2,1K подписчиков

Гений коммуникации: учим ребенка понимать других, договариваться и конфликтовать

2,5K прочитали
  Умение разговаривать с людьми и грамотно вести коммуникацию — это альфа и омега нашего благополучия.

Умение разговаривать с людьми и грамотно вести коммуникацию — это альфа и омега нашего благополучия. Понимать, чего от вас хотят и почему, давать обратную связь, доносить свою мысль до собеседника и красиво выходить из конфликтов — без этого не прожить, если только вы не отшельник.

Мы не рождаемся с этими умениями. Мы им учимся. Конечно, лучше учиться в детстве.

Поэтому сегодня нейропсихолог Яндекс.Учебника Ксения Вотякова рассказывает, как развить коммуникативные навыки ребенка. Взрослым тоже будет полезно.

Если вам удобнее не читать, а слушать, то это здесь:

Коммуникативные навыки: что это и какие они бывают

В широком смысле слова это умение добиваться своих целей в разных ситуациях.

Ключевые коммуникативные навыки

  • Умение слушать.
  • Умение давать обратную связь.
  • Умение вести конструктивную дискуссию.
  • Умение поддержать другого человека.
  • Умение разрешать конфликты.

Как слушать

Казалось бы, мы и так слышим друг друга и понимаем смысл сказанного. Но если вы понаблюдаете за разговорами взрослых, то вы увидите, что не всегда человек готов воспринять точку зрения другого или подвергнуть сомнению свои идеи. Поэтому мы должны научить детей до конца выслушивать друг друга, быть вовлеченными в разговор, принимать точку зрения другого человека, если она достаточно аргументированная.

В чем заключается этот навык?

Первое — сконцентрироваться и внимательно слушать собеседника.

Второе — в конце высказывания резюмировать сказанное. Тут можно пользоваться готовыми формулами:

«Правильно ли я понял, что вы имели в виду ...? »

«По вашему мнению, ....?» — и дальше резюмировать.

Главная задача — научиться упаковывать смысл услышанного, выделять самую главную фразу, вычленять смысл из длинного сообщения. Мы оставляем ребенку право высказать свое отношение к услышанному, но делать это нужно с уважением, нужно аргументировать свою позицию. «Да, я тебя услышал, но я считаю, что...».

Затем ребенок должен упаковать свою идею, донести ее так, чтобы собеседник его понял. Но нельзя нарушать границы, критиковать, и нужно с уважением относиться к сказанному другим человеком.

Как давать обратную связь

Умение давать обратную связь означает, что мы можем в приемлемой форме похвалить или покритиковать челвоека.

Научите детей придерживаться «правила бутерброда»: сначала нужно похвалить, выделить положительные моменты в действиях или словах собеседника, и лишь потом подсветить какие-то отрицательные моменты, то, что не нравится. В конце можно хотя бы похвалить человека за приложенные усилия, потраченное время и внимание, сделав акцент на уважении к собеседнику.

Научите детей воздерживаться от прямой критики человека, а оценивать его действия. Когда мы даем обратную связь, мы оцениваем поступки, не переходя на личности.

Как вести дискуссию

Чтобы вести групповую дискуссию, введите правила. Такие, чтобы и задача была решена, и всем было комфортно,. Можно разбиться на группы по три—четыре человека и выбрать тему для обсуждения. Лучше, чтобы она была дискуссионной и противоречивой.

Попросите детей в каждой группе выработать общую позицию по нескольким вопросам.

Хорошо бы зафиксировать в каждой группе роль лидера (он следит за выполнением правил и возвращает к обсуждаемому вопросу) и роль человека, который записывает выводы, резюмирует.

Полезно ввести правила дискуссии.

  • Не перебивать друг друга, говорить по очереди.
  • Критикуя идеи, не переходить на личности.
  • Критикуя чью-то идею, предлагать свой вариант.
  • Периодически резюмировать сказанное, фиксировать, какие вопросы уже обсудили и какие ответы нашли.
  • Фокусироваться на теме дискуссии, не уходить от нее.
  • Сначала генерировать как можно больше идей, а потом вычеркивать то, что кажется неправильным или лишним.

Как поддерживать других

Навыку поддержки лучше обучать, находясь в исследовательской позиции. Попросите детей вспомнить ситуацию, когда у них что-то не получалось, и их поддержал близкий надежный человек.

Попросите детей разбиться на пары и придумать не очень приятную ситуацию: например тебе подарили игрушку, которую ты долго ждал, а она сломалась. Второй ребенок в паре должен подобрать слова, чтобы утешить друга.

Как разрешать конфликты

Что дети должны знать про конфликты?

  • Первое — что они неизбежны, с ними сталкиваются все. Общение с другими людьми невозможно без возникновения сложных и противоречивых ситуаций, конфликтов интересов.
  • Второе — что из конфликта можно выйти по-разному, и не всегда победа — это самый удачный исход.
  • Третье — что нужно очень четко анализировать свои возможности и саму ситуацию, чтобы выбрать эффективную стратегию.
  • Четвертое — конфликт нужно анализировать начиная с мотивов, интересов и намерений каждой стороны. Только так, вернувшись к причинам конфликта, мы можем проанализировать ситуацию и найти самый эффективный путь к ее разрешению.

Стратегии разрешения конфликта

Если рассматривать конфликтную ситуацию с точки зрения интересов сторон, то можно выделить 4 основных стратегии разрешения конфликта.

  1. Сотрудничество: интересы обеих сторон полностью учтены.
  2. Компромисс: обе стороны пошли на те или иные уступки, их интересы учтены не полностью.
  3. Уклонение от конфликта.
  4. Противоборство: одна сторона побеждает, другая уступает.

Разбирать конфликт на реальных ситуациях небезопасно и сложно.

Лучше взять конфликт из литературы и на примере персонажей, столкновения их интересов разобрать, как могут быть реализованы разные стратегии разрешения конфликта.

Как вы считаете, какие литературные конфликты подошли бы для таких упражнений? Какие книги или фильмы вы могли бы посоветовать?

Больше по теме

Социальный интеллект: как развить его в школе и дома

Подписывайтесь на наш канал, у нас много полезного!

Пожалуйста, комментируйте, делитесь вашим родительским и учительским опытом.

#дети #воспитание #психология #обучение детей #коммуникация #конфликт #разрешение конфликтов #правила дискуссии