Был ли Буран лучше Спейс-Шаттлов

2,3k full reads
2,5k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 94% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Совсем недавно мы обсудили принципиальное отличие советского "Бурана" от американских "Спейс-Шаттлов" — способ вывода челнока на орбиту.

Одним из плюсов системы "Спейс-Шаттл" был относительно недорогой способ вывода на орбиту полезного груза, ведь для запуска требовалось подготовить два твердотопливных ускорителя, которые обеспечивали до 83 процентов тяги на старте, внешний топливный бак из алюминиевого сплава и солидный комплект электроники и сам челнок (Орбитер) обладающим собственными маршевыми двигателями.

Компоненты необходимые для запуска были относительно дешевы и их производство не занимало много времени. В самый пик программы, челноки стартовали практически каждые 2-3 недели.

Старт челнока "Колумбия". Источник фото NASA.gov
Старт челнока "Колумбия". Источник фото NASA.gov
Старт челнока "Колумбия". Источник фото NASA.gov

А что требовалось для запуска "Бурана"? Сам челнок в отличие от американского аналога не обладал маршевыми двигателями, а вывод на орбиту производился при помощи самодостаточного сверхтяжелого носителя "Энергия". Выходит, что сам "Буран" был не частью системы, а лишь полезной нагрузкой в виде уникального пилотируемого корабля.

После сравнения, приходим к выводу, что для запуска "Спейс-Шаттла" требуется построить расходные материалы, а для запуска "Бурана" построить целый носитель, достаточно сложной конструкции, а самое главное — высокой стоимостью.

Нельзя сказать что запуски Шаттлов были дешевыми, стоимость запуска сильно варьировалась в разные годы эксплуатации. Стоимость запуска менялась от 230 млн долларов до 800 млн долларов США.

Вполне возможно, что регулярные запуски "Бурана" могли обойтись стране "в копеечку" и все плюсы разработанного корабля были нивелированы высокой стоимостью запуска.

Возможно у "Бурана" было будущее, но его создание пришлось на тяжелое для страны время и эксплуатация челнока просто опустошила бы бюджет отечественной космонавтики.

На этапе разработки программы, многие затраты на проект оправдывались возможностью выполнять различные военные задачи, но так как СССР прекратил свое существование и военные интересы ушли на второй план, да и гражданские задачи в те времена испытывали трудности, в частности станция "МИР", которая требовала много ресурсов на ремонт и эксплуатацию.

Предлагаю обсудить сравнение "Спейс-Шаттлов" и "Бурана" в комментариях!

На этом всё, если вам интересна космонавтика - подписывайтесь на канал, дальше будет много интересного.

Спасибо за внимание!