Английские бронетараканы на тестах в Швеции

19 December 2020
2,4k full reads
4,5 min.
3,6k story viewsUnique page visitors
2,4k read the story to the endThat's 66% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI на испытаниях в шведской армии

Шведская королевская армия поначалу делала упор на получение танков сопровождения пехоты. При отсутствии собственной танкостроительной школы выбор оказался небогат: либо покупать Renault FT у французов, либо искать что-то у немцев, благо с ними имелись хорошие связи. Второй вариант оказался более продуктивным: у немцев остались LK-II, которые, в единичных экземплярах, даже успели построить, но на войну они не успели. Финальный вариант детища Йозефа Фольмера был вполне удачной боевой машиной. При кажущейся примитивности именно этот танк был лучшим среди боевых машин легкого типа. Танк превосходил Renault FT по скорости в 2 раза, у него была более просторная башня, лучше обзорность и более просторное отделение управления. Одним словом, 10 немецких танков, которые окончательно собрали уже в Швеции, оказались правильным выбором. Вместе с тем, Strv m/21, так назвали этот танк, довольно быстро устаревал, поэтому еще во второй половине 20-х годов возникла идея о его замене. Поначалу речь шла о французском танке Renault NC, но его испытания в Швеции принесли разочарование. С 1928 года шли работы по танку разработки Фрица Хейгля, но совместный с Morgårdshammar AB проект оказался "бумажным". Поэтому в декабре 1930-январе 1931 года две комиссии, состоявшие из офицеров шведской армии, совершили серию поездок. Их итогом стал окончательный выбор улучшенного танка Landsverk L-5, фактически это был немецкий колесно-гусеничный танк Räder-Raupen Kampfwagen m/28, автором которого был инженер Отто Меркер. Решающих факторов было несколько. Это и наличие реального танка, и заинтересованность Maschinenfabrik Eßlingen AG в сотрудничестве, и предложения Меркера по улучшенному танку, включая чисто гусеничный вариант машины.

Танкетка Carden-Loyd Mk.VI в специальном исполнении для Швеции, построено 2 экземпляра в 1932 году. Это первый экземпляр, а второй, ушедший в Швецию, получил обозначение Tr 53.
Танкетка Carden-Loyd Mk.VI в специальном исполнении для Швеции, построено 2 экземпляра в 1932 году. Это первый экземпляр, а второй, ушедший в Швецию, получил обозначение Tr 53.
Танкетка Carden-Loyd Mk.VI в специальном исполнении для Швеции, построено 2 экземпляра в 1932 году. Это первый экземпляр, а второй, ушедший в Швецию, получил обозначение Tr 53.

Между тем, имелся еще один "выхлоп" из этих поездок. В январе 1931 года состоялся визит в Англию лейтенанта Эрика Гиллнера и капитана Вальтера Эллиота. Им провели демонстрацию целой линейки английских танков и бронемашин, которые состояли на вооружении, либо планировались к принятию. Откровенно говоря, именно танки шведов не впечатлили. Зато заинтересовали танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Англичане хоть и не являлись изобретателями танкеток (первой танкеткой стоит считать 3-тонный малый танк Ford M1918, он даже был условно серийным), но именно они сделали данный класс боевых машин популярным. После экспериментов Жиффара Мартеля последовала серия танкеток от творческого тандема, состоявшего из Джона Кардена и Вивиана Лойда.

Tr 52, типовой "пулеметовоз" Carden-Loyd Mk.VI.
Tr 52, типовой "пулеметовоз" Carden-Loyd Mk.VI.
Tr 52, типовой "пулеметовоз" Carden-Loyd Mk.VI.

Опробовав разные варианты, включая и колесно-гусеничный, в 1928 году Carden-Loyd создал знаменитую модель Mk.VI. Она оказалась оптимальной с точки зрения характеристик, конструктивных решений и цены. Именно эта танкетка и стала классикой жанра, а ее производные строились в СССР (Т-27), Италии (CV-29), Польше (TK-S), Чехословакии (Tančík vz. 33) и Франции (Renault UE). Про то, сколько различных боевых машин породила эта танкетка, и говорить не приходится. Не менее важно то, что Carden-Loyd Mk.VI предлагалась в различных вариантах исполнения. Это и самоходный миномет, и артиллерийский тягач, имелся даже транспортный вариант. В крупную серию эти варианты не пошли, но они и заинтересовали шведских военных.

Вскоре на машину поставили шведский пулемет Kulspruta m/14-29.
Вскоре на машину поставили шведский пулемет Kulspruta m/14-29.
Вскоре на машину поставили шведский пулемет Kulspruta m/14-29.

По результатам обсуждения было решено закупить две танкетки Carden-Loyd Mk.VI. Покупались они вместе с гусеничными прицепами, поскольку изначально предполагалось, что их будут использовать и как артиллерийские тягачи. Дело в том, что как раз в начале 30-х годов у шведов пошел реальный прогресс по созданию противотанковой артиллерии. Без немцев тут не обошлось: во-первых, Bofors AB находилась под колпаком Krupp, а во-вторых, последняя занималась Leichttraktor Krupp, у которого стояла танковая версия противотанкового орудия 3,7 cm Tak. Производной последней стала 37 mm K. fm/32, которая, впрочем, изначально имела целую массу принципиальных отличий от прародителя. Естественно, быстро возник вопрос, на чем перевозить данную систему. Наиболее логичным вариантом были грузовики, но для поля боя надо что-то более специализированное. И вот тут английская танкетка заиграла новыми красками.

Пулемет вместе с лентой на барабане.
Пулемет вместе с лентой на барабане.
Пулемет вместе с лентой на барабане.

Отдельно стоит упомянуть то, что же за машины приобрела шведская сторона. "Классической" версией является то, что куплены было две машины, одна Mk.V*, а вторая - Mk.VI. Это проходит по всем шведским справочникам. Но даже переписка по испытаниям этих танкеток в Готаландском лейб-гвардейском пехотном полку (Göta livgarde, I 2) явно говорит о то, что "каноничная" версия слегка не соответствует действительности. В этой самой переписке говорится о "тракторе №52" (Tr 52) и "тракторе №53" (Tr 53). Так вот, машина №52 указана как 1931 года выпуска, а машина №53 - 1932 года выпуска. С первой танкеткой вообще никаких вопросов: ныне на экспозиции шведского танкового музея Arsenalen находится танкетка Carden-Loyd Mk.VI с серийным номером V.A.E. 319, выпущенная Vickers-Armstrongs LTD в августе 1931 года. Это так называемый "стандартный пулеметовоз" (Machine Gun Carrier Mk VI Standard). Так танкетка выглядела до появления наиболее совершенной версии, Machine Gun Carrier Mk VI*, с единой рубкой без "колпаков". А вот вторая машина в каталоге продукции Vickers-Armstrongs именуется как Machine Gun Carrier Mk VI Sweden (Narrow Type), то есть "узкий" тип для Швеции. И датирован он как раз 1932 годом. У этого варианта была единая рубка, причем увеличенного типа, а также довольно хитрая установка пулемета Vickers. Одним словом, обе машины были Mk.VI, причем вторая создавалась специально по шведскому заказу. Хотя машина на фото в каталоге отличается, судя по всем, было их две. И у этой машины стоял более мощный мотор Ford A.

На дальние расстояния танкетки перевозились установленными на специальный прицеп.
На дальние расстояния танкетки перевозились установленными на специальный прицеп.
На дальние расстояния танкетки перевозились установленными на специальный прицеп.

Уже к июню 1932 года обе танкетки оказались в распоряжении Готаландского лейб-гвардейского пехотного полка. Судя по переписке, больше всего их заинтересовал не "специальный" вариант машины, а "стандартный", то есть танкетка 1931 года выпуска. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, вариант с рубкой был тяжелее, а для мотора Ford T, который применялся на танкетках, это являлось важным параметром. Неспроста на Т-27 поставили более мощный мотор, от Ford A. Шведы тоже жаловались на слабоватый мотор, что особенно проявлялось при езде с прицепом. Во-вторых, с точки зрения установки вооружения версия 1932 года получилась откровенно неудобной. Поэтому на испытаниях данная машина ездила, первое время, вообще без вооружения. А вот Tr 52 практически сразу же получил вооружение в виде станкового пулемета Kulspruta m/14-29 (лицензионная версия Browning M1917 под патрон 6,5×55). Кроме того, явно было видно, что различное оборудование (включая и прицеп, на котором танкетка перевозилась при перевозке на дальние дистанции) делалось явно в расчете на "стандартный" вариант.

Первый этап испытаний, в ходе него машины ездили вместе с прицепами.
Первый этап испытаний, в ходе него машины ездили вместе с прицепами.
Первый этап испытаний, в ходе него машины ездили вместе с прицепами.

Первый этап испытаний танкеток прошел с июня по октябрь 1932 года. В это время машины проходили ходовые испытания, включая и преодоления различных препятствий. Как раз в этот момент случились жалобы на слабоватый моторчик Ford T. Кстати говоря, англичане были в курсе по поводу слабого мотора: на Machine Gun Carrier Mk VI* экспериментировали с разными моторами, но в итоге английская армия получала танкетки со всё тем же двигателем Ford T. По итогам более удачным показал себя Tr 52, просто потому, что был ниже и легче. Обычно максимальную скорость этих танкеток указывают как 45 км/ч, но по факту быстрее 30 км/ч они не ездили. С учетом того, что в основном их катали вместе с гусеничным прицепом, ничего удивительного. Собственно говоря, в чистом виде танкетки им были и не нужны, ведь, как уже говорилось выше, был необходим легкий артиллерийский тягач.

Годом спустя их испытывали как артиллерийские тягачи. победа оказалась скорее за грузовиками.
Годом спустя их испытывали как артиллерийские тягачи. победа оказалась скорее за грузовиками.
Годом спустя их испытывали как артиллерийские тягачи. победа оказалась скорее за грузовиками.

Испытания по перевозке за танкетками 37 mm K. fm/32 прошли год спустя, проходили они в Сёдерманландском полку (Södermanlands regement, I-10, Стренгнес). Одновременно с танкетками использовалась конная тяга, применялся грузовик Chevrolet, а также пикап Ford. Также впрягали в пушку и мотоцикл. Скорее там испытывалась сама возможность таскания, в данном случае танкетка 1932 года выглядела предпочтительнее. по крайней мере, расчет ездил в машине, а не частично сидел на пушке. В дальнейшем на машинах проводились и другие опыты, как раз в их ходе Tr 53 получил, наконец, вооружение. При этом пришлось английский вертлюг выкидывать и делать что-то своё. Проводились эксперименты и по иной установке пулемета, а также перевозке за танкеткой лыжников.

Метаморфозы Tr 53 в ходе эксплуатации в войсках.
Метаморфозы Tr 53 в ходе эксплуатации в войсках.
Метаморфозы Tr 53 в ходе эксплуатации в войсках.

По итогу английские танкетки вызвали скорее разочарование. Дело не только в слабом моторе, с машиной вообще было непонятно, что делать. Шведы были не одиноки: если проследить историю танкеток Carden-Loyd в других странах, то там хорошо видно - машину почти сразу переделывали. Либо это была сильно улучшенная версия (TK-S, Tančík vz.33 и Т-27), либо из нее делали транспортер (Renault UE). Как артиллерийский тягач шведам данная машина оказалась не особо интересной, по итогам для перевозки противотанковых пушек они заказали Tempo G 1200. Тем не менее, именно танкетки как класс их заинтересовали. Была долгая история создания малых танков семейства Landsverk L 100/L 120, которая, правда, закончилась только опытными машинами. Поэтому пришлось брать чехословацкие танкетки AH-IV-Sv, они же Strv m/37. Они оказались наиболее массовым типом шведских танков на начало Второй мировой войны - их построили 46 штук. Осенью 1939 года Strv m/37 распределили между пехотными полками I 9 (Скараборк) и I 10 (Стренгнес).

Установка на Tr 52 безоткатного орудия 57 mm pansarvärnskanon fm/44.
Установка на Tr 52 безоткатного орудия 57 mm pansarvärnskanon fm/44.
Установка на Tr 52 безоткатного орудия 57 mm pansarvärnskanon fm/44.

Что же касается Tr 52 и Tr 53, то их служба продлилась до 1939 года, когда, наконец, не подоспела смена в виде Strv m/37. Только после этого из поставили, в качестве экспонатов, перед зданием музея. Как выяснилось позднее, для Tr 52 это было еще не окончание службы. Во время войны шведские конструкторы начали разработку безоткатных орудий. Первые практические опыты на танковых шасси были проведены в 1943 году, а годом спустя приоритетных направлений стало два. Это 150-мм пехотное орудие, а также 57-мм противотанковое безоткатное орудие 57 mm pansarvärnskanon fm/44. Орудие имело небольшую массу (около полутонны) и очень неплохие ТТХ. При начальной скорости снаряда 1000 м/с бронебойный снаряд мог поразить, на дистанции 300 метров, лист толщиной 80 мм, установленный под углом 30 градусов от вертикали. Для испытания подобных систем обычно использовали шасси различных опытных машин, посему выбор танкетки Carden-Loyd не должен сильно удивлять.

После испытаний машину вернули в исходную конфигурацию.
После испытаний машину вернули в исходную конфигурацию.
После испытаний машину вернули в исходную конфигурацию.

57 mm pansarvärnskanon fm/44 поставили на шасси Tr 52 в мае 1945 года, а месяцем спустя испытали. Чтобы машину случайно не снесло, спереди поставили балласт. Разумеется, что-то подобное в серию запускать даже не думали, ибо шасси было ровно одно. Целью испытаний являлась принципиальная возможность использования легких гусеничных шасси для установки безоткатной артиллерии. Впрочем, 57 mm pansarvärnskanon fm/44 так и осталась опытной, поскольку броневая защита стремительно росла, и орудие устарело. Из всех типов, которые испытывали, на вооружение приняли 105-мм безоткатное орудие 10,5 cm infanterikanon m/45. Ну а танкетку вернули в исходный вид. По итогам Tr 52 и Tr 53 повезло: их не сдали в металлолом, обе танкетки дожили до наших дней и хранятся в музее Arsenalen (кстати, располагается он неподалеку от того места, где эти танкетки испытывали в 1933 году). Tr 52 стоит в основной экспозиции, а Tr 53 - в запасниках.

Автор благодарит за помощь при подготовке статьи Карла Бломстера, Швеция

Источники:

Архив Карла Бломстера.

http://www.ointres.se/pansar.htm

http://tankdevelopment.blogspot.com

Pansar 1-2007

Другие статьи по шведской бронетехнике:

Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике