Найти тему
Александр Долгих

Задача для 4 класса, решается устно, но родители звонят — не могут решить

Эта задачка есть в учебнике Петерсона для 4 класса, если не ошибаюсь, но когда-то я видел её (или похожую) в олимпиадных заданиях для младших классов, а ещё её давали на вступительных в 8 класс физмат школы.

Надо найти площадь заштрихованной зеленый фигуры (если перевернуть листок, то будет похоже на буква Л). Известно, что клетка размером 1 см х 1 см.

Знаю, что некоторых людей, кто очень далеко от геометрии, задача вводит в полный ступор. Те, кто помнит школьный курс геометрии, быстренько решает через площади. Площадь прямоугольника плюс площадь параллелограмма. С прямоугольником все понятно, площадь равна шести. Площадь параллелограмма равна основание на высоту. Основание в данном случае равно единице, а высота трем. В итоге получаем 6+3=9. Это ответ.

Несмотря на то, что это правильный ответ, загвоздка в том, в четвертом классе дети не знают, как искать площадь параллелограмма и что это вообще такое. Так что надо искать другой способ. И вот тут-то как раз родители одного ребенка мне и позвонили...

Можно решить по-другому: Мы можем найти площади двух незаштрихованных треугольников: 2·1/2(3·5)=15. Весь большой прямоугольник - это 6·4=24. 24-15=9. Вроде бы опять правильный, но снова вопрос: а знает ли ребенок в четвертом классе площадь прямоугольного треугольника?

Четверокласснику нужно было заметить, что если вырезать правый верхний незакрашенный треугольник и совместить его по длинной стороне с другим незакрашенным треугольником, то у нас все линии сойдутся и получится ни что иное, как прямоугольник со сторонами 3 и 5 (смотри рисунок ниже). Ну а дальше понятно. Из площади большого прямоугольника отнимаем площадь незакрашенного прямоугольника, получается 24-15=9.

Мы решали верхний правый треугольник и сдвинули его одну клетку влево.
Мы решали верхний правый треугольник и сдвинули его одну клетку влево.

Как видите, есть как минимум три решения, но четверокласснику понятнее всего именно с разрезанием, потому что так наглядно. Такое, кстати, часто бывает. Ребенку надо объяснить как-то просто, а в твой взрослый мозг идут только формулы и уравнения, которые ребенку пока недоступны.

Ещё интересно: Аналитику на собеседовании в O'STIN дали логическую задачу, которая поставила в тупик больше половины соискателей

Устная геометрическая задача на минуту на нахождение площади

Олимпиадная задача для 8 класса, которая решается устно