Нарком обороны Ворошилов. Тупой кавалерист или эффективный менеджер Сталина?

25 March

Поклонники Сталина любят рассказывать о том, что Великий Кормчий с того самого момента, как встал у штурвала Страны Советов, непрерывно готовился к войне с Германией. И что лишь под его мудрым руководством страна ту войну выиграть и могла, и индустриализацию без него не провели бы, и коллективизация была гениальнейшей находкой...

Справедливости ради, вопреки красному мифотворчеству, сталинская индустриализация и коллективизация современным научным сообществом воспринимаются как мероприятия с крайне спорной эффективностью. А коллективизация, в довесок, дала страшнейшие социальные потрясения, причем продиктована она, по-видимому, была не столько реальной целесообразностью, сколько идеологическим догматом.

Тем не менее, отрицать очевидное бессмысленно: к 1941 году в Советском Союзе, так или иначе, но была создана промышленность, обеспечившая Красной Армии примерный паритет в вооружении с Вермахтом. Подробнее об этом я написал здесь: 1941. Не успели или не смогли?

Не танком единым

Производство оружия - необходимый, но отнюдь не достаточный элемент в строительстве вооруженных сил. Создание сильнейшей армии и подготовка страны к мировой войне требовала проведения огромного количества организационных мероприятий, которые должны были обеспечить армию достаточным количеством опытных солдат, офицеров, подготовить пути сообщения, подготовить мобилизацию и развертывание, когда мирная страна стремительно превращается в всесокрушающую силу.

И, собственно, осуществлять всю эту подготовку предстояло заведению, известному как Народный Комиссариат Обороны. Создан он в 1934 году на базе наркомата военных и морских дел. С 1925 по 1934 год его бессменный руководитель - Клим Ефремович Ворошилов. Личность, что и говорить, крайне противоречивая. С одной стороны некоторые разоблачители и срыватели покровов утверждают, что "первый красный офицер" был редкостной бестолочью, которая ничерта не смыслила в порученном деле.

С другой стороны - сталинисты, которые полагают, что Ворошилов себя проявил как вполне адекватный и толковый руководитель, неправедно оклеветанный за одну лишь верность великому Сталину.

Как бы то ни было, на протяжении пятнадцати лет именно Ворошилов стоял во главе ведомства, задачей которого было готовить страну к неотвратимо приближающейся войне. Лишь 7 мая 1940 года он покинет пост наркома, уступив его Семену Константиновичу Тимошенко.

Передача наркомата, да еще такого - дело непростое. Это вам не помахать ручкой и пойти восвояси. Для проведения передачи было собрано заседание, на котором в присутствии членов Политбюро Жданова, Маленкова и Вознесенского заслушаны доклады начальников центральных управлений наркомата обороны. В процессе передачи дел был составлен совершенно секретный документ, известный как акт передачи наркомата обороны. В нем детально описано, в каком состоянии Ворошилов оставляет, а Тимошенко принимает важнейшее ведомство страны. Тем более важнейшее, что уже почти год как в Европе полыхает вторая мировая война. И едва ли в высших эшелонах советской власти нашелся бы дурак, полагающий, что Советский Союз эта война не затронет.

Итак, 15 лет Ворошилов - верный соратник и сподвижник Сталина - строил обороноспособность страны. Конечно, полагать, что Сталин в это время занимался разведением тюльпанов - безумие. Если уж Сталина действительно беспокоила обороноспособность страны, пускать такое направление на самотек он никак не мог - иначе он как руководитель не стоил бы и ломаного гроша. Едва ли с этим кто-то поспорит. Осталось лишь ознакомиться с документом и разобраться - что же создали Сталин и Ворошилов за минувшие годы? Документ содержит несколько разделов, посвященных различным сторонам армейской жизни и распорядка. Пройдемся по ним.

Организация и структура центрального аппарата

Увы, из документа следует, что в деле организации важнейшего аппарата, обеспечивающего функционирование всего наркомата и армии, Ворошилов оказался совсем не на высоте.

Утвержденное положение о Наркомате Обороны, утвержденное Правительством в 1934 году, устарело, не соответствует существующей структуре и не отражает современных задач, возложенных на Наркомат Обороны.
В разработке и издании уставов, наставлений и руководств, регламентирующих жизнь и деятельность войск, нет твердой системы. В армии имеется до 1080 наименований действующих уставов, наставлений и руководств, из них много временных и устаревших, требующих переработки.
Основные уставы: полевой службы, боевые уставы родов войск, внутренней службы, дисциплинарный - также устарели и требуют переработки. Наряду с наличием большого количества уставов и наставлений - отсутствуют: наставление по вождению крупных войсковых соединений (армий), наставление по атаке и обороне укрепленных районов и наставление для действий войск в горах.

За рубежом почти год как пылает вторая мировая, а в наркомате - бардак, наставлений, руководств и уставов составлено больше тысячи штук. Рискну предположить, что руководители всех звеньев в них абсолютно не ориентировались.

Оперативная подготовка

Генеральный штаб не имеет точных данных о состоянии прикрытия  гос­границы.

Вот даже и не знаю, что на это сказать.

Контроль за оперативной подготовкой в округах почти отсутствовал. Наркомат Обороны отстает в разработке вопросов оперативного использования войск в современной войне. Твердо установленных взглядов на использование танков, авиации и авиадесантов нет.

Не поймите меня превратно, я басни журнала "Огонек" перестроечных времен тоже не сильно жалую, но тут у меня так и зачесался язык спросить: а взгляды на использование коня и кавалерийской шашки у наркомата были?..

Укомплектование и устройство войск

1. Точно установленной фактической численности Красной Армии в момент приема Наркомат не имеет по вине Главного Управления Красной Армии, учет находится в исключительно запущенном состоянии.
...
4. Положение о прохождении службы рядового и младшего начсостава, изданное в 1931 году, устарело, для руководства непригодно и никто им не пользуется. Нового положения, определяющего порядок прохождения службы, не составлено.
5. По устройству войск - нет положений об управлении частями (полками), соединениями (дивизиями и бригадами). Положение о войсковом хозяйстве устарело и требует переработки. Не разработано положение о полевом управлении войск.

Если вкратце - наркомат понятия не имеет, сколько народу сейчас в РККА, а управлять полками, бригадами и дивизиями начсостав может и будет в меру своего понимания, потому что никаких указаний, чем должны заниматься и они, и призывники, поступающие в их распоряжение, не имеется. Пусть чем хотят, тем и занимаются.

Мобилизационная подготовка

а) крайняя запущенность учета военно­обязанных запаса, т. к. переучет не проводился с 1927 года;
б) отсутствие единого учета военнообязанных и существование обособленного специального учета железнодорожников, водного транспорта и НКВД;
в) слабость и неналаженность работы военкоматов;
г) отсутствие очередности в отмобилизовании частей, что привело к перегрузке первых дней мобилизации;
д) нереальность планов размещения войск при отмобилизовании;
е) неотработанность плана снабжения обмундированием при мобилизации;
ж) неравномерность подъема по мобилизации военнообязанных, конского состава и автотранспорта;
з) отсутствие твердо установленного порядка в бронировании рабочей силы на военное время;
и) нереальность и неудовлетворительное состояние учета лошадей, повозок, упряжки и автотранспорта.

Не уверен, что процитированный выше абзац требует каких-то особых комментариев с моей стороны. Кроме, разве что, напоминания, что это - результат пятнадцатилетнего труда господина Ворошилова.

В числе военнообязанных запаса состоит 3 155 000 необученных людей. Плана обучения их Наркомат Обороны не имеет. В числе обученного состава состоят на учете военнообязанные запаса с недостаточной подготовкой и по ряду специальностей мобилизационная потребность в специалистах не покрывается. Плана переобучения специалистов и переподготовки слабо обученного состава Наркомат Обороны также не имеет.

Три с лишним миллиона человек, которым предстоит выступить с оружием в руках на защиту Родины, то самое оружие видели в кино и, может быть, у проходивших мимо дома солдат. Ну, может, кто-то охотой занимался.

Можно и совсем проще: три миллиона человек, которые никогда в армии не были и представления об армейской жизни имеют с чужих рассказов, в случае войны сразу же окажутся в армии. Даже не в учебке, а именно в армии. Прибыл, получил винтовку, ужин, а утром в твой полк приехала немецкая танковая дивизия. Ну и результативность такой воинской части в бою можете себе представить.

Состояние кадров

Некомплект начсостава в армии составляет 21 проц. к штатной численности. Этот некомплект вызван не только увеличением численности армии, но явился также результатом недооценки Наркоматом Обороны вопроса подготовки командного состава.
Установлено, что ежегодные выпуски из военных училищ за последнее десятилетие едва покрывали естественную убыль, не создавая резервов для обеспечения роста армии и образования запасов.

Репрессии, о которых столько сказано в перестроечные времена, на некомплект начсостава действительно принципиального влияния не оказали. Вот только когда современные красные мифотворцы делают вид, что это абсолютно объективное положение дел, вызванное ростом армии - это тоже только часть правды.

Вторая же часть этой правды заключается в том, что на обучение рядового и начсостава наркомат обороны, простите, положил красивый пролетарский болт.

Чтоб вы понимали ужас ситуации: до 1935 года офицерский корпус в Германии насчитывал 4000 человек. Больше не позволяли Версальские ограничения. Конечно, их пытались обходить, маскировать под полицию, добровольные общественные организации, но, в общем, эти меры Германии мало что давали. Фактически создание офицерского корпуса Рейх начал в 1935 году - на 10 лет позже Советского Союза. Но к 1941 году у Вермахта некомплекта начсостава не было, а у РККА - был.

Согласитесь, воспетая неокоммунистами сверхэффективность Сталина и его "эффективных менеджеров" предстает в несколько ином свете?

Детально разработанного плана покрытия некомплекта не имеется. Качество подготовки командного состава низкое, особенно в звене взвод - рота, в котором до 68 проц. имеют лишь краткосрочную 6-месячную подготовку курса младшего лейтенанта.

Как видим, те офицеры, которых наркомат все-таки смог обучить, обученными выглядят, по факту, только на бумаге. Чего ж удивляться, что в 1941 году управляемость войсками в РККА будет явлением как бы не очаговым?

Учет начсостава поставлен неудовлетворительно и не отражает командного состава, имеющего боевой опыт. Кандидатские списки отсутствуют. При назначении командного состава не участвуют начальники соответствующих родов войск и служб, вследствие чего недостаточно учитывается специальная подготовка комсостава.
Нормы убыли начсостава на военное время не разработаны. Не имеется начсостава запаса на первый год ведения войны. Учет и подготовка начсостава запаса находится в неудовлетворительном состоянии.
По данным Наркомата Обороны, для полного отмобилизования армии по военному времени недостает 290 000 человек комсостава запаса. На учете подлежащих призыву имеется 195000 человек. Недостаток комсостава запаса, не считая потери во время войны, составляет 95 000 человек.
Плана подготовки и пополнения комсостава запаса нет.

Вынужден еще раз напомнить: Ворошилов стоял во главе наркомата 15 лет. А что Сталин? Его все устраивало? Или он за 15 лет лихорадочной подготовки к войне ни разу не проверил положение дел в наркомате?

Боевая подготовка войск

Боевая подготовка войск имеет крупнейшие недочеты. Ежегодно издаваемые Народным Комиссаром приказы о задачах боевой подготовки в течение ряда лет повторили одни и те же задачи, которые никогда полностью не выполнялись, причем не выполнявшие приказ оставались безнаказанными.

В стране за 37-й год одних только польских шпионов нашли под двести тысяч. А люди, которые раз за разом срывают боевую подготовку войск, продолжают сидеть на своих местах. Небось, еще и награды регулярно получают.

Воинская дисциплина не на должной высоте и не обеспечивает точного выполнения войсками поставленных им боевых задач.

А чего удивляться отсутствию дисциплины, если за срыв прямых приказов командования сорвавшему ничего не будет?

Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:
1) Низкая подготовка среднего командного состава в звене рота-взвод и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава.
2) Слабая тактическая подготовка во всех видах боя и разведки, особенно мелких подразделений.
3) Неудовлетворительная практическая полевая выучка войск и неумение ими выполнять то, что требуется в условиях боевой обстановки.
4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя: пехота не умеет прижиматься к огневому валу и отры­ваться от него; артиллерия не умеет под­держивать танки; авиация не умеет взаимодействовать с наземными войсками.
5) Войска не обучены лыжному делу.
6) Применение маскировки отработано слабо.
7) В войсках не отработано управление огнем.
8) Войска не обучены атаке укрепленных районов, устройству и преодолению заграждений и форсированию рек.

Зато политической подготовкой занимались. Правда, в 1941 году выяснится, что вся эта болтовня про дело Маркса-Энгельса-ура, товарищи ушла в пустоту. И, в общем, я не готов осуждать человека, который не готов немедленно идти грудью на пулемет во имя коммунистической зауми.

Что же стало причинами столь бедственного положения в деле подготовки войск? Что ж, приведенный акт дает на это ответ.

Причинами этого являются:
1) Неправильное обучение и воспитание войск. В боевой подготовке войск допускается много условностей, войска не тренируются в обстановке, приближенной к боевой действительности, применительно к требованиям театров военных действий. Войска мало обучаются в поле практическому выполнению всего необходимого для боя. Недостаточно воспитывается и плививается выносливость, физическая закалка и стремление выполнить приказ беспрекословно, точно и быстро, несмотря ни на какие трудности, и преодолевая их. Вместо этого зачастую допускается ложный демократизм, подрыв авторитета командира, особенно младшего.
2) Неправильно построены программы и планы боевой подготовки, приводящие к тому, что рода войск занимаются изолированно, периоды обучения и боевые стрельбы их тождественных подразделений не совпадают по времени и недостаточно обеспечиваются материально.
3) Отсутствует живое руководство и контроль за ходом боевой подготовки со стороны Наркомата Обороны и Управления боевой подготовки Красной Армии.

Состояние родов войск

Да простит меня читатель, но с этим разделом я вынужден его просить ознакомиться самостоятельно: не вижу смысла копировать огромные куски текста, в которых нет каких-либо действительно ярких моментов. В целом - состояние ни пехоты, ни воздушно-десантных войск, ни военно-воздушных, ни бронетанковых сил, ни артиллерии, ни прочих родов войск не признано удовлетворительным.

Есть лишь один род войск, состояние которого признано в целом удовлетворительным. Это конница.

И я вынужден вновь поднять уже задававшийся вопрос. А вам не кажется, что "миф о "тупом кавалеристе" Ворошилове" - не очень-то и миф?

Состояние разведывательной работы

На фоне всего вышеозвученного хочется привести всего одну строчку, которая, как мне кажется, идеально раскрывает положение дел в разведке:

Вопросы организации разведки являются наиболее слабым участком в работе Наркомата Обороны.

Что тут еще добавить? Ну разве что еще одну строчку из того же документа.

Наркомат Обороны не имеет в лице Разведывательного Управления органа, обеспечивающего Красную Армию данными об организации, состоянии, вооружении, подготовке и развертывании иностранных армий.

Организация тыла

Здесь мной сведены воедино данные из нескольких разделов - организация тыла, снабжения, финансов и прочего.

Руководство организацией тыла и тыловой подготовкой начальствующего состава и тыловых учреждений отсутствует. За последние два года в армии не было ни одного специального тылового учения, не было учебных сборов командиров службы тыла, хотя приказом Наркома предлагалось ни одного учения без проработки тыловых вопросов не проводить.

Фактически, на прямое указание наркома его подчиненнные ответили равнодушным игнором. Почему так? Быть может, все дело в том, что...

Кодификацией и разработкой законоположений, затрагивающих деятельность всей армии, в НКО никто не занимается. Нет закона о правах, обязанностях и персональной ответственности командиров частей и соединений за хозяйственное состояние части, за утрату, порчу, разбазаривание и незаконное использование государственных средств.

Почему подчиненные игнорировали требования наркома? Потому что знали, что им за это ничего не будет. Куда интереснее, как видим, попилить, разбазарить и толкнуть налево казенное имущество.

Опыт войны показал, что Военные Советы и Начснабы округов не знают действительной обеспеченности и потребностей частей в вещевом имуществе. Поэтому части отправлялись на фронт необеспеченными или обеспеченными сверх нормы по преувеличенным заявкам и бросали имущество при наступлении. Хранение обмундирования и обуви в окружных складах и особенно в складах частей поставлено неудовлетворительно. Были случаи хищения, порчи и незаконных выдач имущества. Обращение с обмундированием небрежное, ремонт поставлен плохо, отчего обмундирование не всегда выдерживает сроки носки.

А чему удивляться, если ответственности за все вышеуказанное можно не опасаться?

Контроль за финансированием выполнения плана заказов организован неудовлетворительно.

Коррупция, расхищение социалистической собственности - называйте как хотите. Сталинофилы, правда, любят визжать, что "при Сталине такого не было"... Ну, как видите, еще как было. И не просто было, но и оставалось безнаказанным годами и десятилетиями.

Вопрос только - кого же расстреливали в 37-м? Ах да, шпионов. Сотни тысяч шпионов...

Подводя итоги

Лазарь Моисеевич Каганович в свое время точно подметил, что у любой аварии есть имя, фамилия и должность. Приведенный выше документ, как мне кажется, вполне наглядно показывает, что и у катастрофы сорок первого года тоже есть имена и должности, и нарком обороны Ворошилов среди них явно занимает не последнее место. Пришедший на его место Тимошенко попытается выправить ситуацию, и кое-каких результатов добьется, но... Чуда совершить ему не удалось.

Отдельно нужно упомянуть Иосифа Сталина. Человека, обладавшего в стране верховной властью с начала тридцатых, а с тридцать седьмого года - властью абсолютной, Ворошилов на посту наркома очевидно устраивал. По всей видимости, лояльный дурак, не слишком соответствующий своей должности, был для Сталина предпочтительнее более компетентных, но и менее послушных кандидатур.

Некоторые сталинисты, конечно, любят рассказывать байки о том, что "Сталин не мог усмотреть за всем" и вообще "поверил военным", но если руководитель, "готовящий страну к войне" на протяжении десятилетия не озадачивается проверкой положения дел в наркомате обороны, такой руководитель и плевка не стоит.

Если же говорить серьезно и в отрыве от сталинофильских песен, Сталин в разрезе подготовки к войне сырал крайне противоречивую роль. С одной стороны - проведенная при всех косяках индустриализация все-таки обеспечила страну огромным количеством военной продукции. С другой - несколькими кадровыми решениями и небрежением военной организации Сталин собственные же усилия благополучно помножил на ноль: все созданное вооружение сгорело в первые месяцы войны.

Злая ирония, но сожгла все это немецкая армия, которая с материальной точки зрения едва ли сильно превосходила Красную армию - но оказалась на три головы выше в военной организации.