Обязанности ученика по закону: объясняют юрист и учитель. Часть 1

9,5k full reads
15k story viewsUnique page visitors
9,5k read the story to the endThat's 61% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Обязанности ученика по закону: объясняют юрист и учитель. Часть 1

Знаете ли вы, что в законе прописаны не только обязанности учителя, но и ученика? Статья 43 Закона об образовании говорит о них довольно чётко. Как учителю сделать так, чтобы школьники выполняли свои обязанности и что в них входит?

Какую юридическую силу имеет устав школы, что значит добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу школы и соблюдать технику безопасности?

Мы попросили рассказать об этом семейного юриста Ольгу Горбачёву и учителя физики, информатики и технологии школы №107 Санкт-Петербурга Сергея Костоусова.

Ученик обязан соблюдать устав школы

Что такое устав школы? Где он хранится и как с ним можно познакомиться? Какие законы в целом регулируют жизнь школы?

Обязанности ученика по закону: объясняют юрист и учитель. Часть 1

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В первую очередь жизнь школы регулирует Конституция РФ — основной закон страны. Затем 43 ФЗ «Об образовании в РФ» (его чаще всего называют просто — «Закон об образовании») и непосредственно устав школы, который является подзаконным актом и не должен противоречить закону об образовании. Кроме того, в школе должны соблюдаться Декларация о правах ребёнка от 1959 года и Конвенция ООН о правах ребёнка от 1989 года. Эти международные документы были ратифицированы СССР, а, значит, являются обязательными к исполнению на территории нашей страны.
Устав школы — это внутренний документ, регламентирующий жизнь школы и её обитателей. Устав школы хранится в администрации, а также опубликован на сайте школы. Ознакомиться с ним может любой желающий. Как правило, этот документ редко читают, как, например, инструкцию к телефону. Кажется, что всё и так понятно. В уставе школы прописаны в том числе обязанности ученика. Из последних нововведений — положение об использовании телефонов и гаджетов в школе.
Обязанности ученика по закону: объясняют юрист и учитель. Часть 1

Сергей Костоусов, учитель физики, информатики и технологии школы №107 г. Санкт-Петербург:

Устав школы — один из основных документов учебного учреждения, он опубликован на сайте школы. Формально каждый участник образовательного процесса должен быть знаком с ним. Например, в заявлении на зачисление в школу родитель подписывается, что ознакомлен с уставом. На деле его редко читают до конца. Я подробно изучил устав школы, только когда нужно было решить вопрос по организации информационной доступности школы. Оказалось, что в нём много полезной информации по организации учебного процесса в целом.

К важным нормативным документам также относятся закон об образовании и Федеральные государственные образовательные стандарты.

Ученик обязан добросовестно учиться

Что входит в понятие «добросовестно учиться» с точки зрения закона?

Ольга Горбачёва:

Этот тезис расшифровал нам пункт 1 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в РФ». Там написано следующее: «Обучающиеся обязаны: добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы».

Сергей Костоусов:

Слово «добросовестно» лучше всего описал Иммануил Кант в концепции категорического императива. Это значит, что в первую очередь ребёнок (да и взрослый) учится для себя, чтобы получить знания, расширить свою картину мира, а не потому что иначе отругают, поставят двойку или не купят планшет. У многих учеников внутренняя мотивация отсутствует, поэтому иногда приходится прибегать к внешней стимуляции. Но даже если ребёнку на каком-то предмете скучно, минимальный набор признаков учебной жизни школьнику следует проявлять, и право учителя — от него это требовать. Это вопрос умения организовать себя, ведь не всё в жизни даётся нам весело и просто. Степень преодоления должна быть, иначе нет движения. Это я как физик говорю.

Ученик обязан бережно относиться к имуществу школы

Что входит в обязанности ученика с точки зрения пользования имуществом школы?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

Бережное отношение к имуществу школы прописано в законе об образовании. Конкретнее — ученик должен аккуратно пользоваться оборудованием в классе информатики, книгами — в библиотеке, спортинвентарем — на физкультуре, партой и стульями — в классе. Ответственность за действия ребёнка несут родители, поэтому если ученик что-то сломает, возмещают ущерб они или законные представители.

Сергей Костоусов, учитель физики, информатики и технологии школы №107 г. Санкт-Петербург:

Поскольку в школе все «государственное», дети часто принимают это за своё. Они считают, что можно рисовать на парте, кинуть учебник в соседа или бросить фантик в коридоре. И здесь все зависит от атмосферы в классе и уровня коллективной сознательности. Иногда критическая масса бессознательного превышает норму. Это бывает непросто, особенно сейчас, когда дети находятся в закреплённых кабинетах, а учителя приходят к ним вести уроки. Закон об образовании детям в этом случае не указ.
В одном из классов в нашей школе дети недавно сломали пару стульев, парту пополам и разбили телевизор. Надо сказать, что некоторые даже во время уроков умудряются рисовать на парте или подоконнике, права учителя в этой ситуации не регламентированы. Кроме экономической стороны вопроса, это ещё и демотивирует педагога: он старался и готовил материал, а ребёнок вместо конспекта рисует на парте что-то неприличное.
Во время моих уроков информатики находятся «хакеры», которые пытаются взломать систему. Обычно им не достаёт навыков, поэтому они забрасывают это дело. Тех, кому всё-таки удаётся куда-то залезть, я примечаю: с ними можно ездить на олимпиады.

Ученик обязан выполнять правила по охране труда, технике безопасности, санитарии и гигиене

Где прописано, как должны быть оборудованы классы физики, химии и информатики, например? Должен ли учитель перед уроком читать детям инструкцию по технике безопасности? Можно ли приносить в класс еду и напитки?

Ольга Горбачёва, семейный юрист:

В уставе школы должно быть прописано оборудование классов. В классе химии, например, должна быть установлена вытяжка. Химические вещества запрещено выливать в раковину и выбрасывать в мусорку. Ученик обязан выполнять требования администрации школы и учителей, поскольку школа несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка, пока он находится в ней.

Сергей Костоусов, учитель физики, информатики и технологии школы №107 г. Санкт-Петербург:

Я ревностно слежу за техникой безопасности. Читать перед практическими работами целиком формализованную инструкцию было бы правильно, но на это нет времени, и детям трудно понять, о чём идёт речь. Поэтому перед каждой лабораторной работой я просто предупреждаю, как именно и что нужно сделать.
Нарушения возникают достаточно часто: что-то разбивается, разливается и так далее. Я стараюсь спокойно объяснить, почему произошла такая ситуация: например потому, что на столе находились посторонние предметы — такого быть не должно. Справится с эмоциями удаётся не всегда: иногда приходится ругаться и повышать голос. По методическим рекомендациям в права учителя входит выставление неудовлетворительной оценки при нарушении техники безопасности или требований учителя. Редко, но приходится прибегать к этой крайней мере.
Отдельная история — еда и напитки в кабинете. Это нарушение техники безопасности, и тут я сразу делаю замечание. Случалось, что школьники заливали технику лимонадом, но благодаря оперативной реакции клавиатуру удавалось спасти. На физических лабораторных я особенно трепетно отношусь к работе с током. У нас есть два понижающих уровня — от распределителя и непосредственно от источника. Детям подаётся напряжение всего в 4 вольта, это неопасно. Однако однажды ученики решили проверить, проводит ли язык ток… Обошлось. Также учителям, которые работают в кабинетах с оборудованием, нужно обрабатывать поверхности после каждого коллектива. Это бывает утомительно, но что поделать.

Продолжение читайте здесь. Расскажем о дежурстве, уборке территории и исключении из школы.

О правах и обязанностях школьного учителя читайте здесь

Как учителю выстроить отношения с «трудными» родителями учеников — рассказываем здесь

Как быть учителю, если его провоцирует ученик? Советы юриста, нейропсихолога и преподавателя — здесь

Как учителю сберечь свое личное пространство — здесь