11 633 subscribers

Английский пулеметовоз как советский арттягач

5,3k full reads
6,8k story viewsUnique page visitors
5,3k read the story to the endThat's 77% of the total page views
4 minutes — average reading time

Попытки использовать Universal Carrier Mk.I в качестве тягача дивизионной и противотанковой артиллерии

Есть довольно распространенное заблуждение насчет того, что танкетки изжили себя еще к середине 30-х годов. Во-первых, некоторые страны, например, Япония, продолжали выпускать такие боевые машины и во Вторую мировую войну. Во-вторых, многие начисто забывают одну простую истину. Танкетка была многоцелевой машиной, а ее исходная концепция - это пулеметовоз. Причем первые модели танкеток Carden-Loyd даже не имели защитных колпаков для командира-пулеметчика и механика-водителя. Ну а дальше... а дальше классическая английская танкетка переродилась в машину, которую порой называют бронетранспортером. На самом деле это изначально пулеметовоз, который имеет еще несколько мест позади (и у нашей Т-27 тоже порой были сзади сидушки). Исходя из этого, самый массовый в истории образец бронетанковой техники - это танкетка. Разумеется, речь идет об Universal Carrier. За всё время выпустили 113 тысяч машин этого семейства, что примерно соответствует выпуску Medium Tank M4 и Т-34, вместе взятых.

Universal Carrier штатно вез 2 членов экипажа, плюс 4 человек сзади. По факту позади могло разместиться и шестеро.
Universal Carrier штатно вез 2 членов экипажа, плюс 4 человек сзади. По факту позади могло разместиться и шестеро.
Universal Carrier штатно вез 2 членов экипажа, плюс 4 человек сзади. По факту позади могло разместиться и шестеро.

Universal Carrier (поначалу Bren Carrier), создавался многоцелевой машиной. Помимо функции пулеметовоза (3-местный Bren Carrier No.2 Mk.I), он использовался как машина-разведчик (Scout Carrier), а также как транспортер. Именно как БТР его называть было довольно сложно. Сзади, конечно, имелась возможность разместить десант из 4 человек (а по факту набиться могло и больше), но для этих целей машина всё же оказалась маловата. Далее всё зависело то того, как машины использовались в частях. Не стоит забывать и о специфичных модификациях вроде истребителя танков с 2-фунтовой противотанковой пушкой. А еще были случаи, когда машину применяли не совсем по назначению, причем сами же англичане. В таких условиях неудивительно, что в других странах, куда поставлялись Universal Carrier, их также применяли нестандартно.

С точки зрения ТТХ Universal Carrier был вполне сопоставим с тягачом "Комсомолец". Поэтому его и решили проверит с точки зрения возможности использования как тягача.
С точки зрения ТТХ Universal Carrier был вполне сопоставим с тягачом "Комсомолец". Поэтому его и решили проверит с точки зрения возможности использования как тягача.
С точки зрения ТТХ Universal Carrier был вполне сопоставим с тягачом "Комсомолец". Поэтому его и решили проверит с точки зрения возможности использования как тягача.

1 октября исполнилось 80 лет окончанию Московской конференции представителей СССР, США и Англии по вопросам взаимных военных поставок. Эта конференция стала финалом в запуске программы поставок в СССР бронетанковой техники. В числе поставлявшихся образцов оказался и Universal Carrier. Как раз вчера исполнилось 80 лет с прибытия конвоя PQ-1, который доставил первую партию английских боевых машин. Всего с 1941 по 1945 годы в СССР поступило 2003 машины данного семейства, включая и американские БТР T16. Машины, именовавшиеся как "бронетранспортер MK-I" и "бронетранспортер Брен", были как английского, так и канадского производства. Применялись они обычно как бронетранспортеры-разведчики, причем постепенно, по ходу эксплуатации, английское вооружение заменяли на отечественное. Впрочем, есть и еще одна, менее известная страница истории этой машины в Красной Армии. Ее пытались приспособить под использование как тягач дивизионной и, прежде всего, противотанковой артиллерии.

На сей раз обошлось без таскания гаубиц - только дивизионные и противотанковые пушки.
На сей раз обошлось без таскания гаубиц - только дивизионные и противотанковые пушки.
На сей раз обошлось без таскания гаубиц - только дивизионные и противотанковые пушки.

Сама по себе идея выглядела более чем логичной. По параметрам Universal Carrier был очень близок к "Комсомольцу", который прекратили выпускать с 1 августа 1941 года. Между тем, только до 28 ноября 1941 года поступило 200 английских транспортеров, из которых по 10 штук передали 145-й, 146-й и 148-й танковым бригадам. Еще 50 машин прибыло в декабре 1941 года. Надо сказать, что почти половина из поступивших в Советский Союз Universal Carrier пришло с октября 1941 по апрель 1942 года - всего 920 машин. В то время их в переписке также именовали как "универсальный транспортер". Прибытие 193 транспортеров в ноябре 1941 года для командования ГАБТУ КА не осталось незамеченным. Уже 25 ноября была подписана программа испытаний транспортера как артиллерийского тягача. Предполагалось обкатать на нем 45-мм противотанковую пушку и орудия калибра 76 мм. Тем самым в ГАБТУ КА надеялись компенсировать прекращение выпуска на ГАЗ артиллерийских тягачей ГАЗ-61-416. Вместо них в Горьком запустили полномасштабное производство Т-60. Правда, есть сторонники идеи "лучше бы строили тягачи", вот только в руководстве ГКО почему-то думали иначе.

Второй образец, с фаркопом от ГАЗ-61-416, но без шпор.
Второй образец, с фаркопом от ГАЗ-61-416, но без шпор.
Второй образец, с фаркопом от ГАЗ-61-416, но без шпор.

Собственно говоря, как тягач потенциально Universal Carrier Mk.I выглядел крайне интересно. Удельная мощность машины была почти в 2 раза выше "Комсомольца", расчет сидел внутри машины, да и буксирное устройство у него имелось. Правда, английское буксирное устройство не годилось для наших артсистем, поэтому его, перед началом испытаний, заменили на конструкцию от ГАЗ-61-416. Работа эта велась КОЭ ГАЗ им. Молотова под руководством конструктора Соколова. Доработка двух транспортеров также проводилась силами ГАЗ, а испытательные пробеги проводились с территории завода.

Установка буксирного прибора от ГАЗ-61-416.
Установка буксирного прибора от ГАЗ-61-416.
Установка буксирного прибора от ГАЗ-61-416.

Первый из испытательных пробегов состоялся 27 ноября 1941 года. Поскольку с самого начала имелись определенные сомнения по поводу сцепных свойств траков по заледенелой поверхности, на каждом 10-м траке наварили шпоры. Это решение оказалось очень кстати, поскольку испытания проводились при температуре воздуха -10 градусов. Транспортер тащил за собой 76-мм дивизионную пушку Ф-22 УСВ. При езде по заледенелой дороге средняя скорость движения составила 15-20 км/ч. По итогам испытаний выяснилось, что для перевозки дивизионной артиллерии по асфальтированному шоссе машина подходит. Другой вопрос, что такой транспортер был нужен скорее для действия вне дорог, а по ним и ГАЗ-АА, как показали более ранние испытания, может тащить чего потяжелее.

Новое буксирное устройство работало вполне нормально. В отличие от тягача.
Новое буксирное устройство работало вполне нормально. В отличие от тягача.
Новое буксирное устройство работало вполне нормально. В отличие от тягача.

То, на что реально способен английский транспортер, стало ясно в следующем испытательном пробеге. В него, 28 ноября 1941 года, отправилось уже 2 машины. От завода ГАЗ до деревни Гавриловка, что в 30 километрах от него, проехала та же машина, что и за день до того, плюс второй транспортер, не оборудованный шпорами. Первый транспортер так же тащил УСВ, а второй вез за собой 57-мм противотанковую пушку ЗИС-2. На сей раз местность была разной, включая замерзший проселок, имелись 10-градусные подъемы. И вот тут выяснилось, что машины уже с ролью тягачей не справляются. Средняя скорость по местности составила всего 6-8 км/ч. При этом транспортер, на котором стояли шпоры, еще как-то ехал, а вторая машина буксовала. Еще одной проблемой стало то, что задний мост торчал слишком низко над землей. Клиренс составлял 25 см, при этом машина по время движения по пересеченной местности периодически раскачивалась вперед-назад. В таких условиях имелся риск разбить задний мост.

Тягач с установленными шпорами. Он ехал лучше, но не особо.
Тягач с установленными шпорами. Он ехал лучше, но не особо.
Тягач с установленными шпорами. Он ехал лучше, но не особо.

29 ноября прошел третий, заключительный этап испытаний. В Universal Carrier посадили расчет из 7 человек, внутрь положили имитацию боезапаса, а также зацепили УСВ. В таком виде был проведен пробег на дистанцию 30 километров. Скорость по шоссе составила те же 15-20 км/ч, но ощущался некоторый перегруз. На тяжелую местность выводить транспортер даже не стали. 10 декабря 1941 года в адрес Сталина ушло письмо с выводами по поводу испытаний машины. В них четко указывалось, что как тягач дивизионной и противотанковой артиллерии Universal Carrier использовать нет никакого смысла. Вместо этого ГАБТУ КА предлагало впредь применять их по прямому назначению. То есть как транспортер-разведчик в механизированных частях. Точно так же, как это делали англичане.

Работа буксирного устройства.
Работа буксирного устройства.
Работа буксирного устройства.

В заключении стоит отметить, что сами англичане нет-нет, да применяли Universal Carrier как тягачи для 6-фунтовых противотанковых пушек. Но у них явно имелись те же самые проблемы. Неудачное расположение заднего моста и всего один опорный каток в задней части приводили к тому, что машина попросту не могла полностью реализовать потенциал своего мотора. Поэтому и появился 4-катковый T16, а также Loyd Carrier. Эти машины вполне применялись как легкие арттягачи, выполняя ровно те же функции, что и "Комсомолец". Ну а Universal Carrier использовали как транспортеры-разведчики.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГАКФД