3052 subscribers

Возможно ли справедливое насилие? Есть ли оправдание войне?

3,6k full reads

"Когда ты лишен источников информации, ты не информирован. Когда ты обращаешься к источникам информации, ты дезинформирован"....

Живем в тревожное время. Попытки осмыслить события сталкиваются с мощной информационной пропагандой. Тревожность усиливается, когда нет целостного и объективного анализа происходящего. Вроде как имеем доступ к разным точкам зрения, но очень трудно объективировать суть происходящего. А когда нет целостного восприятия, тревога усиливается. Думаю, что фундаментальное суждение о войне и мире сегодня крайне важно для любой стороны. Через это можно оценивать и "осколочные" информационные сообщения, которые долетают до нас и с той и с другой стороны, нанося нередко простым людям так называемую "тыловую контузию". Для того, чтобы понять, как нам относиться к проблеме войны и мира, я обратился к известной статье православного богослова профессора МДА Осипова Алексея Ильича. Статья так и называется -

ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЙНЫ И МИРА.

Осипов А. И. Яндекс картинки.
Осипов А. И. Яндекс картинки.

Выделю основные тезисы.

1. Всегда ли справедливость права, а насилие несправедливо?

Справедливость как чувство правды – одно из наиболее сильных и стойких душевных свойств человека. Ее утверждают как закон во взаимоотношениях между людьми. Ее провозглашают в качестве основы своей деятельности все политические, государственные и общественные лидеры.

2. Возможно ли справедливое насилие?

Библия по этому вопросу говорит достаточно определенно. Не касаясь книг Ветхого Завета, откуда можно было бы привести множество примеров насильственных действий, санкционированных авторитетом Самого Бога, можно вспомнить то место евангельского повествования, где говорится об изгнании Иисусом Христом с бичом в руках торгашей из Иерусалимского храма.

Примечателен также и ответ Иоанна Крестителя, данный воинам, пришедшим креститься от него и спрашивавшим его: "А нам что делать?" Он, "больший" "из рожденных женами", не приказал им бросить оружие и оставить армию, но повелел лишь: "Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем"

Исходя из многочисленных фактов ветхозаветной истории и приведенных евангельских примеров, не говоря уже о Священном Предании Церкви, можно с полной определенностью утверждать, что не все насильственные действия следует классифицировать как безусловно несправедливые, греховные. Возможно и справедливое насилие, но в том случае, когда в нем присутствует некий определенный элемент.

3. Какое же применение силы к другому человеку можно и должно считать справедливым с христианской точки зрения?

По Евангелию, любовь – основной принцип праведной жизни и правильного, то есть справедливого, отношения к каждому человеку.

Из приведенных высказываний становится очевидным, что по христианскому учению только любовь праведна пред Богом, без нее любое, самое добродетельное по человеческим меркам деяние есть "ничто, медь звенящая или кимвал звучащий". Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. (Ин. 3, 15). Потому тот лишь поступок по отношению к другому человеку является праведным, в котором присутствует любовь.

4. О личном и общественном.

Все человечество – единый организм. В организме нет проблемы "личного" и "общественного". В нем все едино. И лишь в случае омертвения отдельного члена он отсекает его. Но поскольку этот отдельный член именно мертв, это происходит без какого-либо ущерба для него! В этом – закон и благо жизни организма и всех членов.

5. Православная оценка войны и мира.

Одним из явных признаков, по которому уже можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются их методы ведения войны и особенно их отношение к пленным, мирному населению противника, к детям, женщинам, старикам. Ибо всем понятно, что даже защищаясь от нападения, то есть ведя, как кажется, войну вполне справедливую, можно в то же время творить всякое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Справедливая война ведется с гневом (есть гнев праведный!), но не со злобою, алчностью, похотью и прочими порождениями ада. И потому наиболее точную ее оценку как подвига или, напротив, разбоя можно сделать лишь исходя из анализа нравственного состояния народа и армии.