Истории поиска и судьба финского самолета "Brewster Buffalo" с бортовым номером BW-372 больше похожа на детективную историю.
Всё началось 25 июня 1942 года, когда во время воздушного боя советский летчик на истребителе Hurrican меткой очередью прошил бак и двигатель финскому пилоту Лаури Пекури на истребителе Brewster Buffalo. Пилоту пришлось совершить аварийную посадку на одно из озёр в районе Сегозера. Скорость самолёта была слишком большой, поэтому во время посадки он перевернулся и пошёл ко дну. Лётчик смог выбраться и сбежать к своим.
Спустя 50 лет эта история заинтересовала финского летчика-аса Хеймо Лампи, который планировал найти и продать самолет в американский Национальный Музей Морской Авиации. Лампи начал собирать команду. Для начала он нашёл спонсора - американского бизнесмена Марвина Котмана, который поручил дело своему помощнику Гаэри Вильярду, а тот уже нашёл российского поисковика из Питера Владимира Прыткова, из организации «Петро-Авиа».
Если достать самолет из озера, то продать его можно за 100 тыс. долларов. А если полностью восстановить, то стоимость вырастает до 3 млн. долларов.
В 1994 года команда рьяно взялась за поиски места, где затонул самолёт. Через 2 года поиска в архивах, была вычислена точная локация - это озеро Большое Калиярви. И только в 1998 году водолазы исследовали дно и на глубине 15 метров, в слое ила, был найден пропавший истребитель.
Наконец, в августе 1998 года единственный в мире сохранившийся истребитель "Brewster Buffalo" был поднят со дна озера.
Казалось бы, дело сделано, но на самом деле история только начиналась. Теперь нужно было вывезти находку за пределы страны. Для этого Гаэри Вильярд обратился в российскую компанию "Авиазапчасти". Вот только парни, вызвавшиеся помочь, оказались самыми настоящими братками и решили максимально выгодно заработать на этом деле. Слухи о найденном самолете, тем временем, дошли до Карельского правительства, которое потянуло одеяло в свою сторону. В итоге, всю поисковую команду разогнали. Прыткова задержали за незаконное хранение оружия, но позже отпустили. На американского бизнесмена Котмана, который предлагал Карельскому правительству 250 тыс. долларов за покупку истребителя, наехали наши братки и тому пришлось покинуть Россию. А финны самоустранились.
В конце концов, истребитель достался тем самым ушлым ребятам из организации "Авиазапчасти". Восстанавливать они его конечно не стали, а по поддельным документам, как не представляющий ценности, продали Ирландскому коллекционеру за 1млн. рублей. Часть денег отошла Карельскому правительству в виде благоустройства и восстановления памятников по запросу Минкультуры, и различным социальным службам.
Но история на этом не кончается. Ирландия признала свою несостоятельность в восстановлении борта BW-372 и в 2004 году перепродала его. Так он оказался в Американском Национальном Музее Морской Авиации Пенсакола. Но здесь на арену вступила Финляндия, которая потребовала вернуть самолёт, ведь в 1939 году финны купили у США 44 истребителя Brewster Buffalo, а значит, остатки самолёта принадлежат ей по праву. И только в 2008 году истребитель вернулся в Финляндию, теперь он красуется в авиамузее центральной Финляндии.
Наш блог👇👇👇