Альтернативный тяжелый танк по-харьковски

3,9k full reads
9,9k story viewsUnique page visitors
3,9k read the story to the endThat's 40% of the total page views
5 minutes — average reading time

Проект тяжелого танка Т-44, который нередко обозначается как А-44

К 1941 году общие тенденции в развитии советского танкостроения утвердились окончательно. Налаживалось производство разведывательного танка-амфибии Т-40. На замену Т-26 создавался новый танк сопровождения - Т-50, вопрос стоял только в том, чей именно танк выберут. Впрочем, для завода №174 и так было понятно, что выберут их машину. В случае с Т-34 вопрос конкуренции вообще не стоял, ее и не было. К тому же именно с Т-34 дела обстояли наименее проблематично, танк уже пошел в крупную серию. Не имелось конкуренции и с точки зрения тяжелого танка. После того, как опытный завод №185 влили обратно в завод №174, конкуренция по линии тяжелых танков закончилась. Впрочем, вся эта спокойная работа по четырем классам танков выглядит таковой лишь на первый взгляд. На самом деле развитие конструкции шло постоянно, причем речь шла и о существенной модернизации. По ряду причин, прежде всего началу Великой Отечественной войны, основная часть этих работ так и не была реализована. Тем не менее, они являются важной страницей истории отечественного танкостроения.

Таким Т-44 предполагался изначально.
Таким Т-44 предполагался изначально.
Таким Т-44 предполагался изначально.

Наиболее сложная ситуация была с тяжелыми танками. Текущими характеристиками КВ в ГАБТУ КА были не до конца довольны еще к лету 1940 года. Кроме того, создается впечатление, что "танкисты" больше хотели не КВ-1, а чего-то потяжелее. Иначе не объяснить тот факт, что практически в тот же момент, когда закрыли СМК-1 и Т-100, появился проект глубокой модернизации КВ-1, имевший практически ту же массу, как и упомянутые танки. Как запасной вариант началась работа по малой модернизации КВ-1, с менее мощным орудием и массой около 50 тонн. Танк большой модернизации получил индекс Т-220, а малой модернизации - Т-150. Обе машины на испытаниях, начавшихся в январе 1941 года, показали себя не с лучшей стороны. Танки оказались перегруженными, кроме того, их силовые установки были чересчур сырыми. Чуть лучше ситуация была с Т-150, доработанную версию машины собирались запускать в серию как КВ-3. Впрочем, продолжалось это недолго, а весной образовался неожиданный конкурент.

И.С. Бер, ведущий инженер Т-34М и Т-44.
И.С. Бер, ведущий инженер Т-34М и Т-44.
И.С. Бер, ведущий инженер Т-34М и Т-44.

С конца 1940 года КБ-520 завода №183 занималось вопросом глубокой модернизации танка Т-34. Согласно концепции, танк, получавший индекс Т-34М, оснащался торсионной подвеской, также он получал трехместную башню с расширенным погоном и командирской башенкой. В исходной версии предполагалась также и установка двух спаренных пулеметов ДС. Ведущим инженером машины являлся И.С. Бер, имевший большой опыт в организации работ по тяжелому танку прорыва Т-35. В виду постоянно менявшихся вводных насчет уровня модернизации облик Т-34М не раз менялся, кроме того, по машине постоянно ужесточались тактико-технические требования. В какой-то момент родилась идея, что шасси Т-34М вполне может послужить базой для тяжелого танка. Он являлся инициативной разработкой КБ-520, ведущим инженером машины также стал Бер. Известна она как А-44, впрочем, этот индекс является примерно таким же реальным, как А-43. На самом деле в переписке используется обозначение Т-44.

Доработанный вариант Т-44, таким танк стал к лету 1941 года.
Доработанный вариант Т-44, таким танк стал к лету 1941 года.
Доработанный вариант Т-44, таким танк стал к лету 1941 года.

Точной даты того, когда именно начались работы по Т-44, нет. Не сохранились и материалы по самому первому варианту машины. Вероятнее всего, первые наработки по танку датированы мартом 1941 года, когда сформировался облик того самого Т-34М, который в апреле 1941 года рассматривала макетная комиссия. На это же намекает и то, какой изначально предполагался набор вооружения. Согласно имеющимся данным, вооружение танка состояло из 76-мм танковой пушки с баллистикой зенитки 3-К. Речь идет об орудии Ф-27, которое в марте 1941 года переименовали в ЗИС-5. Орудие предполагалось делать в спарке с одним пулеметом ДТ. Еще один пулемет ДТ предполагалось устанавливать в лобовой части корпуса, вместо него мог ставиться огнемет. Одно можно сказать точно - уже тогда танк предполагался с кормовым расположением боевого отделения. Таким образом КБ-520 предполагало сохранить боевую массу на уровне 29-29,5 тонн. Броневая защита составляла 75 мм по периметру, причем лобовой лист корпуса находился под углом 60 градусов от вертикали. В результате броневая защита корпуса с лобовой части получалась ничуть не ниже Т-150, прямым аналогом которого являлся Т-44. При этом танк был гораздо быстрее Т-150. Согласно расчетам, 600-сильный мотор В-5, такой же, как на Т-34М, позволял разгоняться до 55-60 км/ч.

Простотой компоновка танка точно не отличалась. Аналогично финальному варианту Т-34М, корпус Т-44 получил носовую деталь с балкой.
Простотой компоновка танка точно не отличалась. Аналогично финальному варианту Т-34М, корпус Т-44 получил носовую деталь с балкой.
Простотой компоновка танка точно не отличалась. Аналогично финальному варианту Т-34М, корпус Т-44 получил носовую деталь с балкой.

Проект получил одобрение со стороны Ворошилова. 5 мая 1941 года было подписано постановления Комитета обороны при СНК Союза ССР №1216-502 "О производстве Т-34 в 1941 году". Оно было крайне интересным. Во-первых, данное постановление оговаривало запуск в серию Т-34М. Во-вторых, в июле-августе 1941 года начинался переход на 57-мм пушку ЗИС-4. В-третьих, оговаривало постановление и экранировку Т-34. В-четвертых, к 15 октября 1941 года ожидалось получить два опытных образца Т-44, причем в том виде, как описывалось выше - боевой массой 29-29,5 тонн и с пушкой ЗИС-5. То же самое говорилось и приказе №192с по наркомату среднего машиностроения от 10 мая 1941 года. Вместе с Т-44 изготовлялся планетарная трансмиссия для Т-34, общий бюджет составлял 3,5 миллиона рублей. Уже к 20 мая предполагалось предоставить график по плану выпуска образцов. Впрочем, далее работы по танку пошли несколько иначе. На это наложился целый ряд факторов.

В базовой версии танк получал 57-мм пушку ЗИС-4.
В базовой версии танк получал 57-мм пушку ЗИС-4.
В базовой версии танк получал 57-мм пушку ЗИС-4.

Во-первых, 30 мая 1941 года ЗИС-5 исключили из списка вооружения Т-44. Причины прозаичны: по бронепробитию ЗИС-5 и ЗИС-4 оказались равнозначными, а выпуск боеприпасов для зенитки 3-К прекратили. Посему вместо ЗИС-5 было решено ставить ЗИС-4, второй образец получила орудие Ф-34. Во-вторых, за май-июнь 1941 года конструкция Т-34М, с которым Т-44 пересекался по ряду узлов и технических решений, сильно изменился. Это касалось, в том числе, и башни, а также ходовой части. В-третьих, стало очевидно, что Т-150/Т-222, он же первый танк с индексом КВ-3, в серию не пойдет. Вместо него планировалось запускать более тяжелый КВ-3 (Т-223), имевший боевую массу под 68 тонн. Вооружение, соответственно, тоже было мощнее - 107-мм пушка ЗИС-6. Поэтому постановление Комитета обороны при СНК Союза ССР №1216-502 если не ушло полностью в тартарары, то речь в нем шла уже о совсем другом танке.

Также в носовой части корпуса размещалась пара пулеметов ДС,  а в башне их было аж четыре.
Также в носовой части корпуса размещалась пара пулеметов ДС, а в башне их было аж четыре.
Также в носовой части корпуса размещалась пара пулеметов ДС, а в башне их было аж четыре.

Понимая, что требования резко растут, КБ-520 разработало тот самый вариант Т-44, который и известен благодаря наличию макета и схем. Разработали танк в трех вариантах исполнения. Первый, имевший боевую массу уже не 29, а 36 тонн, имел такую же силовую установку и бронирование, как и исходный проект. В качестве основного вооружения предполагалась 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с боекомплектом в 160 патронов. Максимальная скорость оценивалась в пределах 59 км/ч. Этот вариант являлся основным, его и изображения и являются каноничными. Но явно видно, что в Харькове прекрасно понимали, куда дует ветер. Поэтому одновременно подготовили еще два варианта, причем один из них был скорее запасным.

Как и в финальном варианте Т-34М, данная версия Т-44 получала штампованную башню.
Как и в финальном варианте Т-34М, данная версия Т-44 получала штампованную башню.
Как и в финальном варианте Т-34М, данная версия Т-44 получала штампованную башню.

В случае со вторым вариантом боевая масса возрастала до 40 тонн, но это не являлось большой проблемой, поскольку танк получал более мощную силовую установку. Ей стал В-6, прямой аналог более раннего В-2СН, который предполагался на КВ-3. Он развивал те же самые 850 лошадиных сил. Толщина брони возрастала до 90 мм, а максимальная скорость достигала 65 км/ч. Впрочем, наличие вооружения в виде 76-м пушки ЗИС-5 явно намекало на запасной вариант. "Максимальным" являлся третий, наиболее тяжелый и защищенный вариант, также получавший самое мощное вооружение. Боевая масса достигала 50 тонн, так что тут получался, без вариантов, тяжелый танк. Толщина броневой защиты достигала 120 мм, а максимальная скорость снижалась до 53 км/ч. В качестве вооружения предполагалась та же 107-мм пушка ЗИС-6, что и у КВ-3. Боекомплект ожидался в районе 60 патронов.

Версия со 107-мм пушкой ЗИС-6, новой башней и толщиной брони 120 мм.
Версия со 107-мм пушкой ЗИС-6, новой башней и толщиной брони 120 мм.
Версия со 107-мм пушкой ЗИС-6, новой башней и толщиной брони 120 мм.

Все три варианта имели несколько интересных особенностей. Во-первых, они получали ходовую часть с ведущими колесами, имеющими цевочное зацепление. Соответственно, менялся и трак. Так что на примере Т-44 можно видеть, какой бы была ходовая часть Т-34М с таким вариантом трака. Во-вторых, вместо ДТ танки получали танковые версии ДС, причем спаренных пулеметов было два. Есть подозрения, что второе пришествие ДС было не инициативой КБ-520. Некоторые проблемы с дС на время заставили о нем забыть, но вопрос о пулемете с ленточным питанием никуда не делся. В-третьих, Т-44 получали штампованные башни, а это была тенденция и для Т-34М, и для ленинградских тяжелых танков.

В отличие от орудия ЗИС-6, которое даже начали производить, Т-44 так и остался "бумажным" танком.
В отличие от орудия ЗИС-6, которое даже начали производить, Т-44 так и остался "бумажным" танком.
В отличие от орудия ЗИС-6, которое даже начали производить, Т-44 так и остался "бумажным" танком.

Что было дальше, увы, мы уже не узнаем. Вторая итерация Т-44 пришлась как раз на момент начала Великой Отечественной войны, в связи с чем работы прекратились. Но если чуть помечтать, то выяснится, что Т-44 в "максимальном" варианте выглядел более разумно, чем КВ-3, не говоря уже о КВ-4 и КВ-5. В любом случае, правды мы уже не узнаем. Что же касается индекса Т-44, то вновь он был использован летом 1942 года, но уже для совсем другого танка.

Список источников:

РГАЭ

ЦАМО РФ

Архив Игоря Желтова

Другие статьи по советским тяжелым танкам:

Проект многоцелевой инженерной машины 212 (С.Т.), которая должна была использоваться в качестве тяжелого танкового эвакуатора

История создания 76-мм танковой пушки ЗИС-5 для танка КВ-1

История тяжелого танка Т-150, чья улучшенная версия должна была пойти в серию как КВ-3

История опытного тяжелого танка Т-220 (КВ-220), которому довелось поучаствовать в боях за Ленинград

ЗИС-6 и другие танковые пушки калибра 100-107 мм, которые разрабатывались в 1941 году для тяжелых танков КВ

История появления 122-мм танкового орудия У-11, созданного осенью 1941 года по распоряжению Ж.Я. Котина

История появления незапланированного варианта "скоростного" танка КВ-1с с корпусом тяжелого танка КВ-1

Разработка силами Центрального Артиллерийского КБ измененной башни КВ-1с для установки 85-мм орудия С-31

К 78-летию начала испытаний КВ-13

История появления двухскатной лобовой детали корпуса (щучьего носа) и всё, что с ней связано