17 027 subscribers

Альтернативный танковый огнемет

1k full reads

История однозарядных танковых огнеметов ТОГ, создававшихся для установки на КВ-1 и Т-34

Советский Союз в 30-е годы стал одной из немногих стран, которые всерьёз занялись установкой огнеметов на танки. Изначально установка огнемета предполагалась на Т-18 (МС-1), но настоящим прорывом стало шасси его сменщика - легкого танка сопровождения Т-26. В результате появился ХТ-26, самый массовый химический (огнеметный) танк. В отличие от двухбашенного Т-26, чье производство прекратилось довольно быстро, созданный на его базе ХТ-26 продержался в серии до 1936 года. В дальнейшем появился ХТ-130, более совершенный танк на базе однобашенного Т-26, а затем ХТ-133, то же самое, но с конической башней и подбашенной коробкой, имевшей рациональные углы наклона. В общей сложности было изготовлено более 1200 химических танков на базе Т-26. Это не считая ХТ-27 и ХТ-37. Правда, еще до войны выяснилась существенная проблема: противопульная броня делала эти машины крайне уязвимыми.

Для того, чтобы ТОГ всё же начали делать, пришлось организовать пинок с самого верха.
Для того, чтобы ТОГ всё же начали делать, пришлось организовать пинок с самого верха.

Химическими пытались сделать и другие танки, прежде всего боевые машины семейства БТ. Первые эксперименты по БТ начались еще в 1933 году, а последние датированы 1941 годом. По ряду причин дальше опытных образцов и установочных партий дело не пошло. Кроме того, к 1941 году стало окончательно ясно, что текущие образцы танков не годятся для использования в качестве огнеметных. Тонкая броня делала их отличной мишенью, а экипаж смертниками. Поэтому на некоторое время работы застопорились, часть уже выпущенных ХТ-133 получили экранировку, также усиление брони получил ХТ-134, создававшийся на базе ХТ-133. Огнеметная установка, похожая на ХТ-134, предполагалась и для первого варианта Т-126. Впрочем, время огнеметных установок старого типа, как и старых танков, уходило. К 1941 году появились и новые танки, и новые огнеметные установки, существенно отличавшиеся от предшествующих.

Схема первого варианта ТОГ.
Схема первого варианта ТОГ.

В 1941 году работы над танковыми огнеметами проводились силами сразу нескольких организаций. Помимо завода "Компрессор", до того лидера в разработке подобных изделий, огнеметами занимались в НАТИ, на заводе №174 и силами ГСКБ-47. В случае с последним разрабатывался огнемет АТОГ, руководил его созданием начальник 6-го отдела ГСКБ-47 С.И.Новиков. Лидерство в разработке танковых огнеметов захватил завод №174. Созданный там, под руководством И.А. Аристова, пороховой огнемет АТО-41 приняли на вооружение Красной Армии. С весны 1941 года начались подготовительные работы по его выпуску на Государственном Люберецком Заводе им. Ухтомского. Тем не менее, ГСКБ-47 работы по танковым огнеметам продолжило. Наиболее известным случаем использования изделий Новикова стало появление ФОГ, которые ставили на Т-34, либо волокуши. Они применялись с начала 1942 года. Куда менее известно другое изделие Сергея Ивановича - танковый однострельный огнемет ТОГ, так он проходил в переписке. Создали его летом 1941 года, он прошел испытания, и даже были планы о его массовом выпуске.

Между постановлением ГКО №115 и первыми испытаниями прошло всего 3 дня.
Между постановлением ГКО №115 и первыми испытаниями прошло всего 3 дня.

Вплоть до июля 1941 года про ТОГ по линии ГАБТУ КА переписки не шло. Это прямо намекает на то, что работа шла в инициативном порядке. При этом новинкой ТОГ не был: впервые такой огнемет был разработан ГСКБ-47 еще в 1938 году. Но далее работы застопорились, поскольку якобы "не было производственной базы", хотя испытания проводились и в 1940 году. А на самом деле явно не хотели возиться, поскольку работы шли по другим типам огнеметов. В 1941 году про разработку ГСКБ-47 даже не вспоминали. В программу огнеметных танков ТОГ ворвался, что называется, с ноги. Паровозиком выступила другая разработка Новикова - фугасный огнемет ФОГ. О нем высказывались положительно, но выпуск затягивался. В результате ГСКБ-47 явно доложило куда следует: 11 июля 1941 года появился доклад И.А. Серова, заместителя Наркома Государственной Безопасности. Помимо ситуации с ФОГ, там указывались и другие разработки. Привлечение органов самым живительным образом подействовало на дальнейшую ситуацию: на следующий день было подписано постановление ГКО №115 сс "О производстве огнеметов и проведении их испытаний". Согласно ему, танковый огнемет следовало в 3-дневный срок изготовить и испытать.

Схема установки ТОГ на КВ-1.
Схема установки ТОГ на КВ-1.

ГСКБ-47 к такому повороту событий явно было готово, поскольку 15 июля 1941 года, то есть точно в срок, прошли испытания опытного образца ТОГ. В акте комиссии, проводившей испытания, Новиков указан как представитель Государственного Люберецкого Завода им. Ухтомского. Собственно, это четко говорило, кто был производителем ТОГ. Изделие представляло собой трубу диной 1300 мм и диаметром 145 мм. Внутри находила рабочая смесь объемом 21,4 литра. С одной стороны трубы находился раструб, а также осветительная звездочка, которой поджигали вылетающую огнесмесь. Вперед огнесмесь выбрасывал пороховой заряд. По проекту дистанция стрельбы составляла 125 метров, но на первых испытаниях смесь НИИ-6 летела на дистанцию 90 метров. Правда, и к самой смеси имелись претензии. Опытный образец ТОГ установили на правом крыле танка КВ-1. Расчеты показали, что на каждом крыле можно разместить по 3 трубы. Несмотря на некоторые недочеты, идею признали перспективной, предложив доработать и далее изготовить партию из 300 ТОГ.

Финальная, 25-литровая версия ТОГ.
Финальная, 25-литровая версия ТОГ.

28-29 июля 1941 года прошли испытания доработанного ТОГ. Диаметр трубы вырос до 150 мм, а объем огнесмеси - до 25 литров. На сей раз пуск производился не с танка, а со станка. Как и ранее, приводился ТОГ в действии при помощи двух электрозапалов. Всего было произведено 16 выстрелов, работал ТОГ безотказно. Снова имелись претензии к огнесмеси (на сей раз использовалось 2 ее типа), тем не менее, дальность стрельбы выросла. Вязкая огнесмесь НИИ-6 летела на дистанцию до 110-115 метров, мазут до 70-75 метров. По итогам испытаний финальную версию ТОГ признали успешно прошедшим испытания и рекомендовали запустить его в опытную серию. Причем решение по этому поводу было принято еще раньше - постановлением СНК Союза ССР №5830 от 26 июля 1941 года.

Второй опытный А-34 с ТОГ, август 1941 года.
Второй опытный А-34 с ТОГ, август 1941 года.

Появление нового огнемета вызвало большой интерес со стороны заводов, производящих танки. Прежде всего это касалось Кировского завода, у которого танки КВ-1 с огнеметами АТО-41 производились штучно. Здесь же выстрелы находились вне боевого отделения и переделывать машину не требовалось. В августе 1941 года Кировский завод высказал пожелание поставить на КВ-1 аж 250 ТОГ-ов (по 6 на танк). Увы, по ряду причин сделать это завод не успел. Что, впрочем, не помешало Государственному Люберецкому Заводу им. Ухтомского выпустить ту самую установочную партию ТОГ.

Момент пуска.
Момент пуска.

Совсем иначе развивались события на заводе №183, где должны были выпускать огнеметные Т-34. В первой половине августа 1941 года комплект из 6 ТОГ-ов установили на второй образец А-34 (серийный номер 311-18-3). На танке установили бронированные короба, в каждом из которых находилось по 3 ТОГ). Испытания, на которых присутствовал нарком среднего машиностроения В.А. Малышев, прошли успешно. Огнесмесь НИИ-6 летела на дистанцию от 110 до 130 метров, это больше, чем у АТО-41. Дополнительно провели испытания обстрелом танка зажигательными пулями, ТОГ-и не загорелись. По результатам испытаний рекомендовалось запустить установку ТОГ на Т-34 в серию.

А-34 в Чирчике, от установки ТОГ остались следы.
А-34 в Чирчике, от установки ТОГ остались следы.

Казалось бы, дело сделано, но дальше Малышев совершил большую ошибку. Дело в том, что вся эта возня с ТОГ-ами им явно рассматривалась как временное решение. Малышев видел, как основной вариант, АТО-41, и был прав. Огнеметы Новикова стреляли куда-то вперед, по сути являясь эрзацем. Поэтому, когда осенью 1941 года вроде как наметился прогресс по выпуску АТО-41, Малышев принял решение об отмене решения об установке ТОГ-ов. Но именно тут была ошибка: в октябре 1941 года завод им. Ухтомского подался в эвакуацию, так что и ТОГ, и АТО-41 производить стало некому. То есть ни эрзаца, ни основного решения. Поэтому к началу 1942 года и появилась идея ставить ФОГ-и на бортах корпуса Т-34. Это решение, которое достойно отдельной статьи, стало серийным, но также временным.

Завод №112 спроектировал доработанную версию установки ТОГ. Увы, не понадобилась.
Завод №112 спроектировал доработанную версию установки ТОГ. Увы, не понадобилась.

Волокуши с ФОГ, а также их установка на бортах танков, оказалась далеко не лучшей идеей. Поэтому в марте 1942 года поступило предложение раскопать стюардессу, то есть вернуться к ТОГ-ам. Во втором квартале 1942 года предполагалось выпустить 400 комплектов таких огнеметов, из них по 150 ставилось на Т-34 выпуска заводов №183 и СТЗ, и еще 100 на Т-34 выпуска завода №112. В середине апреля 1942 года установку ТОГ для Т-34 разработал завод №112, ставший новатором в ряде решений. Но - ТОГ опять не повезло. Пока обсуждали перспективы и готовились к выпуску, время вышло. А там уже и АТО-41, и улучшенный АТО-42 подоспели, поэтому возвращения ТОГ не случилось.

ПОТОГ, вариант ТОГ, который разработал М.С. Озеровский, май 1942 года.
ПОТОГ, вариант ТОГ, который разработал М.С. Озеровский, май 1942 года.

Напоследок стоит упомянуть попытку модернизации ТОГ, которая была предпринята в мае 1942 года. На сей раз инициатива исходила не от Новикова, а ведущего инженера завода №222 М.С. Озерского. Тот разработал свой вариант огнемета, получившего обозначение ПОТОГ (поршневой ТОГ). Вместо сменных обтюраторов он поставил простейший поршень, что увеличивало надежность и обеспечивало надежную продувку после выстрела. Сам ПОТОГ был меньше в размере, объем снизился до 10 литров, зато таких огнеметов ставилось не 6, а 20. По тем же причинам, что и в случае с ТОГ, разработка Озерского оказалась не нужна. Тем не менее, позже именно Озерский работал по АТО-49, огнемету, который ставился в ОТ-54.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГАСПИ

Другие статьи по различным советским бронетанковым приспособлениям:

Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завес

Первая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танки

Танковый траншеекопатель ТТК, разработанный в 1944 инженер-подполковником А.Ф. Кравцевым

История появления кнопки быстрой связи с экипажем танка, японское ноу-хау, которое оказалось на советских танках

Сравнение зенитных пулеметных установок на советских и зарубежных танках осенью 1942 года

Трехцветный камуфляж для советской бронетанковой техники, утвержденный в мае 1941 года, но крайне редко попадавшийся на танках

История создания тракторного каткового минного трала, разработанного в 1941 году П.М. Мугалёвым

Эпизод из художественного фильма "Танкисты", который оказался совсем не постановкой для фильма

Изучение вопроса защиты танков от бутылок с зажигательной смесью, которое проводилось НИБТ Полигоном летом 1941 года

Работы по усилению броневой защиты английского пехотного танка Valentine, проводившиеся в Советском Союзе

История экранировки для советского быстроходного танка БТ-7, которая оказалась не столь и единичной

Огнеметный вариант танка сопровождения МС-1 (Т-18), разработанный летом 1941 года силами рембазы №6