Альтернативный легкий самоход на альтернативном шасси

1k full reads
1,5k story viewsUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 72% of the total page views
3 minutes — average reading time

История создания американского легкого истребителя танков Gun Motor Carriage T56 на базе легкого танка M3A3.

Американская самоходная артиллерия довольно долго находилась в состоянии летаргического сна. На тот были свои причины. Для начала, довольно долгое время не было подходящей базы для подобных боевых машин. Только в 1935 году появились первые легкие танки нового поколения, которые, впрочем, тоже не очень подходили для подобных целей. Кроме того, до определенного момента не было и особой нужды в подобных боевых машинах. Особенно это касалось истребителей танков. Когда, наконец, нужда в подобных машинах появилась, началось, так сказать, брожение умов. Существовало сразу несколько вариантов развития истребителей танков - на колесной базе, с использованием базы полугусеничной базы, а также специальных гусеничных шасси. В последнем случае дело дошло даже до стандартизации самоходной артиллерийской GMC T1 на специальном шасси. Ее обозначили как 3-inch Gun Motor Carriage M5, но в серию данная штуковина так и не попала.

76-мм зенитное орудие было весьма удачной системой. В 1941 году его выбрали как вооружение тяжелых танков и средних истребителей танков. Но дальше появилась идея поставить его на более легкое шасси.
76-мм зенитное орудие было весьма удачной системой. В 1941 году его выбрали как вооружение тяжелых танков и средних истребителей танков. Но дальше появилась идея поставить его на более легкое шасси.
76-мм зенитное орудие было весьма удачной системой. В 1941 году его выбрали как вооружение тяжелых танков и средних истребителей танков. Но дальше появилась идея поставить его на более легкое шасси.

На вооружение GMC M5 приняли по той причине, что тогда эта машина была единственной, которая имела вооружение в виде 76-мм орудия на базе зенитной системы. В смысле калибров американцы совершили большой прыжок. Всего за год с 37 мм истребители танков дошли до 76-мм орудий, правда, последним пришлось повременить. В 1942 году появились истребители танков, вооруженных 57-мм орудиями, а также орудиями калибра 75 мм. Тем не менее, 3 дюйма стали тем калибром, к которому американские военные начали стремиться. Вообще на тот момент целей, для которых была нужна система такого типа, еще не существовало, тем не менее, с осени 1941 года началось движение к истребителям танков, вооруженных подобным орудием. Итогом стало появление Gun Motor Carriage T35E1, которую стандартизировали как GMC M10. Она стала самым массовым американским истребителем танков, появившимся очень вовремя и оказавшемся в нужное время. Но хватало и промежуточных машин, некоторые из которых даже не достигли стадии опытных образцов, а иные стали просто тупиковыми разработками. Об одной из такой как раз речь и пойдет, тем более как раз стукнуло 78 лет с ее испытаний.

Исходное состояние GMC T56. Нет ни орудийного щита, ни прицелов.
Исходное состояние GMC T56. Нет ни орудийного щита, ни прицелов.
Исходное состояние GMC T56. Нет ни орудийного щита, ни прицелов.

Базу Light Tank M3, в качестве носителя 76-мм орудия, стали рассматривать еще в сентябре 1941 года. Впрочем, GMC T20 даже не вышла за пределы тактико-технических проработок. Чуть дальше продвинулась идея GMC T50, один из вариантов которой здорово напоминал упомянутую выше GMC T35. Но и этот проект тоже оказался "бумажным". Причина прозаичная: орудие всё равно было слишком большим для такой платформы. Официально GMC T50 "прожила" аж до марта 1944 года, попутно сменив базу, но на самом деле всё было понятно еще летом 1942 года. Это было понятно, в том числе, что появился уже третий проект установки такого шасси. Впервые о новой машине заговорили в Комитете по Вооружению 13 августа 1942 года. Тогда был представлен эскиз установки 76-мм орудия на лёгком танке с размещением вооружения в кормовой части машины. Впрочем, базой оказался уже немного другой танк. В сентябре 1942 года на заводе American Car & Foundry Company в Беруике был сдан первый образец Light Tank M3A3. Это была глубоко модернизированная версия Light Tank M3A1. Машина получила новый корпус с рациональными углами наклона, новой башней, куда перенесли радиостанцию, по итогам танк стал более удобным для работы экипажа, нежели предшественник. Правда, Light Tank M3A3 оказался тяжелее, а главное, не имел преимуществ перед Light Tank M5A1, который появился в ноябре 1942 года. В результате из 3427 Light Tank M3A3 американцы оставили себе только 205 штук, которые ушли во второстепенные части. Но это случилось в ноябре, а в сентябре эту базу выбрали для создания нового истребителя танков.

"Классический" вид машина обрела 17 ноября 1942 года. Щит был макетным.
"Классический" вид машина обрела 17 ноября 1942 года. Щит был макетным.
"Классический" вид машина обрела 17 ноября 1942 года. Щит был макетным.

16 сентября 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил для новой САУ обозначение Gun Motor Carriage T56. На сей раз дело двинулось значительно дальше эскизного проекта. Отчасти на результаты работ повлияли более ранние разработки. В частности, вместо зенитного орудия в чистом виде было решено использовать его самоходную версию, M7. Данную систему приняли в качестве вооружения GMC M10, она получилась более компактной и легкой. Согласно требованиям, боевая масса машины предполагалась на отметке 13608 кг (30000 фунтов), а скорость - 61 км/м. Компоновка машины изначально предполагала, что вести огонь получится только в с места, причем для этого требовалось, для начала, откинуть специальную рампу. Надо сказать, что создатели машины обладали каким-то специфичным чувством юмора. Дело в том, что экипаж машины составлял 5 человек - 2 в отделении управления и 3 в боевом отделении. Учитывая то, что из себя представляло боевое отделение, можно было только посочувствовать тем, кто испытывал данную машину.

Для понимания всей глубины глубин - вот тут "жило" три номера расчета орудия.
Для понимания всей глубины глубин - вот тут "жило" три номера расчета орудия.
Для понимания всей глубины глубин - вот тут "жило" три номера расчета орудия.

На испытания, которые проходили на Абердинском полигоне, GMC T56 прибыла 10 ноября 1942 года. Насчет боевой массы требования оказались чересчур оптимистичными - реально машина имела массу 14515 кг, что, впрочем, всё равно меньше базовой машины. Чересчур оптимистичным оказалось и требования на размещение 64 выстрелов. Больше 40 сюда впихнуть никак не получалось, да и то, это получилось не без проблем. Дело в том, что боеукладка, рассчитанная на 40 выстрелов, полностью закрывала доступ к двигателю сзади. Для того, чтобы добраться до мотора, необходимо было для начала эту самую боеукладку демонтировать. Также испытатели Абердинского полигона не очень поняли, каким образом авторы машины собирались защищать расчет. Дело в том, что изначально никакого щитового прикрытия не было, посему к 17 ноября оно было установлено. А еще изначально машина прибыла на полигон без прицелов, видимо, на заводе решили, что и без них обойдутся.

Внутри отделения управления стало, мягко говоря, не очень удобно работать.
Внутри отделения управления стало, мягко говоря, не очень удобно работать.
Внутри отделения управления стало, мягко говоря, не очень удобно работать.

Теоретически на заводе American Car & Foundry Company в Беруике с заданием справились. За счет того, что моторное отделение сдвинули вперед, задача по установке орудия была выполнена успешно. При этом удалось не только поставить само орудие, но еще и разместить укладку (правда, с указанными выше проблемами). Впрочем, одно дело всё это впихнуть на танк, а совсем другое - хотя бы испытать, не то, что воевать. Для начала, доступ к мотору, а уж тем более его демонтаж, превращался в "пятнашки". Сначала требовалось снять орудие, потом надмоторную плиту, и уже потом можно было попасть к двигателю. Ради установки орудия пришлось подвинуть вперед стенку отделения управления. В результате механик-водитель и его помощник сидели, согнувшись в три погибели. Но те хотя бы сидели, расчету орудия вообще сиденья не предусматривались. Не менее "весело" выглядел процесс наводки орудия. В виду крайне тесной компоновки механизм наведения по горизонтали был установлен снизу, так что для того, чтобы вращать оба маховика одновременно, требовался рукастый наводчик, в прямом смысле этого слова. В общем, когда кто-то рассказывает, что у нас мало отводили внимания удобству работы экипажа, его можно смело вести к GMC T56. Если и демонстрировать то, как делать боевое отделение САУ не надо, то это отличный пример.

В боевом положении, укладка снята для доступа к мотору. Заодно можно оценить всю прелесть механизмов наведения орудия, особенно по горизонтали.
В боевом положении, укладка снята для доступа к мотору. Заодно можно оценить всю прелесть механизмов наведения орудия, особенно по горизонтали.
В боевом положении, укладка снята для доступа к мотору. Заодно можно оценить всю прелесть механизмов наведения орудия, особенно по горизонтали.

Испытания GMC T56 официально проходили с 10 ноября 1942 по 4 февраля 1943 года. Нельзя сказать, что машина получилась уж совсем плохой. Ездить она, по крайней мере, умела. Максимальная скорость оказалась даже выше расчетной - 64 км/ч. Другой вопрос, что столь существенная нагрузка на корму имела негативные последствия. Кроме того, испытания проходили по сокращенной программе (машина прошла всего 190 километров), поскольку в декабре прибыла аналогичная GMC T57 с более мощным мотором. Впрочем, ходовые испытания являлись мелочью по сравнению с тем, как проходили огневые тесты. В одиночку, при таком "разлете" механизмов наведения орудия, работать было невозможно, посему наводчиков оказалось двое. При выстреле машину отбрасывало назад на 35 сантиметров. Ну и, естественно, вести огонь можно было только с места, разложив рампу. Вообще поначалу речь шла еще и об установке зенитного вооружения, но пулемет Browning M1919A4 даже не стали ставить.

Официально испытания GMC T56 шли до февраля 1943 года, но уже в конце 1942 года стало ясно, что затея была далеко не лучшей.
Официально испытания GMC T56 шли до февраля 1943 года, но уже в конце 1942 года стало ясно, что затея была далеко не лучшей.
Официально испытания GMC T56 шли до февраля 1943 года, но уже в конце 1942 года стало ясно, что затея была далеко не лучшей.

По результатам испытаний мнение о том, что шасси Light Tank M3 слишком маленькое для такого орудия, было подтверждено на практике. Тем более что уже имелся образец другой машины - Gun Motor Carriage T67. Она имела то же орудие, но в башне кругового вращения. На этом фоне GMC T56 с ее наводкой по 15 градусов влево и вправо выглядела откровенно убого. Посему далее испытания прекратились. Результат всё же был получен - как легкие истребители танков делать не надо.

Источники

US NARA

Stuart: History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992