Журналисты рассказали, как владельцы ТРЦ в России экономят на безопасности посетителей

На сайте газеты «Известия» появился материал, в котором рассказывается, как в России владельцы торгово-развлекательных центров экономят на безопасности посетителей.

Большинство торговых центров строятся по единому принципу: расположение магазинов, точек общепита и развлекательных центров, даже музыка и освещение — всё рассчитано до мелочей. Задача маркетологов — в том, чтобы человек провел в стенах ТЦ как можно больше времени. Ориентироваться в торговых центрах подчас непросто — в этом и состоит задумка: чем дольше посетители блуждают в поисках того, что им было изначально нужно, тем выше шанс, что они потратят больше денег на импульсивные покупки.

Pixabay

Например, кинотеатры почти всегда располагаются на верхних этажах, чтобы посетители по дороге в кино заглянули в магазины. Под развлекательную зону в крупных центрах отводится целый этаж, как правило, последний. Нужно это для того, чтобы усилить привлекательность второго и последующих этажей, где находятся торговые точки. Эскалаторы располагаются как можно дальше друг от друга, чтобы максимально удлинить путь до следующего этажа.

В итоге путь от первого этажа до последнего скорее напоминает круговой лабиринт, а у посетителей нет возможности попасть от входа до кинотеатра напрямую.

Торговые лабиринты придуманы создателем первого молла Виктором Грюном еще в 1950-х годах. Но с тех пор этот психологический прием не потерял своей эффективности. У человека, слегка дезориентированного в пространстве, снижается скорость передвижения, а заодно срабатывает бессознательная реакция — он забывает, ради чего пришел в торговый центр. Недорогие точки общепита в торговых центрах строятся таким образом, чтобы столы располагались как можно ближе друг к другу. Делается это не из-за экономии пространства, а чтобы посетители не засиживались и, закончив с обедом, возвращались к покупкам.

Pixabay

Если в торговых комплексах случается пожар, то после того, как сработала сигнализация, в здании отключается система подачи воздуха и начинает работать система дымоудаления: воздухозаборные зонты откачивают дым и выводят его из здания. По закону все эти технические устройства должны быть вмонтированы в каждом без исключения торговом и бизнес-центре, любом месте, где число посетителей превышает 50 человек.

Кроме того, согласно нормам, помещения торгово-развлекательных центров должны обрабатываться химическими составами, которые предотвращают горение, а залы и сцены изготовлены из трудновоспламеняющихся материалов.

Pixabay

Но в России на пожарной безопасности собственники пытаются сэкономить и отказываются от дополнительных затрат еще на этапе проектирования.

«Устанавливают только необходимый минимум для прохождения главгосэкспертизы, а потом дают совершенно другую противопожарную нагрузку. Хотя по всем нормам собственник помещения обязан уведомить все структуры об изменении планировки. Очень часто здания строятся под одну планировку, а потом образуются лабиринты из магазинчиков и ларьков. От первоначального плана эвакуации остается только бумага, которая никого ни к чему не обязывает. Если под перепланировку проводить новый план эвакуации — это дополнительные расходы», — объясняет руководитель проектов систем безопасности Сергей Победоносцев.

На бумаге число посетителей торгового центра закладывается в очень приблизительных числах. Реальные могут быть в десятки раз выше. Но противопожарная нагрузка и проходимость объекта строятся именно на приблизительных расчетах.

Максим Тишин / Югополис

Еще одна статья экономии — на этапе обслуживания систем безопасности. В идеале каждый торговый центр должен проходить техобслуживание по трем регламентам: ежемесячно, ежеквартально и дважды в год проводить противопожарные учения. Но инвесторы и застройщики не заинтересованы в том, чтобы терять прибыль из-за перерывов.

Не стоит исключать и человеческий фактор: охранники, которые работают в ТЦ, не обучены поведению в чрезвычайных ситуациях. Они выполняют функции сторожа и зачастую работают без лицензий. В первую очередь они будут спасать собственные жизни, а не тех, кто находится в опасности.

Так, по предварительным данным следствия, сотрудник ЧОПа в кемеровском ТРК собственноручно отключил систему оповещения, сработавшую автоматически.

Еще несколько лет назад контроль за противопожарным состоянием был более пристальным. Но такое внимание к бизнесу со стороны контролирующих структур было расценено как коррупционный фактор.

Если раньше инспектор имел право прийти с проверкой в любое время и при наличии нарушений закрыть объект на срок до 90 дней, то теперь под личиной «давления на малый бизнес» их полномочия значительно сократили.

«В результате у нас почти не осталось сотрудников, которые бы следили за противопожарным состоянием объектов», — говорится в заключении.