Что значит быть классным руководителем? Это значит не быть им вовсе!

Что значит – быть классным руководителем? Это значит не быть им вовсе. Кто такой – классный руководитель? Это не классный руководитель. Глупо?

Да, несомненно, я где-то и руковожу своими детьми, и большинство своего времени нахожусь в классе, но…

Классный руководитель

Громко звучит, с одной стороны. А с другой – наоборот, не дотягивает. Для того, чтобы быть классным руководителем, нужно сначала просто быть. Быть, жить, не терять себя. Ведь за любым руководителем стоят люди. Но за каким человеком пойдут? Дети, подростки, где-то даже другие учителя? За тем, кто имеет себя, свои интересы и ценности, кто научит быть самим собой, невзирая на современную клишированность и шаблонность.

Иногда мои дети приходят в школу в ярких свитшотах и кедах. Красные. Желтые. Кеды с мигающими подошвами. Что здесь подумать? Классный руководитель во мне кричит: «Да что это такое, разве можно приходить в школу в неподобающем виде?» А человек во мне радуется, что ребенок старается не потерять себя и иногда пойти против правил. В таких случаях я часто смотрю в окно и делаю вид, что не заметила ничего. Растут же, радуют.

Что значит – быть классным руководителем? Это значит не быть им вовсе. Быть другом – да. Быть наставником – да, поддержкой. Примером – тоже. Я могу принять такую речевую форму – «классный руководитель», но лишь как обозначение всего, сказанного прежде – друг, наставник, поддержка и многое другое.

Быть кем-то близким и родным – наверно, к этому я стремлюсь. Ведь дети привыкли ассоциировать учителей с роботами, которые делают свое дело, учат, воспитывают… но никак не живут своей жизнью, да и редко им приходит в голову мысль о том, что у учителя есть своя жизнь.

Мои дети видят, что учитель – тоже человек, который смеется, расстраивается, обижается, спешит домой, а главное – делится. Делится мечтами и идеями, создает коллаж желаний на классном часу вместе с учениками, прыгает от радости, если его что-то радует, признается в головной боли иногда, на переменах учится грамматике английского языка у детей, судорожно записывая формулы отрицательных, утвердительных и вопросительных предложений.

Я как-то, знаете, не боюсь показаться глупой или некомпетентной, настоящей я хочу быть.

У классного руководителя есть огромное преимущество перед другими людьми: при сложном моральном состоянии люди уходят в работу. А учитель уходит с головой в детей, в их внутренний мир, в заботы о от них, в думы о новой поездке с ними. И получает отдачу. Улыбками. Объятиями. Словом «спасибо» от детей. Словами «Наша семья Вас очень уважает» от родителей.

Какими вырастут мои дети?

Каждый «старший друг» (читай «классный руководитель») думает об этом ежедневно. Вдруг я что-то делаю не так? Почему у них проблемы с поведением? Как вырастить из них достойных людей? Без этих вопросов учитель – не учитель. Обычно такие размышления у меня оканчиваются мыслью: «Стоп. Не загоняй себя думами. Ты человек. Значит и дети у тебя вырастут людьми. Ведь кроме школы есть еще семья и социум, не забывай про это и не теряй себя как личность».

Что значит быть классным руководителем? Это значит не быть им вовсе!