ЕГЭ по иностранному - взгляд со стороны

26 August

Слухи о введении обязательного ЕГЭ по иностранному языку ходят уже достаточно давно. Говорили что-то о базовом и профильном уровнях, о введении экзамена сначала в 9, а затем и в 11 классе... В этом году министерство образования официально объявило об отказе вводить экзамен по иностранному языку в качестве обязательного. Выдохнули дети, их родители и сами учителя.

В целом задумка была хорошая: экзамен послужил бы стимулом выучить хотя бы азы языка, чтобы перейти порог и сдать базовый уровень. И я как учитель считаю это хорошим делом.
Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

У нас почему-то принято, что английский язык знают лишь немногие, а уж говорить на нем могут и вовсе единицы. И в программе учитель пишет, что ученики владеют лексическими, грамматическими навыками, умениями монологической и диалогической речи, но вот реальная жизнь далека от программ. Причин тому масса: настрой детей, их количество в классе( у меня их 27 и классы не делятся на подгруппы!), отношение к предмету, квалификация педагога (очень многие преподают иностранный не имея профильного образования).

Конечно, в теории все выглядит замечательно: дети, зная о предстоящем экзамене начнут учить язык и успешно его сдадут, ситуация выправится и мы будем растить образованное и всесторонне развитое поколение.

Но так ли все идеально на деле?

Начнём с катастрофической нехватки учителей с профильным образованием. Поэтому часто уроки иностранного языка ведут кто придётся. А как сможет учитель, например, русского языка подготовить ребёнка к сдаче ЕГЭ по иностранному, имеющему свою специфику и нюансы? Результатом будут массовые увольнения и школы останутся совсем без учителя, ведь брать на себя такую ответственность мало кто захочет.

Вторым моментом станет огромный спрос на репетиторов (а хорошего ещё поискать нужно). Это все время и родительские деньги, которые и так не резиновые.

Третий момент - стресс для учителей. Вот представьте, вы молодой педагог и приходите в школу, где иностранный уже лет пять как вёл учитель истории. И руководство вас «радует» предстоящим ЕГЭ... Вот как вы вложите в детей то, что проходило мимо целых 9 лет?

И в заключении, обязательный экзамен по иностранному это дополнительный стресс для детей. Ну зачем ребёнку, поступающему в медицинский тратить время и силы на ненужный ему иностранный? Несомненно, знание языка было бы хорошим плюсом в карьере, но порой лучше не распыляться и сосредоточиться на необходимых для поступления предметах. 

Таким образом, мы видим, что эту идею ждал неминуемый провал. Я думаю минобразования вовремя осознало масштаб работы  и предотвратило катастрофу. Ведь прежде чем вводить обязательные экзамены по предметам, необходимо хотя бы обеспечить школы специалистами, выделить деньги для целковиков, разработать программы поддержки молодых специалистов. Словом, создать комфортные условия работы, чтобы учителя бежали не из школы, а в неё. 

Уважаемые коллеги и родители! Какого ваше мнение по этой теме? Вы за или против ЕГЭ по иностранному?