С широко закрытыми мостами

Колумнист «Югополиса» Сабина Бабаева рассуждает о том, что, сколько ремонта улиц в Краснодаре ни жди и сколько о его необходимости, своевременности и темпе ни говори, коллапс нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь.

Краснодарцы, «которым не все равно», очень стараются, чтобы сделать жизнь в городе комфортной. Посещают заседания особых клубов, где рассуждают о путях развития города. Спорят в соцсетях о том, какой из них эффективнее — интенсивный или экстенсивный. Оперируют термином «урбанистика». Доказывают, что город можно и нужно делать лучше: посещать заседания клубов, выдвигать теории развития, спорить в соцсетях, какой путь эффективнее, оперировать термином «урбанистика».

Но тут вмешивается главный городской урбанист и объявляет, что Садовый мост закрывается на полгода: объезжайте, господа. И это еще только экстенсивный путь развития. Совсем скоро закрывается улица Тургенева — а вот это уже интенсивный путь развития и урбанистика как она есть. По-нашему, по-кубански. Урбанистика без анестезии.

Как это происходит. Закрывается Садовый мост. Перед администрацией города стоит вопрос, что делать с трамваями, которые едут через Садовую. Администрацию осеняет: пустить их все по улице Коммунаров, к некоторым маршрутам прибавив еще один вагон для лишней демонстрации заботы о пассажирах. Чтобы им было комфортнее двадцать минут ехать двести метров, например, от Хакурате до Северной в пылающей железной коробке в сорокаградусную жару — благодаря этому решению теперь и трамваи стоят в пробке. Они просто не успевают пересекать загроможденную машинами Северную с приоритетом для нее на светофоре. Как власти решают эту новую проблему? Легко — как решают любую: ставят на перекрестке Коммунаров и Северной дэпээсника с волшебной палочкой. Урбанистика по-кубански: потом разберемся, а пока потерпите.

В то время как Садовый мост стоит перегороженный и пустой — или власти нашли невидимых рабочих, или там две недели ничего не происходит, — можно воспользоваться шоком и перекрыть Тургенева: два по цене одного, шуму будет меньше, чем если в этом году ремонтировать одну магистраль, а в следующем — другую. Когда весь город сковывает общий коллапс (а он нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь), и не разберешь, где виновато одно перекрытие, а где — еще одно. Тем временем при болевом шоке нужно притупить сознание: пожалуйста, День города, юбилей края, праздники, концерты, «Тантум Верде». Да здравствует самый комфортный для жизни российский город. Ой, не для жизни, там же формулировка — «для проживания». Не придерешься.

Почему это происходит. По большому счету понятно почему — ремонта обе магистрали ждут давно, их состояние действительно никуда не годится. Но по какой причине это «давно» стало внезапно актуально летом 2017 года — да по ней же, господа, по ней, родимой, привычной, гоголевской: к нам едет ревизор. Даже два. Одному в ежегодном телефонном стендап-шоу на убитые дороги пожаловался студент. Второй, пожиже, сам, офлайн, наездился, наужасался, нанегодовался, навозмущался.

Что остается городничему, которому как раз снились крысы?

Как будет дальше. Дальше — заживем. Собственно, уже начали. Как проходит ремонт дорог в Краснодаре (Краснодарском крае, России), можно прикинуть на маленьком примере, а потом взять нужный масштаб. Два года назад в городе все лето меняли плитку — на Северной и Школьной ее тоже обновили, положили тактильную и т. п. Все лето передвигаться было крайне неудобно — ну ладно, это же урбанистика по-кубански: потом будет хорошо, а пока потерпите. Этим летом плитка на Школьной снова кого-то не устроила, и три летних месяца ее перекладывали. Причем тактильную плитку убрали по всему тротуару, остановившись на середине многометрового узкого прохода до Северной. Дальше оставили как есть.

Теперь по всему этому проходу устанавливают ограждения. Ну то есть как устанавливают — расковыряли только что уложенную плитку, вкопали в нее ограды, а дырки и песок вокруг так и бросили. Дорожных рабочих иногда можно встретить — они курят в редком теньке и горячо обсуждают проходящих мимо дам. Такая же картина — с дорожным покрытием на проезжей части: один десятиметровый кусочек в самом начале Школьной, где вечная пробка из-за потока с обоих мостов, «ремонтировали» три месяца. Как считаете, управятся с целым Садовым мостом за два?

Кстати, пользуясь случаем, хочу передать привет администрации, давшей согласие на строительство нового жилого комплекса на пересечении Школьной и Филатова, как раз за тем самым проходом до Северной. Кажется, этот эдипов комплекс называется «Печень столицы» и будет состоять из двадцати пяти этажей и восьмисот подъездов. Вдоль всего прохода до Северной установили сплошной металлический забор, чтобы прохожие не совались глазеть.

Летом этот проход вдоль металлического забора пылает не хуже ваших «трамваев» для черни (вы-то ездите с мигалками, оттого приходится объяснять подробно). Но это ладно, это же урбанистика по-кубански: потом будет хорошо, а пока потерпите. Но вдобавок на углу с Филатова поставила строительные леса какая-то непонятная контора — и без того узкий проход стал совсем уж заднеурбанистическим. А ведь там ежедневно протискиваются сотни людей, вынужденных добираться с Северной пешком из-за вечной пробки на Школьной. Говорят, на месте этого «Желчного пузыря столицы» сначала собирались построить школу. Ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха-ха! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! Утерла слезу. В самом деле, нельзя же так смешить.

Или вот у нас гостей города и чересчур солнечной Кубани принято везти или вести на Красную. Но почему-то им не показывают лучшие места нашей главной улицы, украшения и лица города. Уже много лет вся часть этого лица от улицы Одесской до улицы Гаврилова по четной стороне зияет дырой, как при болезни, о которой не принято говорить в приличном обществе. И бинты даже не меняют.

Несколько лет назад этот позорный коридор выложили деревянными поддонами — теперь они, изрядно погнившие, прыгают под ногами прохожих, ступающих по этому уродливому настилу, как Жанна д’Арк к месту казни.

Но есть и хорошая новость — она называется лето, сентябрь, часть октября. Потом начнутся дождь, снег и другие у природы нет плохой погоды. То, что сейчас именуется транспортным коллапсом, назовут иначе, хорошим русским словом без намека на эвфемизм. На что рассчитывает администрация? Не иначе на затопление Московской — пока в соцсетях займутся придумыванием новых мемов, будет не до Садового моста с улицей Тургенева. А что, рука руку моет, извините за водный каламбур.

Знаю, найдется множество тех, кто на все это ответит любимым своим аргументом: «Не нравится, когда дороги убитые, не нравится, и когда ремонтируют». Это как раз аудитория урбанистики по-кубански: потом будет хорошо, а пока потерпите. Та, которая готова терпеть вечно, лишь бы с нее не спрашивали. Та, которая «что ни делается, все к лучшему». Та, которая «в Европе страны маленькие, а Россия большая». Та, которая «кому не нравится, валите». Та, которая охотно заполнила улицы машинами в кредит. Та, которая покупает квартиры в «Мочевом пузыре столицы», а потом ставит свои внедорожники на пешеходной части.

Ее, этой аудитории, большинство — на нее ориентируется администрация в своей программе улучшения городской среды, которая заключается в точечной застройке и создании условий для всегда нечаянного транспортного коллапса. Главное — перекрыть всё и пустить в объезд: кто там, заботясь о комфорте горожан, будет проверять качество и темп ремонта?

Хоть в костюм гоголевских времен одень городничего с его командой, хоть в клетчатый пиджачок и конверсы — чтобы урбанисты тоже думали, что с нимиведут диалог и они делают нечто важное.