож для спецназа, правда не сразу и лишь на шестой раз вышло, то что надо. Нож назвали "Ближний бой 6" (Close Quarters Combat 6), многим он известен по аббревиатуре CQC 6. Он был модным, обладая всеми прибамбасами того времени: клипса, фиксатор и главное - клинок в стиле американского танто! Такой нож получил просто фееричный успех. Эмерсон говорил, что "продажа этой модели ножа взлетела, как на ракете".

Складные танто Эмерсона
Складные танто Эмерсона
Складные танто Эмерсона

Спрос был настолько велик, что Эмерсон, который изготавливал свои ножи в маленькой мастерской, не мог справиться с возросшим спросом и тут его выручила фирма Benchmade, предложившая наладить производство серийно. Эмерсон согласился и в продажу поступил нож "Ближний бой 7" он немного отличался от прототипа измененной формой рукояти и расположением клипсы, но клинок типа танто остался неизменным. Ведь именно он вызвал такую бешеную популярность ножа.

CQC 7 - тот самый знаменитый складной танто
CQC 7 - тот самый знаменитый складной танто
CQC 7 - тот самый знаменитый складной танто

Балисонг-танто, один из ножей этого типа, выпущенных  Benchmade
Балисонг-танто, один из ножей этого типа, выпущенных Benchmade
Балисонг-танто, один из ножей этого типа, выпущенных Benchmade

Нельзя не вспомнить в рассказе о феномене американского танто и еще об одной фирме: Cold Steel. Собственно, именно благодаря американскому танто о ней все и узнали. Президент фирмы Линн Томпсон "поймал волну", заметив возрастающую популярность танто. Он смог разработать несколько разных моделей ножа и запустил их в серию с помощью компании Buck Knives.

Реклама ножей Cold Steel был везде и звучала, что называется, "из каждого утюга". В рекламе делали упор на исключительную прочность острия танто. Сам Линн для рекламного ролика прорубал своим ножом дверцу автомобиля, вонзал нож в обшивку самолета, даже забивал как гвоздь молотком в стенку металлических бочек. Это была первая в мире реклама подобного типа и ножи стали очень популярными. А Линну, с легкой руки репортеров, прилипла кличка "Танто".

Если быть честными, то все те штуки, которые демонстрировал Томпсон, можно проделать с любым ножом более менее прочным или даже обычной большой отверткой. Но, миф об исключительной прочности танто прочно засел в голове потребителя и даже сейчас гуляет по миру, не теряя своей актуальности.

Танто Ланна Томпсона
Танто Ланна Томпсона
Танто Ланна Томпсона

Линн продолжил свои изыскания в рекламе танто и поехал на одну из свиноферм в Мексику. В 1982 году он провел там показательные испытания своего детища. Отчет об этой поездке с красочными фотографиями был напечатан в журнале Gun Tests . Реакция читателей была неоднозначной: фото, где Линн позировал с воткнутым по рукоять танто в живую свинку вызвало ожесточенные споры.

Лин, как и его коллега Эмерсон, выпустил и несколько складных танто. Одна из моделей была довольно быстро признана официальным ножом суперпопулярных в Америке курсов самообороны Gunsite.

Популярность, которую получили танто всех вышеперечисленных компаний и мастеров только подтолкнули остальных к производству своих вариантов американского танто.

Подводя итог, стоит сказать: американский танто - это нож, который просто обязан продаваться. Он отличается не дизайном или какими-то уникальными свойствами, а исключительно рекламной компанией и самой подачей клинка. Так что приписывать ему какой-то удивительный функционал не стоит. Грамотно проведенная рекламная компания - и вот нож получил популярность, которая с годами не только не пропадает, а лишь растет, подпитываясь новыми видео и фото о его "уникальных" режущих или прочностных свойствах.