Меняйся или уходи

31.07.2018

Российские санатории должны повысить качество услуг, чтобы удержать свою долю туристического рынка

Преодолев кризис 90-х, когда закрылись или оказались в предбанкротном состоянии едва ли не 60% российских санаториев, ведущие организации оздоровительного профиля все последние годы уверенно наращивали количество принимаемых туристов. Возросшее внимание к собственному здоровью, падение курса рубля и закрытие ряда популярных зарубежных курортных направлений поддержали интерес россиян к санаториям. Однако теперь эти факторы сходят на нет, и отечественным здравницам нужно искать новые источники роста.

Санатории — уникальное изобретение отечественной рекреационной системы, они не имели точного аналога ни в одной стране мира. Конечно, в той же Европе немало спа-центров и бальнеологических курортов, однако они в первую очередь нацелены на релакс, детокс и косметологию — о сколько-нибудь серьезных программах лечения и уже тем более медицинской реабилитации речи там не идет, пребывание на таком курорте даже не предполагает контроля со стороны врача. Советские же здравницы были задуманы как «ремонтные мастерские здоровья трудящихся» (выражение первого народного комиссара здравоохранения РСФСР Николая Семашко. — Прим. ред.), и любое мало-мальски значимое предприятие обзаводилось собственным санаторием, не говоря уже о ведомствах и мощной профсоюзной организации. Классический советский санаторий представлял собой полноценную медицинскую организацию, которая системно занималась оздоровлением, долечиванием и реабилитацией.

По данным Минздрава РФ, на территории СССР к концу 80-х годов работало без малого 7 тыс. разных по масштабу санаториев, больше половины из которых остались на территории независимой России. Согласно последним данным Росстата, спустя 30 лет в нашей стране функционирующими является не более 2 тыс. санаториев, значительная часть из которых была приватизирована и стала довольно успешным бизнесом для своих новых хозяев.

Южное притяжение

Согласно рейтингу журнала «Здравоохранение России», сосредоточением крупных санаториев, как и в советское время, остается Юг страны, а также Урал, Алтай и Ленинградская область. Наиболее перспективным направлением развития отрасли являются курорты Крыма за счет климатических условий, рекреационных ресурсов, развитой базы лечебно-диагностических учреждений. Стоит отметить, что половина — пять из десяти — крупнейших санаториев рейтинга, располагаются именно на этом полуострове.

По данным РБК, в 2017 году в санаториях России отдохнули и поправили свое здоровье 5,6 млн человек. При этом наблюдалось падение спроса на санаторные услуги: по сравнению с 2016 годом отдыхающих стало на 9% меньше. Аналитики отмечают, что падение популярности санаториев стало следствием сокращения реальных доходов населения, а также снятия запрета на продажу туристических путевок в Турцию. По итогам 2018 года рынок может просесть еще — участники ожидают возобновление чартерных рейсов в Египет при сохранении тенденции к падению уровня жизни большей части россиян. По оценке BusinesStat, устойчивый рост количества отдыхающих ждет отечественные санатории только с 2020 года. Однако обязательным условием для этого, по словам аналитиков, является дальнейшая модернизация медицинской и реабилитационной базы, а также развитие инфраструктуры в ведущих курортных регионах.

Как отмечает президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов, отрасль действительно сильно нуждается в инвесторах и компетентном менеджменте. При этом инвестиционная привлекательность отечественных санаториев за последние годы резко повысилась. Разумов говорит об интересе к объектам и со стороны частного бизнеса, и со стороны крупных госкорпораций, и даже со стороны иностранцев. «Грамотный менеджмент может сделать любую здравницу эффективной. Лучше всего это, конечно, получается у частников. Например, AMAKS Hotels & Resorts сначала купили в Пермской области санаторий «Усть-Качка», потом санаторий в Старой Руссе, затем в Подмосковье — «Красную Пахру». И работают же! Все объекты загружены по максимуму. Есть позитивный опыт и у госструктур. Те же «Татнефть», РЖД, «Роснефть» получили когда-то непонятно что, а сейчас у них прекрасные санатории. Все дело в управленческих подходах», — говорит Разумов.

Немало и обратных примеров, указывает эксперт: тот же регион Кавказских Минеральных Вод, который из-за несовершенства системы управления утрачивает свои флагманские позиции, завоеванные еще в царские времена.

Объединить усилия

Еще один важный ресурс для повышения количества отдыхающих — развитие инфраструктуры на основе уже имеющегося потенциала, отмечают аналитики. Этот тезис можно хорошо проиллюстрировать на примере одного из ведущих санаторных комплексов города-курорта федерального значения Белокуриха, расположенного в Алтайском крае.

Для того чтобы увеличить трафик отдыхающих, эксперты посоветовали создать местным санаториям объединенный медицинский центр, который поможет оптимизировать работу всех профильных учреждений и более четко распределять поток пациентов. «У всех санаториев (а всего их здесь 20. — Прим. ред.) существует своя диагностическая база, но содержать крупный комплекс, который позволил бы проводить серьезные исследования, затратно, совместными же усилиями этот проект можно было бы воплотить в жизнь», — говорит заместитель начальника краевого управления по внешним связям, туризму и курортному делу Елена Евсюкова.

При этом рассчитывать на серьезное повышение цен на свои услуги, а значит, и на расширение коридора для инвестиций, санаториям в ближайшее время не приходится. Одним из важнейших факторов, который уже в этом курортном сезоне должен повлиять на ценовую политику санаториев, — открытие движения по Крымскому мосту. При этом, как поспешили заверить в самой республике, никакого резкого подорожания не ждет гостей полуострова. Как сообщила заместитель министра курортов и туризма Крыма Людмила Бабий, половина отелей и санаториев оставила цены прошлого года, а вторая половина даже немного снизила их. Людмила Бабий пояснила, что в 2017 году курортный бизнес пострадал от своих аппетитов, необоснованно завысив цены в надежде на такой же турпоток, как в 2016-м году. «Однако затем было открыто авиасообщение с Турцией, и всем пришлось экстренно снижать ценник, чтобы не остаться с пустыми номерами. Сейчас на рынке большой объем предложений, и хотя климатические условия Крыма уникальны, никто за нашу природу переплачивать не станет», — прокомментировала Бабий.

Топ-100 ведущих санаторно-оздоровительных учреждений РФ по ссылке.